Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

1. Развитие теории инноватики и ее современные концепции.
Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического развития обществен¬ного производства, особенно в период его ин¬дустриализации. Спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроиз¬водства, переходящего в стадию депрессии, ста¬ли восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некое свойство, присущее экономике машинного производства

Файлы: 1 файл

Инновационый менеджмент.docx

— 86.89 Кб (Скачать файл)

Между проектом и внешней средой  осуществляется  связь  и  перемещение элементов, участвующих в работе по его реализации. Внешняя среда формируется политическими, экономическими, социальными и научно-техническими факторами.

Проект  тесно  связан  с  научно-техническим  обеспечением,  а  именно достижения в  предметной  области  проекта  и  привнесение  ноу-хау.  Проект объединяет  знания  и  опыт  по  реализации  определенных  идей,  при   этом формируется зона  реализации  проекта,  в  которой  принимаются  решения  по управлению проектом, и способствует реализации  персонала  проекта,  который является  частью  трудовых  ресурсов   вообще.   Проект   ориентируется   на законодательно-правовые основы, что составляет правовую зону проекта, на  их основе заключаются контракты и  другие  правовые  документы.  Финансирование проекта создает финансовую зону и  ориентируется  на  инвестиционный  рынок.

Проект объединяет знания и опыт по разработке  самого  проекта  и  формирует зону  разработки  проекта,   в   которой   разрабатывается   вся   проектная документация. Зона разработки  проекта  тесно  взаимодействует  и  формирует материальное хозяйство, которое образует зону  закупок  и  поставок.  Проект объединяет опыт и методы строительства, формируя  зону  строительства,  то есть непосредственно  здания  и  сооружения.  Зона   строительства   предполагает наличие участка  строительства,   а   он   образует  зону  землепользования[3].

Проект объединяет инженерные  знания  и  опыт,  формируя  зону  инжиниринга, которая   занимается технологическим процессом,  а  технологический  процесс ориентирован  на   конкретное   производство   и   тем   самым   формируется производственная зона. Прединвестиционная стадия проекта  тесно  связана  со сферой бизнеса и внешней средой. В заключительной фазе, когда  уже  получена продукция, проект связан с зоной сбыта и конкретно с рынком сбыта.

Основными участниками инновационного проекта являются:

1. Заказчик – будущий  владелец  и  пользователь  результатов  проекта (юридические, физические лица);

2. Инвестор – юридические, физические  лица, которые вкладывают  деньги (заказчик и инвестор могут совпадать);

3. Проектировщик – разработчик  проекта;

4.  Поставщик  –  организация,   которая   обеспечивает   материально-       

 техническое обеспечение;

5.  Руководитель  проекта  –  юридическое  лицо,   которому   заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту;

6. Команда проекта, создается  на период работ.

Непосредственно  же  древообразная  структура  позволяет  распределить общий объем работ по проекту на поддающиеся  управлению  независимые  блоки, которые передаются под управление специалистам. Комплекс взаимосвязей  между работами  часто  называют  логической  структурой  проекта,   поскольку   он определяет последовательность выполнения  работ.  Структурирование  помогает решить следующие задачи: разделение объекта на поддающиеся управлению блоки; распределение ответственности; оценка необходимых затрат средств, времени, материальных ресурсов; создание единой базы для планирования, составления смет и  контроля за затратами; увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов; переход от общих целей к конкретным заданиям.

Создание и реализация проекта  включают следующие этапы

1. Формирование инвестиционного  замысла (идеи);

2. Исследование инвестиционных  возможностей;

3. Технико-экономическое обоснование  (ТЭО) проекта;

4. Подготовка контрактной документации;

5. Подготовка проектной документации;

6. Строительно-монтажные работы;

7. Эксплуатация объекта;

8. Мониторинг экономических показателей.

Под этапом  формирования  инвестиционного  замысла  (идеи)  понимается задуманный план действий. На этом этапе  необходимо  определить  субъекты  и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых  намерений разработчика идеи.

Субъектом  инвестиций  являются  коммерческие  организации  и   другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

К объектам инвестиций могут быть отнесены строящиеся, реконструируемые или расширяемые  предприятия,  здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг, комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы).

В инвестиционном проекте используются следующие формы инвестиций: денежные средства и  их  эквиваленты  (целевые   вклады,  оборотные средства, ценные бумаги, и т.п.), земля, здания,  сооружения,  машины  и  оборудование,   измерительные   и испытательные  средства,  оснастка  и  инструмент,   любое   другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью, имущественные   права,   оцениваемые,   как   правило,   денежным эквивалентом.

