Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

1. Развитие теории инноватики и ее современные концепции.
Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического развития обществен¬ного производства, особенно в период его ин¬дустриализации. Спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроиз¬водства, переходящего в стадию депрессии, ста¬ли восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некое свойство, присущее экономике машинного производства

Файлы: 1 файл

Инновационый менеджмент.docx

— 86.89 Кб (Скачать файл)

В качестве классификационных  оснований словацкие экономисты Л. Водачек и О. Водачкова предлагают такие признаки, как структурная характеристика инновационного изменения и интенсивность этого изменения.

Во многих исследованиях  систематизация инноваций осуществляется только по одному признаку. Например, Б. Санто таким признаком считает  характер общественных целей и различает  по нему следующие разновидности  инноваций:

· экономические, ориентированные на прибыль;

· экономические, неориентированные на прибыль;

· специальные.

Спорным является деление инноваций по степени  завершенности, поскольку идея, не получившая законченное воплощение в принципиально  новых способах удовлетворения общественных потребностей, вряд ли может считаться  инновацией. Это же обстоятельство подтверждает дискуссионность разделения инноваций на результативные и нерезультативные.

Чтобы классификация  инноваций носила прикладной характер и использовалась в управлении инновационной  деятельностью, в ее основу, следует  положить такие признаки, как форма  реализации содержания, степень новизны, характер удовлетворяемой общественной потребности, способность к распространению, приоритет появления, время реализации инновации

Инновации как  принципиально новые способы (средства, приемы) удовлетворения общественных потребностей принимают две основные формы: продукты (предметы, товары) и  процессы.

К инновациям в  форме продуктов (предметы, товары) можно отнести нововведения, воплощенные  в средствах труда, предметах  труда и предметах потребления.

Инновации в форме  процессов составляют прогрессивные  изменения в технологических, организационных, управленческих, социальных и экономических  процессах.

Инновации в форме  процессов ориентированы, с одной  стороны, на улучшение технико-экономических  характеристик выпускаемых изделий, а с другой - на создание условий  для освоения и производства новой  продукции. Следовательно, в составе  инноваций в форме процессов  могут быть выделены:

· инновации, ориентированные  на улучшение технико-экономических  характеристик выпускаемых изделий;

· инновации, создающие  условия для освоения и производства новой продукции.

Одновременно  инновации в форме процессов  по совершенствованию выпускаемой  продукции и созданию условий  для освоения и производства новых  изделий находят свое отражение  в повышении технического, организационного, экономического и социального уровней  предприятия

В связи с этим инновации в форме процессов  могут быть расчленены на инновации  по повышению технического, организационного, экономического и социального уровней  предприятия. Технический, организационный, экономический и социальный уровни имеют довольно сложную структуру, что предполагает дальнейшее деление  инноваций в форме продукта и  процесса. Так, инновации по повышению  технического уровня производства можно  подразделить на инновации совершенствующие орудия труда, предметы труда, технологические  процессы и т.д. В составе инноваций  по повышению организационного уровня предприятия позволительно выделить инновации по повышению уровня организации  основного производства, производственной структуры, труда и управления.

Инновации в форме  продукта (предмета, товара) и в форме  процесса взаимосвязаны и взаимозависимы. Известно, что инновации в форме  продукта весьма часто требуют инноваций  в форме процессов для того, чтобы к ним адаптировалась существующая производственная база и составляющие ее техническая, технологическая, организационная и социальная системы. В то же время инновации в форме процессов могут открывать новые возможности для инноваций в форме продуктов (предметов, товаров).

По степени  новизны инновации можно подразделить на радикальные (базисные) и ординарные (улучшающие). Радикальные (базисные) инновации коренным образом преобразуют возможности удовлетворения общественных потребностей, поскольку их основу составляют принципиально новые научные знания. В отличии от радикальных, ординарные инновации не затрагивают научной первоосновы традиционных способов, приемов и методов удовлетворения общественных потребностей, а совершенствуют их посредством определенных количественных и качественных изменений.

Одним из оснований  для классификации инноваций  является их способность к распространению. По этому признаку выделяются единичные (разовые) инновации, которые в силу своей специфики могут использоваться только в пределах одной системы, и диффузные инновации, природа  и назначение которых позволяют  тиражировать их в другие системы. В  свою очередь, диффузные инновации  могут быть подразделены на внутриорганизационные, реализуемые в рамках одной организации, и межорганизационные, применимые в  нескольких организациях.

