Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:15, реферат
В настоящее время, когда передовая экономика строится на научно-технических достижениях и высоких технологиях, развитые страны уделяют все большее внимание правовому регулированию инновационной деятельности. Опыт таких стран показывает, что научная, научно-техническая и инновационная деятельность является решающим фактором экономического развития, способствующим стабилизации экономики и преодолению кризисных явлений. Для России, вступившей на путь рыночных реформ в экономике и демократизации общественной жизни, проблемы сохранения и развития научного потенциала имеют жизненное значение.
Введение
1. Регулирование инновационной деятельности
Понятие и признаки инновационной деятельности
Субъекты и объекты инновационной деятельности
Особенности инновационной деятельности в сфере образования
Понятие об инновациях в образовании
Классификация инноваций в образовании
Критерии педагогических инноваций
Заключение
Список литературы
Субъекты инновационной
К лицам, обеспечивающим условия осуществления
инновационной деятельности, в первую
очередь следует отнести органы
государственной власти, которые
устанавливают общие
Объекты инновационной деятельности. Если полагать в качестве объекта деятельности предмет, на который направлена активность субъекта и результат этой активности в форме продукта, то применительно к инновационной деятельности ее объект будет проявляться в форме комплексных и собирательных понятий “интеллектуального продукта” и “готового товара”. При дальнейшем анализе объектов инновационной деятельности мы будем опираться именно на такой подход к определению объекта. Итак, обратимся к первому из названных объектов инновационной деятельности. Интеллектуальный продукт в качестве результата инновационной деятельности может рассматриваться в широком смысле как продукт духовного производства, предназначенный для удовлетворения общественных потребностей. В учебной литературе имеется содержательная характеристика интеллектуального продукта. Его элементами называют: — научно-техническую продукцию, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции, модели (продукт фундаментальных исследований), изобретения, научные и конструкторские разработки, проекты, опытные образцы новой техники, новые изделия; — продукцию информации — программные продукты, радио- и телепрограммы и др. — продукты культуры.
Представляется, что подобная градация
лишена какого-либо критерия, способного
служить основанием для целей
классификации отдельных видов
продукции духовного
В качестве одной из возможных классификаций,
устраняющих отмеченный недостаток,
может быть предложена следующая
система распределения
— объекты авторского и смежных прав, включающие произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных, фонограммы, исполнения, постановки, передачи эфирного и кабельного телевещания; — объекты, индивидуализирующие участников гражданского оборота и производимой ими продукции, включающие фирменные наименования и коммерческие обозначения, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров;
— нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, включающие открытия, топологии интегральных микросхем, рационализаторские предложения, селекционные достижения, информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну.
К неохраняемым результатам интеллектуальной деятельности относятся те объекты, которые, в соответствии с действующим законодательством, изъяты из перечней объектов, включенных в категорию охраняемых, но, безусловно, являются интеллектуальными продуктами. К ним, в частности, могут быть отнесены научные теории и математические методы, научные принципы и факты, методы выполнения умственных операций, методы организации и управления хозяйством, решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, ноу-хау, концепции и т.д. Весь массив неохраняемых результатов интеллектуальной деятельности перечислить невозможно, ибо в него могут быть включены все результаты, основанные на рассудочной, умственной, мыслительной способностях человека, не охраняемые в соответствии с законодательством.
Современное
образование является сложнейшей формой
общественной практики, его место
и роль на данном историческом этапе
исключительны и уникальны. Сегодня
образование оказывается самым
масштабным и может быть единственным
социальным институтом, через который
осуществляется трансляция и воплощение
базовых ценностей и целей
развития российского общества. В
условиях радикального изменения идеологических
воззрений, социальных представлений,
идеалов именно образование позволяет
осуществить адаптацию к новым
жизненным формам, поддержать процесс
воспроизводства социального
Одним из
безусловных вызовов нашего времени
является требование прямого и профессионально
обеспеченного решения проблемы
производства и воспроизводства
человечности и человеческого. Несомненно,
что из всех форм общественной практики
именно образование, и прежде всего
— инновационное, пытается решать эту
проблему не утилитарно, а по существу.
В подавляющем большинстве
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. В реальной практике учителя часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта, опыта своих коллег.
Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей школы возникают новые требования к педагогической деятельности. Вместе с тем передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция учителя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы. В педагогическом опыте, как нигде более, переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающей новый опыт. Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями.
Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению.
Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую — внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований.
Результаты научных