Иновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:15, реферат

Описание работы

В настоящее время, когда передовая экономика строится на научно-технических достижениях и высоких технологиях, развитые страны уделяют все большее внимание правовому регулированию инновационной деятельности. Опыт таких стран показывает, что научная, научно-техническая и инновационная деятельность является решающим фактором экономического развития, способствующим стабилизации экономики и преодолению кризисных явлений. Для России, вступившей на путь рыночных реформ в экономике и демократизации общественной жизни, проблемы сохранения и развития научного потенциала имеют жизненное значение.

Содержание работы

Введение
1. Регулирование инновационной деятельности
Понятие и признаки инновационной деятельности
Субъекты и объекты инновационной деятельности
Особенности инновационной деятельности в сфере образования
Понятие об инновациях в образовании
Классификация инноваций в образовании
Критерии педагогических инноваций
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

иновац менеджм.docx

— 56.77 Кб (Скачать файл)
    1. Субъекты и объекты инновационной деятельности

Субъекты инновационной деятельности. В отсутствие законодательно установленного круга лиц, участвующих в инновационном процессе, возникают дополнительные трудности при определении фигуры, обладающей статусом субъекта инновационной деятельности.    Сам процесс создания и внедрения нового продукта (инновационный процесс), как было показано выше, характеризуется наличием соответствующих стадий. Поэтому участие лица в этом процессе может происходить или в рамках одной (нескольких) стадии, либо выражаться в его участии во всех стадиях. В первом случае будет иметь место частичное (сингулярное) участие, во втором - полное (универсальное) участие. Данное обстоятельство, связанное с особенностями инновационного процесса, открывает весьма благоприятные возможности для участия в инновационной деятельности широкого круга лиц, обладающих научно-техническим, научным, производственным, финансовым и интеллектуальным потенциалом.           В инновационном процессе могут участвовать как юридические, так и физические лица. В некоторых случаях участниками инновационной деятельности могут выступать и выступают неправосубъектные образования в форме творческих коллективов, экспертных советов и т.п. Для того, чтобы стать участником инновационной деятельности, нет необходимости приобретать одноименный статус, как, например, того требует закон от предпринимателя. Этот вид деятельности не требует и лицензирования, по крайней мере в настоящее время. Вместе с тем нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организации инновационной деятельности в РФ, и сам характер нововведений позволяют очертить круг субъектов, не только принимающих непосредственное участие в инновационном процессе, но и обеспечивающих этот процесс.   

К лицам, обеспечивающим условия осуществления  инновационной деятельности, в первую очередь следует отнести органы государственной власти, которые  устанавливают общие направления  инновационной деятельности, утверждают инновационные проекты и программы, вырабатывают основные принципы развития инновационной деятельности в сфере  науки и научного обслуживания, утверждают формы государственной отчетности, учреждают и регистрируют организации, реализующие инновационные проекты и т.п.   Следующей разновидностью лиц, обеспечивающих инновационную деятельность, являются специализированные органы и организации, создаваемые для целей содействия развитию предприятий в научно- технической и внедренческой сферах, координации инновационной деятельности, ее поддержки и финансирования.     

Объекты инновационной деятельности. Если полагать в качестве объекта деятельности предмет, на который направлена активность субъекта и результат этой активности в форме продукта, то применительно к инновационной деятельности ее объект будет проявляться в форме комплексных и собирательных понятий “интеллектуального продукта” и “готового товара”. При дальнейшем анализе объектов инновационной деятельности мы будем опираться именно на такой подход к определению объекта.         Итак, обратимся к первому из названных объектов инновационной деятельности. Интеллектуальный продукт в качестве результата инновационной деятельности может рассматриваться в широком смысле как продукт духовного производства, предназначенный для удовлетворения общественных потребностей. В учебной литературе имеется содержательная характеристика интеллектуального продукта. Его элементами называют: — научно-техническую продукцию, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции, модели (продукт фундаментальных исследований), изобретения, научные и конструкторские разработки, проекты, опытные образцы новой техники, новые изделия;       — продукцию информации — программные продукты, радио- и телепрограммы и др.          — продукты культуры.     

Представляется, что подобная градация лишена какого-либо критерия, способного служить основанием для целей  классификации отдельных видов  продукции духовного производства.       