Инновации реализуются  в той или иной социально-экономической  системе (общество, экономика, предприятие). В силу того что нельзя изменить какой-либо элемент системы без  изменения всей системы, необходимо отметить, что инновация, направленная на изменение отдельного элемента системы, повлечет за собой соответствующие  изменения в других элементах  системы. В этой связи, необходима классификация  инноваций по приоритету их появления  на следующие виды:

· активизирующие (первоначальные, инициирующие) инновации, т.е. инновации, вызывающие ряд других разнонаправленных нововведений;

· последующие  инновации, т.е. инновации, появление  которых вызвано ранее осуществленными  нововведениями или направлено на обеспечение  условий для их проведения.

Так, освоение продуктовых  инноваций побуждает предприятие  к внедрению технологических, организационных, социальных и экономических нововведений. И, наоборот, инновации в форме  процессов создают на предприятии  условия для выпуска новой  или усовершенствованной продукции. Весьма тесная связь существует между  радикальными (базовыми) и ординарными  инновациями, которая выражается в  том, что каждая радикальная (базовая), инновация порождает множество ординарных нововведений. Кроме того, возможны ситуации, при которых ординарные инновации по мере развития трансформируются в радикальные (базовые). Использование данного подхода к подразделению инноваций позволяет не только сгруппировать инновации, но, прежде всего, предполагает нацеленность на инновационные изменения в других элементах системы.

В зависимости  от времени реализации инновации  могут быть перспективными и текущими. Основой подобного деления являются:

· величина эффекта  от инновации;

· наличие у  хозяйствующего субъекта материальных и иных возможностей для осуществления  инноваций.

К перспективным  относятся инновации, реализация которых  объективно требует более или  менее значительных затрат времени  и производственных ресурсов. Для  использования текущих инноваций  уже в ближайшее время предприятие  располагает всеми необходимыми материально-техническими ресурсами  и социально-экономическими условиями.

В рыночной экономике  соотношение между различными типами инноваций формируется под воздействием различных факторов, в том числе  таких, как этап развития предприятия, его размеры, отраслевая принадлежность, положение на рынке, этап жизненного цикла выпускаемой продукции, характер конкурентной борьбы на рынке и т.д.

Полагаем, что  приведенная выше классификация  инноваций отвечает основным формальным правилам построения любой научной  классификации. В данной классификации:

· допускается  разделение на группы всего множества  инноваций;

· распределение  инноваций осуществляется последовательно  только по одному классификационному признаку;

· предусматривается  возможность последующего непрерывного расчленения инноваций.

Кроме того, принятые в классификаторе признаки имеют  сугубо прикладной характер, что позволяет  использовать данную классификацию  инноваций при решении конкретных задач управления инновационной  деятельностью и выявления резервов повышения инновационной активности предприятий.

Успешные исследования стимулируют рост финансирования, приводящий к полной невозможности дальнейших исследований.

Управление инновациями  может рассматриваться в трех основных аспектах:

1. Управление  НИОКР (объект управления - непосредственно  исследования и разработки).

2. Управление  инновационными проектами (объект  управления - инновационные проекты).

3. Управление  внешними условиями, влияющими  на эффективность осуществления  инновационной деятельности.

Инновационный проект охватывает жизненный цикл новшества  от момента возникновения идеи до момента прекращения выпуска  продукта или использования технологического процесса. Такой проект включает: НИОКР, освоение производства продукта и проведение пробных продаж, развертывание массового  или серийного выпуска и работ  по реализации продукта, поддержание  выпуска и продаж, модернизацию и  обновление продукта, прекращение его  выпуска.

Инновационный проект по существу является инвестиционным, осуществление которого требует  долгосрочного связывания основных материальных и финансовых средств. Однако по сравнению с «классическим» инвестиционным проектом реализацию инновационного отличает.

1. Относительно  меньшая достоверность предварительной  экономической оценки в связи  с высокой степенью неопределенности  параметров проекта (сроков достижения  намеченных целей, предстоящих  затрат, будущих доходов), что вызывает  необходимость применения дополнительных  критериев оценки и отбора.

2. Участие высококвалифицированных  специалистов и использование  уникальных ресурсов, что, в свою  очередь, требует тщательной разработки  отдельных этапов всего проекта.

4. Возможность  прекращения инновационного проекта  без физического связывания инвестиций  и, следовательно, значительных  финансовых потерь.

