Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:05, контрольная работа

Описание работы

Задание 1
Дать целостное представление о чередовании технологических укладов, основных понятиях теории инноватики.
В современной экономической теории чередование деловых циклов связывается со сменой технологических укладов в общественном производстве. Понятие "уклад" означает обустройство, установившийся порядок чего-либо.
Технологический уклад (волна) -- совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным.

Файлы: 1 файл

ИМ Виталик.docx

— 100.71 Кб (Скачать файл)

 

      В технологические лидеры Россия, будучи в составе СССР, выбивалась  лишь однажды - в четвертом  технологическом укладе, с 1930 по 1970 годы, наряду с США, Западной  Европой и Японией. 

 

 

Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации. Основу инновационной теории заложил русский экономист, профессор Кондратьев Н.Д., опубликовавший в 1925 году теорию волновых колебаний в общественном производстве.  Волновую теорию Н. Д. Кондратьева развил австрийский экономист  Й. Шумпетер, введший в научное употребление категорию технических, организационных, экономических и управленческих нововведений, разработавший теории  мультицикличности волновых колебаний,  эффективной конкуренции вместо

ценовой, концепцию эффективной монополии. В настоящее время чередование  деловых циклов связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве. В каждом технологическом  укладе имеются свои ключевые факторы, которые влияют на создание нового продукта, использование новой технологии и организации производства, появление  новых рынков сбыта и источников сырья.  Инновационный процесс  в теории инноватики определяется совокупностью работ инновационной деятельности, которые регламентированы этапами их организации,

ресурсного  обеспечения от зарождения перспективной  идеи до создания новой техники, новых  продуктов или услуг, их коммерциализации в условиях конкуренции.

    В современной концепции инноватики различают нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов (включая сферу услуг). Все они рассматриваются как альтернативные направления инновационной деятельности, осуществляемой в целостной системе управления инновациями «Наука → технология → экономика → образование». Следовательно, инновационная деятельность включает в  себя помимо инновационных процессов широкий спектр работ как по освоению наукоемких и ресурсосберегающих технологий, так и по эффективному использованию приобретаемых лицензий, раскрытию ноу-хау и т.п. Непременным и обязательным направлением инновационной деятельности является распространение и тиражирование, т.е. диффузия новых изделий, технологий, методов  организации производства и управления.  Систематизация знаний по инноватике, определяемая их принципиальным содержанием,  направлениями использования и распространения посредством диффузии и трансферта инноваций, находит практическое осуществление в классификаторе новаций, инновационных процессов и нововведений. Осознание ценностей новых продуктов, технологий и услуг происходит на основе практики, определяясь их вовлечённостью в сферы человеческой деятельности, товарно-денежных отношений, перспектив социально-экономического

развития  общества в целом. Основными параметрами  для управления инновациями являются промежуточные результаты инновационной  деятельности, обеспечивающие достижение конечной цели. При этом следует  учитывать проблемный характер ситуаций, конкуренцию и рисковую среду.

 

    Инновация (нововведение). Инновация (от англ,  «innovation»)  означает

нововведение  как результат практического (или  научно-технического)  освоения

новшества.   В   современной   концепции   инноватики   принято    различать

нововведения-продукты,        нововведения-процессы        (производственно-

технологические), модификации  продуктов  и  услуг.  Практическим  освоением

новшеств    в     нововведениях     является     реализация     коммерческой

(предпринимательской)  идеи  по  удовлетворению  спроса  на  конкретные  виды

продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие  спроса свидетельствует  об

их  конкурентоспособности,  то  есть  общественном  признании,  что  является

важным  результатом инновационной  деятельности.  При  этом, необходимо в современных условиях учитывать новый фактор, определяемый  тем, что наука стала теоретической основой материального производства.

 

      Непосредственно  нововведения-продукты   считаются   первичными.   Они

появляются  в экономике  предшествующего  технологического  уклада.  Само  по

себе  появление неординарных нововведений-продуктов  означает фазу  зарождения

нового  технологического уклада. Однако его  медленное развитие  на  начальном

отрезке  времени  объясняется  монопольным  положением  отдельных   фирм   и

компаний (активная монополия) под защитой  патентов и  действия  коммерческой

тайны. В  фазе  доминирования  нового  технологического  уклада  наблюдается

распространение   (диффузия)   нововведений-процессов,   когда    происходит

переливание капиталов в новый уклад общественного  производства.  Модификация

выпускаемой  продукции  вызывается  конъюнктурными  изменениями   на   рынке

товаров.

 

      Новация (новшество). При обновлении  ассортимента  продукции,  средств

производства  и  услуг  используются  научно-технические,   технологические,

организационно-экономические  и  управленческие  новации  (новшества).   Под

новшеством  следует понимать новое  явление  (открытие,  новое  теоретическое

знание), новый метод (принцип), изобретение,  коммерциализацию  нововведений

(включая  маркетинг).

 

      Истоки совершающихся открытий  и  накопления  потенциала  теоретических

знаний  находятся  в  окружающем  материальном  мире.   Открытия   и   новые

теоретические  знания  являются   результатом   проведения   фундаментальных

научных   исследований,   которые    подразделяются    на    фундаментальные

теоретические исследования (ФТИ) и поисковые НИР.

 

      Поисковые НИР имеют целью выдвижение  и обоснование нового  метода

удовлетворения  общественных потребностей, его экспериментальную  проверку.  В

ходе  поисковых НИР результаты открытия или теоретического  знания  получают

возможность  найти  практическое  применение.  При  этом  начальная   стадия

функционирования  нового метода характеризуется весьма  низкими  показателями

полезного действия. На этой стадии отличные качественные  показатели  нового

метода  еще не перешли в высокие количественные результаты.

