Кредитование инновационного предприятия на примере ОАО «ВЛАДХЛЕБ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:03, дипломная работа

Описание работы

Целью данного дипломного проекта является определение кредитоспособности компании и способы повышения степени финансовой устойчивости ОАО «Владхлеб» за счет изменения кредитной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить аспекты деятельности инновационного предприятия;
- раскрыть сущность и основные показатели финансовой устойчивости, кредитоспособности и кредитной политики предприятия;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты кредитования инновационной деятельности 5
1.1 Инновационная деятельность и способы ее финансирования 5
1.2 Кредитование, его роль в финансовом обеспечении хозяйствующего субъекта 13
1.3 Кредитование как инструмент финансирования инновационной деятельности 17
Глава 2. Кредитная политика инновационной деятельности на примере ОАО «Владхлеб» 24
2.1 Историческая справка ОАО «Владхлеб» 24
2.2 Кредитная политика ОАО «Владхлеб» 27
2.3 Анализ кредитоспособности ОАО «Владхлеб» 32
2.4 Основные направления улучшения кредитной политики ОАО «Владхлеб» 43
Заключение 46
Список литературы 49
Приложение А 51
Приложение Б 53

Файлы: 1 файл

ВКР ВладХлеб.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

Содержание и оценка финансового анализа деятельности предприятия зависят от цели его поведения. Само предприятие для оценки своих «узких мест» и повышения эффективности деятельности может проводить подробный, детальный анализ. Однако для банка нет необходимости проводить финансовый анализ предприятия с высокой степенью детализации, поскольку основной задачей анализа является оценка кредитоспособности заемщика и перспектив устойчивости его финансового положения в период пользования кредитом. В этом случае количество финансовых коэффициентов ограничивается, как правило, более узким кругом расчетных показателей.

Чаще всего используются следующие финансовые коэффициенты: текущей ликвидности, срочной ликвидности, абсолютной ликвидности и концентрации собственного капитала.

В зависимости от величины этих коэффициентов предприятия, как  правило, распределяются на три класса по кредитоспособности.

Классификация заемщиков по уровню кредитоспособности приведена в таблице 7.

Таблица 7 – Классификация  заемщиков по уровню кредитоспособности

Коэффициент

Первый класс

Второй класс

Третий класс

Доля, %

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)

0,2 и выше

0,15-0,20

Менее 0,15

30

Коэффициент срочной ликвидности (Ксл)

1,0 и выше

0,5-1,0

Менее 0,5

20

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл)

2,0 и выше

1,0-2,0

Менее 1,0

20

Коэффициент концентрации собственного капитала (Кк)

0,7 и выше

0,5-0,7

Менее 0,5

30


 

Рейтинг предприятия считается по следующей формуле (4):

БАЛЛ = Кал *30% + Ксл * 20% + Ктл * 30% + Кк                  (4)

Рейтинговая оценка предприятия  заемщика является завершающим этапом анализа кредитоспособности. Рейтинг определяется в баллах.

Сумма баллов рассчитывается путем умножения классности каждого коэффициента на его долю.

К первому классу могут  быть отнесены заемщики с суммой баллов от 100 до 150 баллов, ко второму классу – от 151 до 250 баллов. К третьему классу – от 251 до 300 баллов.

С предприятиями каждого  класса кредитоспособности банки по-разному  строят свои отношения.

Так, первоклассным по кредитоспособности заемщикам коммерческие банки могут открывать кредитную  линию, кредитовать по контокоррентному счету, выдавать в разовом порядке  бланковые (без обеспечения) ссуды  с установлением во всех случаях более низкой процентной ставки, чем для всех остальных заемщиков.

Кредитование второклассных  ссудозаемщиков осуществляется банками  в обычном порядке, т.е. при наличии  соответствующих форм обеспечительных обязательств (гарантия, залог, поручительство). Процентная ставка соответственно зависит от вида обеспечения.

Представление кредитов клиентам третьего класса связано для  банков с серьезным риском. В большинстве  случаев таким клиентам банки  стараются кредитов не выдавать. Если же банк решается на выдачу кредита клиенту третьего класса, то размер представляемой ссуды не должен превышать размера уставного фонда. Процентная ставка устанавливается на высоком уровне.

Расчеты рейтинга ОАО «Владхлеб» приведены в таблице 8.

Рейтинг на начало отчетного  периода.

БАЛЛ = 1* 30%+3*20%+3*20%+1*30% = 180

Рейтинг на конец отчетного  периода.

БАЛЛ = 3*30%+2*20%+2*20%+2*30% = 230

Исходя из расчетов видно, что ОАО «Владхлеб» относится  ко второму классу заемщиков. Кредитование будет осуществляться при наличии  обеспечительных обязательств (гарантия, залог, поручительство). Процентная ставка будет зависеть от вида обеспечения.

