Мотивация в инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение роли мотивации в инновационной деятельности, а также ее практическое применение.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить определенные задачи:
- рассмотреть теоретические основы мотивации инновационной деятельности;
- проанализировать современную организацию инновационной деятельности в промышленности;
- рассмотреть практическое применение мотивации инновационной деятельности на примере ОАО «Пивоваренная компания «Тинькофф».

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы мотивации инновационной деятельности......6
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса....................................6
1.2 Теоретические аспекты категории "мотивация" в контексте инновационной деятельности........................................................................16
Глава 2. Анализ современной организации инновационной деятельности в промышленности...................................................................................................23
1. Организация инновационной деятельности оценка показателей ее динамики и эффективности............................................................................23
2. Инновационно-экономический механизм мотивации инновационной деятельности....................................................................................................29
Глава 3. Мотивация инновационной деятельности ОАО «Пивоваренная компания «Тинькофф»..........................................................................................40
3.1 Описание ОАО «Пивоваренная компания «Тинькофф».........................40
3.2 Инновационная деятельность ОАО «Тинькофф»....................................41
Заключение.............................................................................................................49
Список литературы................................................................................................51
Приложение............................................................................................................53

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Многие организации считают измерение инноваций очень непростым делом и разрабатывают собственную сложную систему инновационных метрик. Однако, если чрезмерно увлечься этим процессом, показатели могут приобрести абстрактные черты и потерять связь с жизнью компании.

Любая, самая совершенная система показателей — это всего лишь инструмент, с помощью которого в компании поддерживается система управления идеями, но именно восприимчивость управленческой команды к инновациям является тем необходимым условием, без которого инновационный процесс в компании начать невозможно.

Жизненный путь новшества  может развиваться по одному из трех путей: накопление в организации, превращение  в организации в инновацию, продажа  как товара.

Эффективность деятельности организации  выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночной экономики не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.[24]

К системе показателей предъявляются  следующие требования:

  • показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара
  • показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации
  • показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период
  • важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами
  • показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана организации
  • показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации
  • проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

Одним из основных показателей  эффективности (Приложение 1) и стабильности функционирования организации является ее устойчивость.

Внедрение новшеств может  дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.

За счет получения  экономического эффекта в форме  прибыли инновационная организация  осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников.

Остальные виды эффекта  несут в себе потенциальный экономический  эффект. Т.е., экономический эффект разработки, внедрения у себя (превращения  в инновацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или  фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).[19]

 

2.2 Инновационно-экономический механизм мотивации инновационной деятельности

 

Мотивация (Motivation) – позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим целенаправленным образом. Это внутреннее состояние, определяющее поведение человека.[8]

Когда речь идет о мотивации, предполагается выделять две группы факторов (двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга. Предложена во второй половине 50-х гг.):

  • гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой;
  • факторы мотивации (внутренние, присущие работе).

К первой группе факторов обычно относят такие, как нормальные условия труда, достаточная заработная плата, уважительное отношение начальника и т.д. Эти факторы автоматически  не определяют положительную мотивацию.

Вторая группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение.

Интерес, с точки зрения выделения факторов-мотиваторов, представляет теория человеческих потребностей, предложенная в 40-е гг. Абрахамом Маслоу.

Он указывал, что после  удовлетворения очередной потребности  ее влияние на поведение человека прекращается. В то же время, для  того, чтобы следующий более высокий  уровень иерархии потребностей начал  влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Люди начинают искать свое место в сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены физиологические потребности. Какая-то потребность доминирует, но деятельность стимулируется не только ею (схема 4).


 

 

 


 


 

 


 


 

 

Схема 4. Иерархия потребностей по Маслоу

 

Первичные потребности  часто удовлетворяются с помощью  денег. Но деньги побуждают к действиям (по оценкам западных специалистов) 30-50 % работников. Остальных побуждают к действию более возвышенные потребности: в знаниях, авторитете, творчестве. Людьми движут нравственные идеалы, великие цели, моральные убеждения, привычки, традиции, мода и т.д. Последние факторы часто имеют определяющее значение для ученых.

Вместе с тем преуменьшать роль денег все же не следует. Особенно в том случае, когда заработная плата является чрезмерно низкой и составляет незначительную часть  от прожиточного минимума.  В этом случае деньги побуждают к действию большее число работников и становятся одним из главных факторов мотивации, другие же факторы мотивации играют определенное значение только лишь для узкого круга ученых.

Так, проф. В. А. Ядов отмечает, что можно выделить несколько  групп ученых, исходя из деления по типам мотивации: “Одну образуют подлинные энтузиасты, ученые классического типа, для которых сам процесс познания представляет самоценность и способ реализации.

Вторая, наиболее распространенная “фракция” – это вполне профессиональные и компетентные работники, которые трезво смотрят на жизнь и организацию науки, ее функции в обществе. Они достаточно реалистичны и стремятся сочетать научное творчество с заслуженными материальными благами, которые должны стимулировать эффективную работу ученых. Это преимущественно инструментальная мотивация вполне соответствует отношению к труду как к средству достижения других  жизненных целей, а не как к самоценной деятельности.

Третья “фракция”  научного сообщества образуется из честолюбивых, инициативных и достаточно прагматичных ученых, которые обеспокоены достижением высокого положения в официальной структуре. Все это само по себе не предосудительно, но известно немало примеров извращенной или превращенной мотивации этого типа со стремлением к монопольному положению в науке, использованию “вненаучных” методов достижения личных целей”.

Менеджеры контролируют выполнение графика подготовки производства.

