Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение роли мотивации в инновационной деятельности, а также ее практическое применение.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить определенные задачи:
- рассмотреть теоретические основы мотивации инновационной деятельности;
- проанализировать современную организацию инновационной деятельности в промышленности;
- рассмотреть практическое применение мотивации инновационной деятельности на примере ОАО «Пивоваренная компания «Тинькофф».
Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы мотивации инновационной деятельности......6
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса....................................6
1.2 Теоретические аспекты категории "мотивация" в контексте инновационной деятельности........................................................................16
Глава 2. Анализ современной организации инновационной деятельности в промышленности...................................................................................................23
1. Организация инновационной деятельности оценка показателей ее динамики и эффективности............................................................................23
2. Инновационно-экономический механизм мотивации инновационной деятельности....................................................................................................29
Глава 3. Мотивация инновационной деятельности ОАО «Пивоваренная компания «Тинькофф»..........................................................................................40
3.1 Описание ОАО «Пивоваренная компания «Тинькофф».........................40
3.2 Инновационная деятельность ОАО «Тинькофф»....................................41
Заключение.............................................................................................................49
Список литературы................................................................................................51
Приложение............................................................................................................53
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: ______________________________
тема: ______________________________
Выполнил (а):
Студент (ка) ___ курса Торгово-экономический факультет
(сокращенная программа)
Ф.И.О. ______________________________
Специальность: ______________________________
Шифр зачетной книжки ____________________________
Проверил (а):
______________________________
Саратов, 2012г.
Содержание
Введение .....................
Глава 1. Теоретические основы мотивации инновационной деятельности......6
Глава 2. Анализ современной
организации инновационной деятельности в промышленности................
Глава 3. Мотивация инновационной деятельности
ОАО «Пивоваренная компания «Тинькофф»....................
3.1 Описание ОАО «Пивоваренная компания «Тинькофф»....................
3.2 Инновационная деятельность ОАО «Тинькофф»....................
Заключение....................
Список литературы.............
Приложение....................
Введение
Приоритеты в развитии мирового экономического сообщества сегодня таковы, что позиции каждой отдельной страны, уровень ее могущества, определяются не только обеспеченностью основными видами стратегических материальных ресурсов, но напрямую зависят от достижений государства в области инноваций, его научно-технического потенциала, способности создавать и эффективно использовать новые знания, выступающие необходимым условием успешной конкуренции и экономического роста. В свете таких тенденций первостепенное значение приобретает построение и реализация модели инновационного развития экономики, о которой уже много говорилось, но реальных и ощутимых шагов в этом направлении наше государство пока так и не сделало.
Движение по инновационному пути развития возможно только при наличии благоприятных условий для эффективной реализации накопленного инновационного потенциала страны и его дальнейшего наращивания, построения действенного механизма управления инновационными процессами. При этом следует указать на немаловажное, и даже в какой то степени определяющее, значение психологических аспектов инновационной деятельности, играющих решающую роль в преодолении инновационной инертности субъектов предпринимательства различных форм хозяйствования, собственников капитала, государства. Возникает объективная необходимость изменить отношение людей к новой реальности, психологию восприятия ими инноваций, привить понимание значения и роли активизации инновационных изменений. Достичь этого можно только на основе глубокого познания действительных мотивов инновационной активности различных субъектов. Поэтому всесторонняя проработка аспектов мотивации, выступающей решающим причинным фактором результативности инновационной деятельности, и построение, адекватного специфике современных условий, мотивационного механизма особенно актуализируется сегодня.
Анализ и обобщение материалов публикаций отечественных и зарубежных исследователей указывает на недостаточную разработку вопросов мотивации в сфере инновационной деятельности. Следует, конечно, отметить, существование большого количества информации в экономической литературе, касающейся мотивации деятельности трудовой, но специфика инновационных процессов отвергает возможность идентичной трактовки всех понятий, присущих категории "мотивация", применительно к этим двум видам деятельности. Таким образом, в настоящее время:
Целью данной курсовой работы является рассмотрение роли мотивации в инновационной деятельности, а также ее практическое применение.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить определенные задачи:
- рассмотреть теоретические основы мотивации инновационной деятельности;
- проанализировать современную организацию инновационной деятельности в промышленности;
- рассмотреть практическое применение мотивации инновационной деятельности на примере ОАО «Пивоваренная компания «Тинькофф».
Тщательная теоретическая и практическая проработка указанных проблем определяется в качестве тематических задач исследования данной работы. В качестве метода на данном этапе исследования применяется качественный анализ.
Глава 1. Теоретические основы мотивации инновационной деятельности
1.1. Понятие инновации и инновационного процесса
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.
В литературе насчитывается десятки определений. Например, по признаку содержания внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
В настоящее время
применительно к
Международные стандарты
в статистике науки, техники и
инноваций – рекомендации международных
организаций в области
Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности. Специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.[8]
Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные условия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.
Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.
Следовательно, научно-технические
инновации должны: а) обладать новизной;
б) удовлетворять рыночному спросу
и приносить прибыль
Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).
Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
На второй фазе общественно-полезный
эффект перераспределяется между производителями
нововведения (НВ), а также между
производителями и потребителям