Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 10:29, контрольная работа
1. Развитие теории инноватики и ее современные концепции.
Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического развития обществен¬ного производства, особенно в период его ин¬дустриализации. Спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроиз¬водства, переходящего в стадию депрессии, ста¬ли восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некое свойство, присущее экономике машинного производства
В качестве классификационных оснований словацкие экономисты Л. Водачек и О. Водачкова предлагают такие признаки, как структурная характеристика инновационного изменения и интенсивность этого изменения.
Во многих исследованиях систематизация инноваций осуществляется только по одному признаку. Например, Б. Санто таким признаком считает характер общественных целей и различает по нему следующие разновидности инноваций:
· экономические, ориентированные на прибыль;
· экономические, неориентированные на прибыль;
· специальные.
Спорным является деление инноваций по степени завершенности, поскольку идея, не получившая законченное воплощение в принципиально новых способах удовлетворения общественных потребностей, вряд ли может считаться инновацией. Это же обстоятельство подтверждает дискуссионность разделения инноваций на результативные и нерезультативные.
Чтобы классификация инноваций носила прикладной характер и использовалась в управлении инновационной деятельностью, в ее основу, следует положить такие признаки, как форма реализации содержания, степень новизны, характер удовлетворяемой общественной потребности, способность к распространению, приоритет появления, время реализации инновации
Инновации как принципиально новые способы (средства, приемы) удовлетворения общественных потребностей принимают две основные формы: продукты (предметы, товары) и процессы.
К инновациям в форме продуктов (предметы, товары) можно отнести нововведения, воплощенные в средствах труда, предметах труда и предметах потребления.
Инновации в форме процессов составляют прогрессивные изменения в технологических, организационных, управленческих, социальных и экономических процессах.
Инновации в форме
процессов ориентированы, с одной
стороны, на улучшение технико-
· инновации, ориентированные
на улучшение технико-
· инновации, создающие условия для освоения и производства новой продукции.
Одновременно инновации в форме процессов по совершенствованию выпускаемой продукции и созданию условий для освоения и производства новых изделий находят свое отражение в повышении технического, организационного, экономического и социального уровней предприятия
В связи с этим
инновации в форме процессов
могут быть расчленены на инновации
по повышению технического, организационного,
экономического и социального уровней
предприятия. Технический, организационный,
экономический и социальный уровни
имеют довольно сложную структуру,
что предполагает дальнейшее деление
инноваций в форме продукта и
процесса. Так, инновации по повышению
технического уровня производства можно
подразделить на инновации совершенствующие
орудия труда, предметы труда, технологические
процессы и т.д. В составе инноваций
по повышению организационного уровня
предприятия позволительно
Инновации в форме
продукта (предмета, товара) и в форме
процесса взаимосвязаны и
По степени
новизны инновации можно
Одним из оснований
для классификации инноваций
является их способность к распространению.
По этому признаку выделяются единичные
(разовые) инновации, которые в силу
своей специфики могут
Инновации реализуются в той или иной социально-экономической системе (общество, экономика, предприятие). В силу того что нельзя изменить какой-либо элемент системы без изменения всей системы, необходимо отметить, что инновация, направленная на изменение отдельного элемента системы, повлечет за собой соответствующие изменения в других элементах системы. В этой связи, необходима классификация инноваций по приоритету их появления на следующие виды:
· активизирующие
(первоначальные, инициирующие) инновации,
т.е. инновации, вызывающие ряд других
разнонаправленных
· последующие
инновации, т.е. инновации, появление
которых вызвано ранее
Так, освоение продуктовых
инноваций побуждает
В зависимости
от времени реализации инновации
могут быть перспективными и текущими.
Основой подобного деления
· величина эффекта от инновации;
· наличие у хозяйствующего субъекта материальных и иных возможностей для осуществления инноваций.
К перспективным
относятся инновации, реализация которых
объективно требует более или
менее значительных затрат времени
и производственных ресурсов. Для
использования текущих
В рыночной экономике
соотношение между различными типами
инноваций формируется под
Полагаем, что приведенная выше классификация инноваций отвечает основным формальным правилам построения любой научной классификации. В данной классификации:
· допускается разделение на группы всего множества инноваций;
· распределение инноваций осуществляется последовательно только по одному классификационному признаку;
· предусматривается возможность последующего непрерывного расчленения инноваций.