Этап исследование инвестиционных возможностей предусматривает:

- предварительное изучение спроса  на  продукцию  и  услуги  с  учетом экспорта и импорта;

- оценку уровня  базовых,  текущих  и  прогнозных  цен  на  продукцию (услуги);

- подготовку предложений по  организационно-правовой форме  реализации  проекта и составу участников;

- оценку предполагаемого объема  инвестиций по укрупненным  нормативам  и предварительную оценку коммерческой эффективности;

- подготовку предварительных оценок  по  разделам  ТЭО,  в  частности  оценку эффективности проекта;

- утверждение результатов обоснования  инвестиционных возможностей;

- подготовку  контрактной  документации  на  проектно-изыскательские работы.

Цель   исследования   инвестиционных   возможностей    –    подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора.  Если  потребности в инвесторах нет и все работы  производятся  за  счет  собственных  средств, тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО  проекта.

Этап «ТЭО проекта» в полном объеме предусматривает проведение полномасштабного маркетингового исследования, подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг), подготовку исходно-разрешительной документации, разработку технических  решений, в том числе генерального плана, градостроительные,   архитектурно-планировочные   и   строительные решения, инженерное обеспечение, мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне, писание организации строительства, данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве, описание системы управление предприятием, организации труда рабочих  и служащих, формирование  сметно-финансовой  документации, оценку рисков, связанных с осуществлением проекта, планирование сроков осуществления проекта, оценку  коммерческой  эффективности  проекта  (при   использовании бюджетных инвестиций), формирование условий прекращения реализации проекта.

Итак, инновационный  проект  представляет  собой  сложную   систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по  ресурсам,  срокам  и  исполнителям мероприятий,  направленных  на  достижение  конкретных  целей   и задач   на приоритетных направлениях развития науки и техники. Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности. Выделяются следующие виды инновационных проектов: конечные, промежуточные, краткосрочные, среднесрочные, монопроекты, мультипроекты, Мега проекты и другие.

 

  1. Принципы и методы принятия решений в инновационном менеджменте.

 

Цели, характер и содержание инновационной деятельности определяют особенности и значительное отличие инновационного менеджмента от его традиционных видов. Целью инновационного развития любых инновационных систем разного уровня иерархии (начиная с государственного уровня и кончая малым инновационным предприятием) является создание инновационной базы для долгосрочного экономического роста и обеспечения конкурентных преимуществ высшего порядка.  
 
Именно инновационный потенциал развития науки и внедрения новой технологии создает конкурентные преимущества высшего порядка.  
 
В инновационном менеджменте меняется репрезентативность многих традиционных показателей. Акцент переносится с задачи максимального выпуска массовой продукции и длительного функционирования на стабильном рынке на задачи новаторского доведения научной идеи до производства и коммерциализации разнообразных конкурентоспособных процессов, товаров и услуг высокой новизны. Обновление любого экономического объекта означает расширение возможностей максимизации прибыли, проникновение в новые отрасли и экспансию на новые рынки. Несмотря на то, что в России около четверти предприятий находятся на грани разорения, в последние годы стал вполне ощутимым сдвиг в сторону инновационного развития. Так, свыше 25% руководителей предприятий, согласно проводимым ежемесячным опросам, видят ведущее направление развития в выпуске новых видов продукции, в поиске новых рынков сбыта, в расширении спектра деятельности предприятий. Особенно важен тот факт, что они отождествляют финансовый успех и процветание своей организации с инновационной направленностью производственной деятельности.  
 
Инновационное развитие вносит свои особенности в установлении целей и стратегическое видение направления развития компании, модифицирует задачи, стоящие перед управленческим аппаратом. В условиях инновационной деятельности резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу компании. Это неоднократно подтверждается примерами выдающихся менеджеров-новаторов, таких, как А. Морита, Ли Якокка, Б. Гейтс и др. В работе такого менеджера доминируют методы социальной психологии, эвристического поиска, интуитивного постижения, установление доверия и высшей солидарности в компании. 
 
Возникает особая взаимосвязь и логическая последовательность в осуществлении основных функций инновационного менеджмента( резко повышается значение процессуальных и социально-психологических функций менеджмента, таких, как коммуникации, мотивация, процесс делегирования полномочий. 
 
Изменяются соотношения между различными видами контроля. Они все больше нацелены на самоконтроль, на стратегический контроль инноваций, а также на финансово-экономические виды контроля. Особое значение приобретают коммуникации, связанные с контролем за ходом инновационных процессов. В них превалирует процессуальный характер и непрерывный процесс обмена информацией.  
 
Особые изменения претерпевают функции и методы менеджмента в инновационном управлении персоналом. Разработка и внедрение новшеств, усложнение процессов, появление новых технологий требуют от работника соответствующей квалификации и особых профессиональных знаний и умений. В инновационных структурах происходит значительное повышение общего уровня образования работника. Формирующийся тип персонала требует работников, способных брать на себя ответственность и принимать решения. Делегирование полномочий и связанное с этим сокращение полномочий высших уровней иерархии организации тесно связаны с ростом инициативы, индивидуальной свободы и компетентности персонала.  
 
