Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

1. Развитие теории инноватики и ее современные концепции.
Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического развития обществен¬ного производства, особенно в период его ин¬дустриализации. Спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроиз¬водства, переходящего в стадию депрессии, ста¬ли восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некое свойство, присущее экономике машинного производства

Файлы: 1 файл

Инновационый менеджмент.docx

— 86.89 Кб (Скачать файл)

Внутренняя среда  как бы полностью пронизывается  организационной культурой, которая  так же, как вышеперечисленные  срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

Представление об организационной культуре можно  получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Для организации с сильной  организационной культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих в ней. Такие организации в  публикациях о себе уделяют большое  внимание разъяснению своей фирменной  философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций  со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.

Представление об организационной культуре дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих  рабочих местах, как они коммуницируют  друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах. Также понимание  организационной культуры может  быт улучшено, если ознакомиться с  тем, как построена система карьеры  в организации и какие критерии служат для продвижения работников.

Пониманию организационной  культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои  и т.п., насколько об этом осведомлены  все сотрудники организации и  насколько серьезно они относятся  ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся  к правилам, ритуалам и организационным  символам, то можно предположить с  высокой степенью соответствия действительности, что организация обладает сильной  организационной культурой.

Для того, чтобы выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление  угроз и возможностей, которые  могут возникнуть во внешней или  внутренней среде организации, и  сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения  этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются  в стратегическом управлении.

Элементы - это  службы, группы и работники, выполняющие  те или иные функции управления в  соответствии с принятыми принципами специализации.

Звенья включают несколько элементов.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную иерархическую  ступень в ОСУ. Выделяют:

· институциональный (решение корпоративных стратегических задач): директор, совет директоров;

· управленческий (решение стратегических и тактических  функциональных задач): руководители функциональных подразделений;

· технический  управленческий уровень (решение оперативных  и тактических задач): начальники отделов и цехов, мастера и  др.

Отношения между  элементами поддерживаются благодаря  связям, которые принято подразделять на:

· горизонтальные и вертикальные;

· линейные и функциональные;

· формальные и  неформальные;

· прямые и косвенные.

Построение организационной  структуры предполагает:

· группировку (департамезации) всех видов работ по функциям, видам  продукции, географическим признакам, по потребителям, этапам производства и т.п.;

· формирование соответствующих  звеньев (отделов, рабочих групп  и определения индивидуальных исполнителей);

· распределение  полномочий и ответственности между  звеньями;

· формирование каналов  коммуникаций и механизмов координации.

Полномочия - это  ограниченное право использовать ресурсы  организации и направлять усилия подчиненных на выполнение определенных задач. Задачи вместе с полномочиями могут быть делегированы (переданы) лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Ответственность - это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение.

Власть - это право  влиять на поведение других людей  и заставлять их действовать в  определенном направлении.

Исторически сложились  следующие виды основных организационных  структур.

1. Линейная структура  характеризуется четким единоначалием.

2. Линейно-функциональная.

Управление осуществляется линейными (ЛР) и функциональными (ФР) руководителями.

ЛР осуществляет всю полноту управления, но всем объектам и по всем функциям управления, несет всю полноту ответственности за результаты деятельности своего подразделения (руководитель предприятия, начальники цехов, мастера участков). ФР бывают двух типов: реализующие одну или несколько функций управления по всему объекту управления (руководитель планового отдела, ОТК и т.п.), или те, кто реализует все функции управления в части объекта управления в соответствии с принятыми принципами специализации (главный инженер, главный механик и т.п.).

3. Дивизиональная  структура представляет собой  "скоординированную децентрализацию", вырастает из департамезации, в  которой за основу берется  какой-то конечный результат:  продукт, потребитель или рынок.  Подразделения-дивизионы (стратегические  бизнес-подразделения СБП) имеют  значительную производственно-хозяйственную  самостоятельность при отсутствии  статуса юридических лип.

4. Линейно-штабная  представляет собой линейно-функциональную  структуру управления, дополненную  штабным органом. Штабное подразделение  может носить как временный,  так и постоянный характер.

Штабные структуры  создаются в следующих случаях:

· ликвидация последствий  стихийных бедствий, аварий, катастроф;

· освоение новой  продукции, новой технологии, не традиционной для данного предприятия;

· решение внезапно возникшей неординарной задачи.

5. Матричная структура  построена по принципу одновременного  управления, как по горизонтали,  так и по вертикали. Основу  образует линейно-функциональная  структура, которая дополняется  структурами программного управления. Помимо руководителя организации  назначается руководитель программы,  ранг которого выше ранга руководителя  организации.

Матричные структуры  весьма многообразны: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы.

 

  1. Понятие инновационной среды организации.

Весьма распространенным является определение инновации  как «процесса внедрения новых  продуктов, услуг и производственных процессов».

