Мотивация в инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение роли мотивации в инновационной деятельности, а также ее практическое применение.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить определенные задачи:
- рассмотреть теоретические основы мотивации инновационной деятельности;
- проанализировать современную организацию инновационной деятельности в промышленности;
- рассмотреть практическое применение мотивации инновационной деятельности на примере ОАО «Пивоваренная компания «Тинькофф».

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы мотивации инновационной деятельности......6
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса....................................6
1.2 Теоретические аспекты категории "мотивация" в контексте инновационной деятельности........................................................................16
Глава 2. Анализ современной организации инновационной деятельности в промышленности...................................................................................................23
1. Организация инновационной деятельности оценка показателей ее динамики и эффективности............................................................................23
2. Инновационно-экономический механизм мотивации инновационной деятельности....................................................................................................29
Глава 3. Мотивация инновационной деятельности ОАО «Пивоваренная компания «Тинькофф»..........................................................................................40
3.1 Описание ОАО «Пивоваренная компания «Тинькофф».........................40
3.2 Инновационная деятельность ОАО «Тинькофф»....................................41
Заключение.............................................................................................................49
Список литературы................................................................................................51
Приложение............................................................................................................53

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Как наиболее серьезные, «Тинькофф» отмечает две свои инновации. Одна из них — создание в 2006 году нового штамма дрожжей для производства пива «Тинькофф Кулер». Сотрудники исследовательского центра на базе мини-пивзавода компании вывели новый штамм путем отбора и скрещивания природных дрожжей из различных регионов Камчатки и островов Курильской гряды. Вторая инновация касается упаковки. Несмотря на то что пиво «Тинькофф Кулер» позиционируется в среднеценовом сегменте, при создании упаковки были использованы самые передовые тенденции, до сих пор присущие более дорогим пивным брендам. Пиво «Тинькофф Кулер» выпущено в стеклянной бутылке 0,5 л с удлиненным горлышком, прозрачной самоклеющейся этикеткой и пробкой с кольцом. Бренд показал впечатляющие результаты уже в год запуска: объем продаж за 2006 год составил 1 млн гл, а его доля в среднеценовом сегменте к концу года достигла 5%. Еще один новый вид упаковки — литровая алюминиевая банка. Такого формата до сих пор в мире не было (хотя были похожие — например, банка объемом 0,85 литра в США). Литровую упаковку сделала компания — поставщик тары специально для «Балтики». Ядро корпоративной инновационной системы «Балтики» — исследовательский центр, который начал формироваться в 1999–2000 годах. Сегодня в нем работают десять человек. По словам руководства «Балтики», подобных подразделений у других российских пивоваренных компаний нет. Исследовательский центр работает по двум направлением: контроль качества продукции на всех этапах (от анализа поставляемого сырья до дегустации продукции) и разработка новых сортов пива.

Новые сорта появляются не реже чем один в год. Задание  на новый сорт пива поступает от маркетологов, которые разрабатывают  его на основе фокус-групп, где выясняют пожелания потребителей. На мини-пивзаводе готовятся образцы пива, затем проводятся новые фокус-группы с дегустацией для корректировки продукта. Исследовательский центр организационно входит в состав дирекции по качеству. [25]

 

Результаты деятельности ОАО «Тинькофф» за I квартал 2011 года

1. «ТИНЬКОФФ» показала рост прибыли и рентабельности, несмотря на непростую экономическую ситуацию

 

1 кв. 2011

(млн.гл)

1 кв. 2010

(млн.гл)

Разн. %

Объем продаж всей продукции  в натуральном выражении

8,5

9,0

-0,5%

Выручка от реализации

17743,1

16845,1

+5,3%

Валовая прибыль

8762,7

7570,6

+15,7%

EBIT (Операционная прибыль)

4055,1

2904,6

+39,6%

Показатель EBITDA

5086,7

4189,2

+21,4%

Чистая прибыль

2527,9

2132,6

+18,5%


 

В условиях неблагоприятной  экономической и потребительской конъюнктуры компания «Тинькофф» снова продемонстрировала свое умение наращивать эффективность бизнеса. Снижение спроса привело к падению объемов продаж на 5%, при этом выручка увеличилась на 5,3%, а операционная прибыль в I квартале 2011 г. выросла на 39,6%. Существенно улучшились показатели рентабельности компании, вырос генерируемый компанией свободный денежный поток.

Такие финансовые результаты стали возможны благодаря действию программ, направленных на рост эффективности (оптимальное распределение производственных площадок по стране, совершенствование системы логистики, собственный агропроект, мероприятия по повышению операционной эффективности и т.д.), а также ряду дополнительных мер, предпринятых после начала экономического спада. Часть этих мероприятий будет давать свой эффект и в дальнейшем, что позволяет компании с уверенностью смотреть в будущее.

 

2. Отрасль продемонстрировала устойчивость к проявлениям кризиса

 

Рынок пива в России оказался одним из наиболее устойчивых рынков в условиях общего спада экономики. Текущий экономический кризис, безусловно, отразился на динамике покупательской способности населения, объемах производства и потребления, которые в I квартале 2011 г. продемонстрировали падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По оценкам компании, объемы рынка пива в России в I квартале 2011 г. снизились почти на 7% по сравнению с I кварталом 2010 г., что заметно лучше динамики основных макроиндикаторов и объемов производства в других отраслях.