Отметим, что план подготовки производства составляется на основе объемных и трудовых нормативов и  включает перечень объектов подготовки, объемы работ, сроки их выполнения по стадиям и этапам, конечные и важнейшие промежуточные результаты, длительность подготовки, смету затрат.[8]

Менеджер совместно  с технологами может участвовать  в разработке методов технического контроля, так как в любой конструкции машин есть детали, требующие проверки их качества в процессах изготовления и испытания.

Нарушение технологического процесса может привести к браку, ухудшению качества выпускаемой  продукции.

Менеджер должен контролировать технологическую дисциплину, то есть соблюдение точного соответствия технологического процесса изготовления изделия требованиям технологической и конструкторской документации.

Разработанный технологический  процесс должен быть экономичным  и прогрессивным.

Экономичность технической  подготовки производства обеспечивается по нескольким направлениям. Прежде всего, устанавливается единообразие в  применяемых методах обработки  или сборки изделия, то есть достигается  технологическая стандартизация.

Контроль за ходом ТПП предусматривает выявление отклонений, установление их причин и принятие оперативных управленческих решений по нормализации процесса подготовки производства.

Документация ТПП включает: техническое задание; технический  проект, когда принимаются принципиальные технические и организационные решения, являющиеся основой для рабочего проекта.

За обоснованность технологических  параметров и качество продукции, устанавливаемых  в технологической документации, отвечает главный технолог.

Создание новой техники - сложный и многогранный процесс. Он тесно связан с наукой и производством. От уровня организации подготовки производства, от скорости и точности выполнения всех необходимых работ зависит продолжительность пути от научных и технических разработок до полного освоения выпуска новой техники. Высокое качество и завершенность работ на всех стадиях обеспечивает достижение запроектированных технико-экономических показателей. Но достижения невозможны без налаженной системы контроля.

Мотивация инновационной деятельности, безусловно, должна рассматриваться как постоянно осуществляемый процесс, который может быть представлен в виде совокупности взаимосвязанных элементов, взаимо-обуславливающих друг друга и вцелом характеризующих мотивационный механизм инновационной деятельности. В соответствии с классическим определением механизм (от греческого mechane - машина) - система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел [1, с.56]. Исходя из сути данного определения, можно утверждать, что любой механизм предполагает наличие составных частей (элементов, звеньев), определенным образом связанных между собой и влияющих друг на друга, при этом всегда можно различить силу (составляющий элемент), оказывающую воздействие и объект, который его испытывает, с помощью чего реализуется данное воздействие (рычаги), а также для чего оно осуществляется, то есть конкретный результат от действия механизма.

По аналогии с описанием  характерных черт понятия "механизм", для выяснения сущности и принципов действия мотивационного механизма инноваций необходимо иметь четкое представление о следующем:

    • кто из субъектов инновационного процесса осуществляет мотивирование, то есть побуждает к определенному поведению, а кто испытывает побуждающее воздействие;
    • на что направлено мотивационное воздействие - объект мотивации;
    • чего конкретно желают достичь посредством мотивации, то есть цель ее осуществления;
    • чем побуждают к активности, что рассматривается в качестве вознаграждения за результаты реализованных действий.

Возможная модель механизма  мотивации инновационной деятельности приведена на рис.1(Приложение 2). Такое представление мотивационного механизма является достаточно условным, поскольку в реальности для каждого субъекта инновационного процесса структура этого механизма зависит от множества факторов: уровня осуществления мотивации (макро и микроуровень); организационной структуры субъекта; характера осуществляемой деятельности; выбранной стратегии в области инноваций; устоявшихся традиций т. п.

Для понимания сущности функционирования представленного  на рис.1 (Приложение 2) механизма целесообразно проанализировать его составные элементы и возникающие между ними взаимосвязи. Данная модель отражает общие принципы возникновения и действия мотивации и может рассматриваться применительно, как к макро, так и к микроуровню осуществления инновационной деятельности. Следовательно, в качестве субъектов в предложенной схеме могут выступать различные участники инновационных процессов, связанные сложной системой взаимосвязей по поводу разработки, внедрения и эффективного использования разного рода новаций. Так, например, роль субъекта, оказывающего мотивационное воздействие и субъекта, испытывающего это воздействие, могут играть соответственно: государство и отдельные предприятия, научные организации, институты, финансовые учреждения, инновационная сфера вцелом; научные организации, институты и предприятия; предприятия и их работники; предприятия и инвесторы и другие возможные комбинации взаимодействия участников инноваций, от которых во многом зависит специфика действия мотивационного механизма в каждом конкретном случае.

Цель субъекта 1, оказывающего мотивационное влияние, состоит  в стремлении посредством внешних  воздействий на другого субъекта-участника инновации (субъект 2), пробудить, развить, усилить определенные мотивы, побуждающие последнего к реализации действий, желательных для мотивирующего субъекта, ведущих к получению в итоге необходимого результата, и наоборот ослабить или попытаться исключить из мотивационной структуры субъекта 1 те мотивы, которые препятствуют достижению намеченной цели. Основная задача субъекта, осуществляющего процесс мотивирования, заключается в формировании комплекса мотивообразующих факторов, способного вызвать требуемые изменения в мотивационной структуре мотивируемого субъекта. При этом субъект 1 должен иметь представление о потребностях, интересах, ожиданиях субъекта 2 и определенным образом предвидеть как те или иные факторы отразятся на его мотивации и поведении в дальнейшем, хотя это и довольно сложно, поскольку влияние извне всегда опосредствуется индивидуальным внутренним восприятием каждой конкретной ситуации.

Информация о работе Мотивация в инновационной деятельности