 

      Изобретение, изобретением считается новое,  обладающее  существенными

отличиями техническое решение задачи,  которое  дает  положительный  эффект,

улучшает  качество продукции, облегчает  условия  труда  и  обеспечивает  его

безопасность.  Большинство  изобретений  и  приравниваемых  к  ним  полезных

моделей появляется в  ходе  эскизно-технического  проектирования  на  стадии

ОКР.

 

      Жизненный цикл продукции. Жизненный цикл продукции состоит из четырех

фаз. На  первой  фазе  проводятся  исследования  и  разработки  по  созданию

нововведения-продукта.    Заканчивается    фаза    передачей    отработанной

технической документации  в  производство.  На  второй  фазе  осуществляется

технологическое освоение масштабного производства новой продукции. При  этом

объемы  производства должны выйти на уровень,  обеспечивающий  безубыточность

работы.   Особенностью   третьей   фазы   является   стабилизация    объемов

производимой  продукции. На четвертой фазе  происходит  постепенное  снижение

объемов производства.

 

      Жизненный цикл  технологии.  Жизненный цикл  технологии  производства

также  складывается  из  четырех   фаз.   Первая   связана   с   зарождением

нововведений-процессов  в  недрах   предыдущего   технологического   уклада.

Интенсивно  проводятся  НИР  технологического  профиля   по   нововведениям-

продуктам.  На  второй  фазе  преследуются   цели   освоения   нововведений-

процессов. На третьей фазе новая технология производства распространяется  и

тиражируется  с многократным повторением на других объектах.  Четвертая  фаза

включает  рутинизацию, т.е.  освоение  нововведений-процессов в  стабильных,

постоянно функционирующих элементах объектов.

      На доминирование технологического  уклада  в  течение  продолжительного

периода  времени   оказывает   влияние   государственная   поддержка   новых

технологий  в сочетании  с  инвестиционной  деятельностью  фирм  и  компаний.

Нововведения-процессы менее  подвержены  влиянию  конъюнктуры,  способствуют

снижению  издержек производства, обеспечивают  устойчивость  потребительского

спроса  на товары.

 

      Жизненный цикл товара. Начало жизненного цикла товара,  который имеет

четыре  фазы,  приходится  на  выпуск  и   поступление   на   рынок   первых

промышленных  серий продукции. Заполнение  товаром  свободной  рыночной  ниши

означает  наступление первой  фазы  его  жизненного  цикла,  которую  принято

называть  внедрением. Последующие три фазы, связанные с  ростом,  замедлением

роста и спадом объемов  продаж  товара,  определяются  маркетингом,  который

учитывает рыночную  конъюнктуру,  зависимость  спроса  от  цены  и  качества

товара.  Такого  рода  информация  дает  возможность  принимать  решения   о

расширении или сокращении выпуска продукции, ее модификации,  что неизбежно

отражается  на длительности той или иной фазы жизненного цикла товара.

 

Новатор - создатель нового (как  продукта труда новатора, содержащего  новое для него решение). Новаторами могут быть физические и юридические  лица. 
 
Физические лица: люди любой профессии, создавшие в результате интеллектуальной деятельности что-то новое.  
 
Юридические лица: фирмы (организации, предприятия), компании, корпорации, консорциумы, учреждения, которые также в результате творческой деятельности своих сотрудников создали что то новое. 
 
   Инноватор – это лицо, принявшее новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преобразованию или использованию.  
 
После принятия новшества к потреблению инноватор создает необходимые условия для его использования, внедряет, осваивает и использует, либо предварительно преобразовывает.

Инноватор также может быть  юридическим и физическим лицом.Фирма (либо человек) становится инноватором при соблюдении как минимум двух условий: 
1.  после приобретения новшества;  
2.  при определенной работе с нововведением. 

 

Инноватор – это потребитель, который испытал на себе и реализовал инновационный процесс:  
1.  осознал свою нужду в новшестве, поставил себе цель; 
2. выбрал для ее достижения инновационную стратегию, то есть конкретное новшество;  
3. искал и  приобрел новшество (в основном через рынок, но может быть и через другой какой-либо распределительный механизм, например, внутрифирменный); 
4. адаптировался к нему – перестроил себя и свою организацию (всю свою систему) под новшество как под новую стратегию;   
5. рутинизировал его, то есть свои деловые операции он теперь может выполнять по-новому с помощью новшества, поскольку он освоил новшество, включил новшество в свою технологию и обновил ее, включил его в свою корпоративную культуру;  
6. использовал новшество и повысил свою компетенцию (получил новые знания, умения, навыки), получил выгоду в виде нового качества своей деловой активности, новых свойств продукции и услуг, появившихся в результат его деятельности.  

 

 

  1. Охарактеризовать реинжиниринг как прием инновационного 
    менеджмента.

 

 

Реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы (термин «реинжиниринг» ввел М. Хаммер).

 

  Это определение содержит четыре ключевых слова: «фундаментальный», «радикальный», «резкий (скачкообразный)» и «процесс» (наиболее важное слово).

 

Фундаментальный. На начальной стадии реинжиниринга необходимо ответить на такие основные вопросы:

 

почему  компания делает то, что она делает?

почему  компания делает это таким способом?

какой хочет стать компания?

 

Отвечая на эти вопросы, специалисты должны переосмыслить текущие правила  и положения (зачастую не сформулированные в письменной форме) ведения бизнеса  и часто оказывающиеся устаревшими, ошибочными или неуместными.

 

Радикальный. Радикальное перепроектирование — это изменение всей существующей системы, а не только поверхностные преобразования, т.е. входе радикального перепроектирования предлагаются совершенно новые способы выполнения работы.

Информация о работе Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"