В современной  литературе весьма распространенным является двоякое толкование сущности инновации. Нововведение, с одной стороны, «есть  процесс доведения технического изобретения до стадии практического  использования, когда оно начинает давать экономический эффект», а  с другой стороны, - «конечный результат  этого процесса, т.е. изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования  продукта или товара, появившегося в результате процесса нововведения в первом значении этого понятия».

Двойственность  в трактовании термина «инновация»  приводит к смещению понятий, что  затрудняет процесс целеполагания. Это, в свою очередь, влечет за собой  разные подходы к пониманию эффективности  инновационной деятельности. Поэтому, необходимо четкое разграничение понятий.

В то же время  многие исследователи полагают, что  инновации следует рассматривать  как изменение состояния того или иного объекта (системы). Впервые  такой подход к определению инновации  предложил И. Шумпетер, который ввел в научный оборот понятие «осуществление 11 новых комбинаций». Согласно И. Шумпетеру, новые комбинации представляют собой  изменение производства и рынка  и осуществляются в следующих  случаях:

· производство нового, т.е. еще не известного потребителям блага, или создание нового качества того или иного блага;

· использование  нового, т.е. в данной отрасли промышленности практически неизвестного…, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное  открытие и который может заключаться  даже в новом способе коммерческого  использования существующего товара;

· освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором  до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

· приобретение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его  еще просто только предстояло создать;

· выполнение соответствующей  реорганизации, например, обеспечение  монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия».

Ряд экономистов  под инновацией понимают «прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов  продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера».

Отражая главный  признак нововведения - перевод научно-технических  знаний в русло практического  использования, сторонники формулировки определения инновации подобным образом, не учитывают должным образом  другую составляющую нововведения - удовлетворение определенной общественной потребности. Так, исходя из этой формулировки, инновацией можно считать любые действия, приносящие прибыль.

Определяя содержание инновации, следует исходить из того, что, с одной стороны, ее целью  является удовлетворение общественной потребности, а с другой стороны, она является средством, использование  которого дает возможность получить определенный экономический эффект.

В этой связи можно  утверждать, что инновация - это новшество (продукт, услуги, технология), внедренное в деятельность промышленного предприятия  с целью получения определенного  экономического эффекта на основе удовлетворения определенной общественной потребности.

Именно успешное сочетание лучшего решения потребительской  проблемы с возможностью получения  определенного эффекта инициатором  использования идеи, изобретения, решения  позволяет говорить о появлении  нововведения.

Для определения  роли инноваций в деятельности предприятия  необходимо рассмотреть объективную  необходимость их внедрения:

· во-первых, создание и использование инноваций, с  одной стороны, обусловлено конкурентной борьбой товаропроизводителей, а, с  другой стороны, является решающим фактором повышения конкурентоспособности;

· во-вторых, пионеры  освоения инноваций имеют возможность  получения дополнительной прибыли  в результате временной монополии  на рынке;

· в-третьих, радикальные  инновации являются практически  единственным средством, опираясь на которое  небольшое промышленное предприятие  может превратиться в ведущую  корпорацию.

Целесообразно отметить разную значимость воздействия выше обозначенных причин на инновационную  деятельность промышленного предприятия. Конкуренция является необходимой  и обязательной причиной инновационной  деятельности в силу того, что неконкурентоспособный  производитель просто не выживет  в рыночной среде, тогда как причины, связанные с прибылью и увеличением  масштабов производства, стимулируют  промышленное предприятие к достижению определенного положения на рынке.

Инновация является результатом инновационного процесса, под которым следует понимать совокупность трудовых процессов по разработке, внедрению и практическому  использованию изобретений (замыслов, идей) в деятельности промышленного  предприятия.

Одновременно, целесообразно  рассматривать инновационную деятельность как организацию работ на стадиях  инновационного процесса в ходе реализации различных инноваций в рамках определенного промышленного предприятия.

Многообразие  инноваций обуславливает необходимость  их обобщения и систематизации, т.е. определенной классификационной работы.

Классификация позволяет  проводить целенаправленную работу по реализации инноваций, выявлять их сильные и слабые стороны, вскрывать  имеющие место резервы, отбирать наиболее эффективные варианты возможных  решений, внедрять необходимые в  данный отрезок времени нововведения и т. д. Классификация необходима при постановке разработчикам нововведений соответствующих целей, что является немаловажным условием выбора приоритетных направлений их деятельности и получения  эффективных результатов.

В современной  литературе классификации инноваций  уделяется большое внимание, и  можно утверждать, что эта проблема исследуется в большинстве научных  публикаций, посвященных вопросам инноваций  и инновационной деятельности. Вместе с тем следует признать, что  до настоящего времени нет единого  подхода к классификации инноваций.

Все предлагаемые варианты классификации инноваций  различаются, прежде всего, по числу  положенных в их основание классификационных  признаков.

Информация о работе Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"