Работник инновационной сферы подчиняет свое поведение определенным требованиям, в выполнении которых он видит свой долг. Однако творческий характер разработки инноваций и особенности личности новатора заставляют соотносить выполняемый профессиональный долг с собственной ценностной ориентацией и установками. Ценности личности, тесно связанные с мотивацией, значительно изменяют такие функции менеджмента, как организация взаимодействий и управление мотивацией.  
 
В инновационном менеджменте значительно видоизменяется состав, структура и содержание методов управления: большее место, чем в традиционном менеджменте, отводится анализу и прогнозу, количественным методам моделирования, социально-психологическим видам воздействия, обогащается содержание экономических и эвристических подходов, сужается круг возможностей для применения административных рычагов. 

Цели инновационного менеджмента предприятия связаны с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации.  
 
Субъект хозяйственной деятельности современной экономики — это предприятие, компания, фирма, корпорация, т.е. юридическое лицо, свободно выбирающее различные виды деятельности, партнеров, имущество и несущее определенные обязательства перед государством.  
 
Фирма обладает стратегической и оперативной самостоятельностью, определяет объем производства, ассортимент выпускаемой продукции, технологическую и организационную структуру, решает вопросы поведения и позиционирования на рынке. 

Целями инновационной деятельности предприятия с позиций его внутренних потребностей являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов.  
 
Социальные цели направлены на повышение заработной платы работников, улучшение условий труда и повышение социальной защищенности. 
 
Инновационные цели связаны с разработкой принципиальных новшеств, проведением работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, новых промышленных образцов, товарных знаков и т.д.  
 
Цели фирмы в области коммерциализации новшеств включают проведение активных маркетинговых мероприятий для занятия прочного положения на рынке с последующим расширением сегментов и экспансией на новые рынки.  
 
Приоритетными целями инновационного менеджмента являются рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, активное продвижение новых товаров и новых технологий на рынок, использование возможностей дальнейшей специализации и диверсификации производства для активного роста, экономического процветания и экспансии на новые рынки.  
 
Тактические цели организации сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала,  
 
совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов и функций, приемов и стиля управления.  
 
Структурные цели организации связаны с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента.  
 
Общая  классификация целей инновационного менеджмента проводится по следующим главным критериям:  
 
- уровню (стратегические и тактические);  
 
- видам среды (внешние и внутренние);  
 
- содержанию (экономические, социальные, политические, научные, технические, организационные и т.д.);  
 
- приоритетности (приоритетные, постоянные, традиционные, разовые);  
 
- периоду действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);  
 
- функциональным структурам (производство, НИОКР, персонал, финансы, маркетинг, менеджмент);  
 
- стадиям жизненного цикла организации (возникновение, рост, зрелость, спад и завершение жизненного цикла). 

Планирование — это  специальная функция инновационного менеджмента, состоящая из управления системой мероприятий по анализу факторов внешней и внутренней среды, прогнозированию деятельности организации и по планированию реализации стратегий фирмы и достижения поставленной цели. Процесс планирования подразделяется по срокам выполнения работ (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), по целям (стратегическое и оперативное планирование), по объектам (планирование НИОКР, производства, снабжения, сбыта и т.д.), по факторам производства (модернизация оборудования, усовершенствование технологии, обновление основных производственных фондов, обеспечение сырьем и материалами и т.д.). 

 

  1. Участники и заинтересованные организации инновационного процесса. Их роли.

Инновационный процесс  охватывает много участников и заинтересованных организаций. Он может осуществляться в местных, региональных, государственных (федеральных) и межгосударственных границах. Все участники имеют  свои цели и учреждают свои структуры  для их достижения.

В развитых корпорационных структурах их формирование происходит на двух уровнях: уровне простой организации, не включающей в свою структуру другие организации (условно называемом фирменным  уровнем) и уровне корпорации (объединения, финансово-промышленной группы), включающем другие организации, которые управляются  специальной холдинговой компанией. Все это приводит к созданию различных  инновационных организационных  форм.

У крупных и  мелких организаций разная инновационная  активность, что соответствует их миссиям, целям и стратегиям. Поэтому  корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, "выращивая" их руководителей в специальных "инкубаторных программах". Такие  организации имеют организационную  форму "фирмы-инкубатора". Распространение  новых сложных промышленных продуктов  и технологий иногда происходит в  организационной форме франчайзинга или лизинга. Реализация региональных научно-технических и социальных программ связана с организацией соответствующих объединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций, различного рода научно-промышленных центров.

В силу рискованности  инновационных проектов возникают  адекватные организационные формы  инвесторов в виде "венчурных  фондов" и инновационные формы  создателей новаций -- рисковых инновационных  фирм. Программы особой важности, привлекающие большие ресурсы и рассчитанные на длительные сроки, влекут за собой  создание научных и технологических  парков, технополисов. Развитие международных  научно-технических и торговых отношений  связано с разделением труда  и созданием различных альянсов и совместных предприятий.

Информация о работе Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"