5. Вероятность  получения представляющих потенциальную  коммерческую ценность побочных  результатов, что, в свою очередь,  требует гибкости управления  проектом, способности к быстрому  вхождению в новые отрасли  бизнеса, рынки и т.д.

Перечень задач, решаемых в процессе управления инновациями, чрезвычайно широк. Применительно  к продуктовым инновациям он включает:

· исследование рынка;

· прогноз длительности, характера и стадий жизненного цикла  нового продукта;

· исследование конъюнктуры  рынков ресурсов.

Инновационный маркетинг - комплекс маркетинговых исследований и мероприятий, направленных на коммерчески  успешную реализацию разработанных  фирмой продуктов, технологий, услуг.

Маркетинг в инновационной  сфере имеет следующие особенности:

· межотраслевой  характер результата инновационной  деятельности (т.е. возможность реализации инноваций в различных областях и сферах деятельности);

· ориентация на опытного, искушенного, часто коллективного  покупателя;

· обязательность рекламы: потребитель должен знать, в чем преимущество нового, как  правило, незнакомого товара;

· обязательное послепродажное обслуживание (связано с технологической  сложностью наукоемкой продукции);

· учет научно-технического уровни возможного потребителя, поскольку  многие инженерные инновации не находят  покупателя из-за технологической отсталости потребителя.

Естественно, что  в процессе маркетинговых исследований определяется и предварительная  эффективность инноваций, под которой  подразумевают прежде всего экономическую  эффективность, т.е. соотношение затрат и результатов реализации того или иного инновационного проекта. Поскольку прибыль является основным критерием деятельности любого предприятия, то именно связанные с ней показатели должны быть определяющими при оценке и отборе проекта.

Эффективность инноваций  оценивается на основе следующих  показателей:

· стоимости проекта  с учетом источников его финансирования;

· чистой текущей  стоимости;

· уровня рентабельности капитала;

· внутренней нормы  рентабельности;

· срока окупаемости  капиталовложений.

Инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, сложно оценивать  с точки зрения эффективности  вложений, так как они связаны  с неопределенностью. Проблема состоит  в том, удастся ли свести неопределенность проекта к категориям риска, так  как риск может быть подчинен определенному  закону распределения вероятностей и поэтому, в принципе, быть управляемым.

Любой риск может  быть количественно охарактеризован  вероятностью наступления нежелательного исхода.

Каждое предприятие  вне зависимости от формы собственности  и размерных характеристик разрабатывает  инновационную стратегию. К основным элементам инновационной стратегии  предприятия относятся:

· совершенствование  уже производимых изделий и применяемых  технологий;

· создание и освоение новых продуктов и процессов;

· повышение качественного  уровня технико-технологической, научно-исследовательской  и опытно-конструкторской базы предприятия;

· повышение эффективности  использования кадрового и информационного  потенциала предприятия;

· совершенствование  организации и управления инновационной  деятельностью;

· рационализация ресурсной базы;

· обеспечение  экологической и технологической  безопасности;

· достижение на внутреннем и внешнем рынках конкурентных преимуществ инновационного продукта в сравнении с продуктами аналогичного назначения.

При разработке инновационной  стратегии необходимо решить следующие  основные проблемы:

· определение  типа инновационной стратегии, наиболее соответствующего целям и рыночным позициям предприятия;

· обеспечение  соответствия инновационной стратегии  организационной структуре, инфраструктуре и системе управления информацией  на предприятии;

· определение  критериев успеха на возможно более  ранних стадиях разработки инновационного проекта;

· выбор оптимальной  процедуры мониторинга и контроля за ходом реализации проекта.

 

  1. Внешняя среда организации и оценка инновационного климата.

В структуре внешней  среды организации выделяют макросреду и микросреду.

Анализ макросреды

Объектом анализа  выступают сферы внешней макросреды, а предметом — их влияние на инновационные цели и стратегии, т.е. определение инновационного макроклимата. При необходимости можно углубить объект анализа за счет двух других векторов — территориального масштаба и отраслей. Однако в некоторой части эти два вектора уже учтены в структурах и характеристиках сфер. В качестве дальнего (косвенного) окружения организации внешняя макросреда не всегда непосредственно влияет на организацию. Чаще это влияние передается через внешнюю микросреду (ближайшее окружение), которая прямо, непосредственно влияет на организацию. Цели достигаются разработкой и реализацией стратегий, т.е. формированием и использованием потенциала организации. Поэтому точнее будет указывать в качестве предмета анализа влияние на потенциал организации.

Информация о работе Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"