Таблица 8 – Рейтинг ОАО «Владхлеб»

Коэффициент

На 1.01.08г.

На 31.12.08г.

Класс на 1.01.08г.

Класс на 31.12.08г.

Кал

0,24

0,05

1

3

Ксл

-0,53

0,7

3

2

Ктл

0,46

1,07

3

2

Кк

0,75

0,66

1

2


 

 «Z – Анализ» по Альтману ОАО «Владхлеб».

Большинство используемых методов оценки кредитоспособности обращены на анализ прошлого состояния заемщика. Однако, при определении кредитоспособности, часто говорят не о текущей, а о будущей платежеспособности предприятия. В качестве дополнительных методов оценки кредитоспособности можно использовать различные методы прогнозирования возможного банкротства предприятия.

«Z – анализ» по Альтману – один из самых распространенных методов прогнозирования банкротства. Предложенный еще в 1968 году индекс кредитоспособности известным западным экономистом Э. Альтманом был построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа, что позволило ему в первом приближении разделить все хозяйствующие субъекты на потенциальных не банкротов и банкротов.

Уравнение Z – оценки имеет следующий вид- формула (5):

Z = 1,2 Х1+1,4Х2+3,3Х3+0,6Х4+1Х5,                              (5)

где Х1 = А1+А2+А3/А1+А2+А3+А4

Х2 = стр. 470 формы №1/ А1+А2+А3+А4

Х3 = П7/А1+А2+А3+А4

Х4 = А1+А2+А3+А4/П1+П2+П3

Х5 = П5/А1+А2+А3+А4

Если Z меньше 1,8, то вероятность банкротства очень высока; при Z от 1,81 до 2,7 предприятие можно отнести к группе банкротств; если  Z от 2,71 до 2,99, то вероятность банкротства средняя; если  Z больше 3 ,то предприятие относится к группе успешно действующих, вероятность банкротства низкая.

Проедем расчеты Z анализа для ОАО «Владхлеб».

На начало отчетного  периода:

Х1 = 96115/195918 = 0,49

Х2 = 102016/195918 = 0,52

Х3 = 70123/195918 = 0,36

Х4 = 195918/48553 = 4,04

Х5 = 887932/195918 = 4,53

Z = 1,2*0,49+1,4*0,52+3,3*0,36+0,6*4,04+1*4,53 = 9,452

На конец отчетного  периода:

Х1 = 0,57

Х2 = 0,46

Х3 = 0,24

Х4 = 2,98

Х5 = 3,19

Z = 1,2*0,57+1,4*= 0,46+3,3*0,24+0,6*2,98+1*3,19 = 7,083

Из расчетов следует, что и на начало и на конец отчетного периода Z больше 3 – 9,452 и 7,083 соответственно. Это значит, что данное предприятие можно отнести к группе успешно действующих, с низкой вероятностью банкротства.

2.4 Основные направления улучшения кредитной политики ОАО «Владхлеб»

Формирование принципов кредитной  политики отражает условия широкого распространения кредитования и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия – консервативный, умеренный и агрессивный, которые характеризуют принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия.

Кредитная политика ОАО «Владхлеб» относится к умеренному типу, ориентируется на средний уровень кредитного риска.

Исходя из проведенных  расчетов, можно сделать вывод  об абсолютной не ликвидности баланса  ОАО «Владхлеб» как на начало, так  и на конец анализируемого периода. Имеется положительная тенденция роста коэффициента текущей ликвидность. Рассматривая коэффициент абсолютной ликвидности, видно, что он не удовлетворяет условию абсолютно ликвидного баланса и свидетельствует о том, что в кратчайший промежуток времени организации не удастся поправить свою платежеспособность. Коэффициент срочной ликвидности свидетельствует об абсолютной неплатежеспособности предприятия в ближайшее время. Данное состояние свидетельствует о высоком уровне кредиторской задолженности. Компании необходимо на некоторой время перейти к консервативной кредитной политике, сократить кредитные займы и минимизировать сроки возврата кредита и его размера.

Проанализировав показатели финансовой устойчивости, можно сделать  вывод об удовлетворительности финансового  положения ОАО «Владхлеб». Концентрация собственного капитала 75% и 66% на начало и конец отчетного периода соответственно. Увеличилась доля заемных средств с 0,25 до 1,01 за счет получения банковских кредитов.

Произошло снижение коэффициента оборачиваемости основных средств (фондоотдачи), что может свидетельствовать о повышении издержек предприятия. Общий уровень деловой активности ОАО «Владхлеб» высокий. Это положительно влияет на условия кредитования.

На основании анализа  рентабельности видно, что особенно низкой является рентабельность продаж, она составляет 8%. Показатель рентабельности собственного капитала, упал с 48% до 36%, это свидетельствует о том, что предприятие должно уделять больше внимания повышению роли формирования стабильных источников финансирования. Все это требует большего планирования и контроля на ОАО «Владхлеб».