В качестве одной из возможных классификаций, устраняющих отмеченный недостаток, может быть предложена следующая  система распределения объектов, входящих в понятие “интеллектуальный  продукт”. Все потенциально возможные результаты интеллектуальной деятельности разбиваются на две группы объектов, отличающиеся друг от друга по критерию наличия у них правовой охраны.   К охраняемым результатам интеллектуальной деятельности по законодательству РФ относятся:        — объекты патентных прав, включающие изобретения, полезные модели, промышленные образцы;        

— объекты авторского и смежных  прав, включающие произведения науки, литературы, искусства, программы для  ЭВМ и базы данных, фонограммы, исполнения, постановки, передачи эфирного и кабельного телевещания;   — объекты, индивидуализирующие участников гражданского оборота и производимой ими продукции, включающие фирменные наименования и коммерческие обозначения, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров;       

— нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, включающие открытия, топологии  интегральных микросхем, рационализаторские предложения, селекционные достижения, информацию, составляющую служебную  или коммерческую тайну.   

К неохраняемым результатам интеллектуальной деятельности относятся те объекты, которые, в соответствии с действующим  законодательством, изъяты из перечней объектов, включенных в категорию  охраняемых, но, безусловно, являются интеллектуальными  продуктами. К ним, в частности, могут быть отнесены научные теории и математические методы, научные принципы и факты, методы выполнения умственных операций, методы организации и управления хозяйством, решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, ноу-хау, концепции и т.д.       Весь массив неохраняемых результатов интеллектуальной деятельности перечислить невозможно, ибо в него могут быть включены все результаты, основанные на рассудочной, умственной, мыслительной способностях человека, не охраняемые в соответствии с законодательством. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности инновационной деятельности в сфере образования
    1. Понятие об инновациях в образовании

 

Современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место  и роль на данном историческом этапе  исключительны и уникальны. Сегодня  образование оказывается самым  масштабным и может быть единственным социальным институтом, через который  осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей  развития российского общества. В  условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов именно образование позволяет  осуществить адаптацию к новым  жизненным формам, поддержать процесс  воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития.

Одним из безусловных вызовов нашего времени  является требование прямого и профессионально  обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства  человечности и человеческого. Несомненно, что из всех форм общественной практики именно образование, и прежде всего  — инновационное, пытается решать эту  проблему не утилитарно, а по существу. В подавляющем большинстве современных  концепций и программ появляется, пока — очень осторожно, принципиально  новое измерение — гуманитарно-антропологическое. Фактически речь идёт о постановке беспрецедентной для образования  задачи: оно должно стать универсальной  формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих  ему быть и отстаивать собственную  человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но, прежде всего  подлинным субъектом  культуры и исторического действия.

В понимании сущности инновационных  процессов в образовании лежат  две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения  и распространения передового педагогического  опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в  практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств. 

 Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде. 

В-третьих, изменение характера  отношения учителей к самому факту  освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации  содержания учебно-воспитательного  процесса учитель был ограничен  не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в  использовании новых приемов  и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию  рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. 

В-четвертых, вхождение общеобразовательных  учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов  учебных заведений, в том числе  и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности. 

Современной школой накоплен богатый  педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и  применении, отсутствуют навыки и  умения в его отборе и анализе. В реальной практике учителя часто  не задумываются о необходимости  и целесообразности анализа собственного педагогического опыта, опыта своих  коллег.

Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей школы возникают новые требования к педагогической деятельности. Вместе с тем передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция учителя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы. В педагогическом опыте, как нигде более, переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающей новый опыт. Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями.

Разновидностями передового педагогического  опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению.

Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую — внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований.

Результаты научных исследований по педагогике и психологии для школьных работников часто остаются неизвестными из-за отсутствия своевременной информации. В специальных работах В.Е.Гмурмана, В.В.Краевского, П.И.Карташова, М.Н.Скаткина и других показано, что внедрение результатов педагогических исследований предполагает специальное ознакомление практических работников с полученными данными, обоснование целесообразности их внедрения, развитие на этой основе потребности в применении научных результатов в практике. Это возможно при условии специально организованного обучения способам и приемам реализации научных рекомендаций при оперативной методической, консультативной помощи со стороны специалистов. 

Информация о работе Иновационная деятельность