Кроме того, принятые
в классификаторе признаки имеют
сугубо прикладной характер, что позволяет
использовать данную классификацию
инноваций при решении
Успешные исследования стимулируют рост финансирования, приводящий к полной невозможности дальнейших исследований.
Управление инновациями может рассматриваться в трех основных аспектах:
1. Управление НИОКР (объект управления - непосредственно исследования и разработки).
2. Управление
инновационными проектами (
3. Управление
внешними условиями, влияющими
на эффективность
Инновационный проект
охватывает жизненный цикл новшества
от момента возникновения идеи до
момента прекращения выпуска
продукта или использования
Инновационный проект по существу является инвестиционным, осуществление которого требует долгосрочного связывания основных материальных и финансовых средств. Однако по сравнению с «классическим» инвестиционным проектом реализацию инновационного отличает.
1. Относительно
меньшая достоверность
2. Участие
4. Возможность
прекращения инновационного
5. Вероятность
получения представляющих
Перечень задач, решаемых в процессе управления инновациями, чрезвычайно широк. Применительно к продуктовым инновациям он включает:
· исследование рынка;
· прогноз длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта;
· исследование конъюнктуры рынков ресурсов.
Инновационный маркетинг - комплекс маркетинговых исследований и мероприятий, направленных на коммерчески успешную реализацию разработанных фирмой продуктов, технологий, услуг.
Маркетинг в инновационной
сфере имеет следующие
· межотраслевой характер результата инновационной деятельности (т.е. возможность реализации инноваций в различных областях и сферах деятельности);
· ориентация на опытного, искушенного, часто коллективного покупателя;
· обязательность рекламы: потребитель должен знать, в чем преимущество нового, как правило, незнакомого товара;
· обязательное послепродажное обслуживание (связано с технологической сложностью наукоемкой продукции);
· учет научно-технического уровни возможного потребителя, поскольку многие инженерные инновации не находят покупателя из-за технологической отсталости потребителя.
Естественно, что в процессе маркетинговых исследований определяется и предварительная эффективность инноваций, под которой подразумевают прежде всего экономическую эффективность, т.е. соотношение затрат и результатов реализации того или иного инновационного проекта. Поскольку прибыль является основным критерием деятельности любого предприятия, то именно связанные с ней показатели должны быть определяющими при оценке и отборе проекта.
Эффективность инноваций оценивается на основе следующих показателей:
· стоимости проекта с учетом источников его финансирования;
· чистой текущей стоимости;
· уровня рентабельности капитала;
· внутренней нормы рентабельности;
· срока окупаемости капиталовложений.
Инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, сложно оценивать с точки зрения эффективности вложений, так как они связаны с неопределенностью. Проблема состоит в том, удастся ли свести неопределенность проекта к категориям риска, так как риск может быть подчинен определенному закону распределения вероятностей и поэтому, в принципе, быть управляемым.
Любой риск может быть количественно охарактеризован вероятностью наступления нежелательного исхода.
Каждое предприятие
вне зависимости от формы собственности
и размерных характеристик
· совершенствование уже производимых изделий и применяемых технологий;
· создание и освоение новых продуктов и процессов;
· повышение качественного уровня технико-технологической, научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы предприятия;
· повышение эффективности
использования кадрового и
· совершенствование организации и управления инновационной деятельностью;
· рационализация ресурсной базы;
· обеспечение
экологической и
· достижение на внутреннем и внешнем рынках конкурентных преимуществ инновационного продукта в сравнении с продуктами аналогичного назначения.
При разработке инновационной стратегии необходимо решить следующие основные проблемы:
· определение типа инновационной стратегии, наиболее соответствующего целям и рыночным позициям предприятия;
· обеспечение соответствия инновационной стратегии организационной структуре, инфраструктуре и системе управления информацией на предприятии;
· определение критериев успеха на возможно более ранних стадиях разработки инновационного проекта;
· выбор оптимальной
процедуры мониторинга и
В структуре внешней среды организации выделяют макросреду и микросреду.
Анализ макросреды
Объектом анализа
выступают сферы внешней
Информация о работе Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"