Проведя анализ и просчитав  рейтинговую оценку кредитоспособности ОАО «Владхлеб», мы выяснили, что  предприятие относится ко  второму  классу заемщиков. Кредитование будет осуществляться при наличии обеспечительных обязательств. Компании необходимо увеличить коэффициенты ликвидности и концентрации собственного капитала, возможно, на некоторое время следует воздержаться от повторного кредитования. Это позволит перейти в первый класс заемщиков и в дальнейшем банки смогут кредитовать ОАО «Владхлеб» по контокоррентному счету, выдавать в разовом порядке бланковые (без обеспечения) ссуды с установлением во всех случаях более низкой процентной ставки, чем для всех остальных заемщиков.

Проведя «Z – Анализ» по Альтману, мы выяснили, что данное предприятие можно отнести к группе с низкой вероятностью банкротства. Данный фактор показывает надежность ОАО «Владхлеб» и определяет будущую платежеспособность предприятия, что положительно сказывается на условиях кредитования и минимизирует процентную ставку на кредит.

Подведя итог, можно сделать вывод, что кредитная политика в целом успешна. Привлечение заемного капитала дает возможность ОАО «Владхлеб» внедрять на предприятии процессные инновации, что позволяет повысить производственные мощности, качество продукции и минимизировать издержи на производство. Банковский кредит является наиболее доступной формой финансирования инновационной деятельности данной компании.

Заключение

Подведя итог проделанной  работе, можно сделать ряд выводов. Было дано определение инновационной деятельности, определены формы её финансирования, одним из источников финансирования выступает кредит - экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком по поводу стоимости, передаваемой во временное пользование. Далее были обозначены принципы банковского кредитования и определено понятие кредитной политики инновационного предприятия.

На примере ОАО «Владхлеб» была сформулирована текущая кредитная  политика и рассчитаны показатели кредитоспособности и финансовой устойчивости компании.

Для анализа кредитоспособности применяют следующие виды оценки:

- оценка ликвидности,

- оценка финансовой  устойчивости,

- оценка эффективности  (оборачиваемости),

- оценка рентабельности,

- рейтинговая оценка,

- «Z – анализ» по Альтману.

В зависимости от того какие значения имели показатели данных анализов была скорректирована  кредитная политика предприятия.

Кредитная политика ОАО «Владхлеб» относится к умеренному типу, ориентируется  на средний уровень кредитного риска.

Исходя из проведенных расчетов, был сделан вывод об абсолютной не ликвидности баланса ОАО «Владхлеб» как на начало, так и на конец анализируемого периода. Имеелась положительная тенденция роста коэффициента текущей ликвидность. Коэффициент абсолютной ликвидности не удовлетворяет условию абсолютно ликвидного баланса и свидетельствует о том, что в кратчайший промежуток времени организации не удастся поправить свою платежеспособность. Коэффициент срочной ликвидности свидетельствует об абсолютной неплатежеспособности предприятия в ближайшее время. Данное состояние свидетельствует о высоком уровне кредиторской задолженности. Компании необходимо на некоторой время перейти к консервативной кредитной политике, сократить кредитные займы и минимизировать сроки возврата кредита и его размера.

Проанализировав показатели финансовой устойчивости, мы пришли к выводу об удовлетворительности финансового положения ОАО «Владхлеб». Концентрация собственного капитала 75% и 66% на начало и конец отчетного периода соответственно. Увеличилась доля заемных средств с 0,25 до 1,01 за счет получения банковских кредитов.

Произошло снижение коэффициента оборачиваемости основных средств (фондоотдачи), что свидетельствует о повышении издержек предприятия. Общий уровень деловой активности ОАО «Владхлеб» высокий. Это положительно влияет на условия кредитования.

На основании анализа  рентабельности видно, что особенно низкой является рентабельность продаж, она составляет 8%. Показатель рентабельности собственного капитала, упал с 48% до 36%, это свидетельствует о том, что предприятие должно уделять больше внимания повышению роли формирования стабильных источников финансирования. Все это требует большего планирования и контроля на ОАО «Владхлеб».

Провели анализ и просчитали рейтинговую оценку кредитоспособности ОАО «Владхлеб», предприятие относится ко  второму классу заемщиков. Кредитование будет осуществляться при наличии обеспечительных обязательств. Компании необходимо увеличить коэффициенты ликвидности и концентрации собственного капитала, возможно, на некоторое время следует воздержаться от повторного кредитования. Это позволит перейти в первый класс заемщиков и в дальнейшем банки смогут кредитовать ОАО «Владхлеб» по контокоррентному счету, выдавать в разовом порядке бланковые (без обеспечения) ссуды с установлением во всех случаях более низкой процентной ставки, чем для всех остальных заемщиков.

Информация о работе Кредитование инновационного предприятия на примере ОАО «ВЛАДХЛЕБ»