При этом бизнес «Балтики», как лидера рынка с сильнейшим портфелем брендов, был еще более устойчив к влиянию неблагоприятной внешней среды и падению потребительского спроса.

В I квартале 2011 г. объем продаж пива компании снижался медленнее рынка — на 5% и составил 8,5 млн гл. В результате, по итогам I квартала 2011 г. компания укрепила позиции на российском рынке пива и нарастила долю рынка. В отчетный период доля рынка компании выросла на 1,5% к аналогичному периоду прошлого года и достигла 39,9%*.

 

3. «ТИНЬКОФФ» сохраняет маркетинговую страгеию в долгосрочной перспективе

 

В первом квартале 2011 года доля рынка бренда «Тинькофф» выросла и достигла 15,7%*, доля рынка бренда «Тинькофф №3» в среднеценовом сегменте также увеличилась и составила в марте 21,6%*.

Согласно опубликованному рейтингу мировых брендов международной компании Millward Brown Optimor (MBO) за 2010 год, «Тинькофф» входит в топ-20 ведущих пивных брендов и имеет самый высокий показатель по потенциалу.

В отчетном периоде компания укрепила свои позиции в премиальном и лицензионном сегментах. В I квартале 2011 года в лицензионном сегменте доля компании впервые достигла 30%*, доля компании в премиальном сегменте также продолжила расти и достигла в марте 44,2%*. В долгосрочной перспективе «Тинькофф», как и прежде, сохраняет стратегию, направленную на премиализацию портфеля брендов. В I квартале 2011 г. компания продолжила инвестировать в инновации и запустила две новинки, позволяющие развивать бизнес в лицензионном сегменте: Tuborg Lemon и Tuborg Black.

В I квартале 2011 г. «Тинькофф» заявила о начале производства кваса «Хлебный край» — продукта в новой для компании категории «прохладительные напитки». Запуск, который состоялся в конце апреля, позволит компании охватить новую аудиторию и занять хорошие позиции на стабильно растущем рынке кваса.

«Тинькофф» продолжает развивать бизнес за рубежом. Осуществляется модернизация завода «Тинькофф-Баку», приобретенного в 2010 г. По итогам I квартала 2011 г. объем экспортных поставок компании «Тинькофф» в Азербайджан увеличился на 90%, а выручка удвоилась.

Антон Олегович Артемьев, Президент ОАО «Пивоваренная  компания «Тинькофф»: «Несмотря на 7-процентное падение объемов рынка пива в I квартале, мы сохраняем наш прогноз на год в целом — снижение рынка на 2%, основываясь на ожиданиях некоторого улучшения динамики потребления в дальнейшем. На фоне неблагоприятных внешних факторов в I квартале, компания сохраняет устойчивость и демонстрирует рост прибыли и рентабельности».

 

Заключение

 

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Мотивацию в сфере  инновационной деятельности следует  рассматривать как необходимый  элемент системы управления прогрессивными изменениями на макро- и микроуровне, как источник интенсификации инновационной активности различных субъектов, как действенное средство преодоления инертности их мышления.

Познание сущности явления, скрывающегося за термином "мотивация", позволит понять, что побуждает участников инновационных процессов принимать  те или иные решения, какие мотивы лежат в основе их поведения, каким образом можно активизировать желательные для инновационной деятельности мотивы и ослабить те из них, которые сдерживают движение по инновационному пути развития.

Мотивация инновационной  деятельности, безусловно, должна рассматриваться как постоянно осуществляемый процесс, который может быть представлен в виде совокупности взаимосвязанных элементов, взаимо-обуславливающих друг друга и вцелом характеризующих мотивационный механизм инновационной деятельности. В соответствии с классическим определением механизм (от греческого mechane - машина) - система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел. Исходя из сути данного определения, можно утверждать, что любой механизм предполагает наличие составных частей (элементов, звеньев), определенным образом связанных между собой и влияющих друг на друга, при этом всегда можно различить силу (составляющий элемент), оказывающую воздействие и объект, который его испытывает, с помощью чего реализуется данное воздействие (рычаги), а также для чего оно осуществляется, то есть конкретный результат от действия механизма.

Объективная действительность вызывает настоятельную необходимость  разработки механизма мотивации инновационной деятельности, при правильном построении которого, знании принципов и специфики функционирования в зависимости от конкретных условий, особенностей взаимосвязей составных элементов, возможны сверхрешения в области инноваций. При этом главная идея мотивационного механизма должна заключаться не в принуждении субъектов совершать какие-либо изменения, а в пробуждении интереса к самому содержанию инновационной деятельности. Конечно, никто не может сказать, с достаточной степенью уверенности, как детально действует механизм мотивации, какой силы должно быть мотивационное воздействие, когда сработает мотивообразующий фактор, тем более, почему он сработает в каждом конкретном случае и к какому результату приведет. Но даже понимание структуры и последовательности действия мотивационного механизма инновационной деятельности уже выступает немаловажным фактором для повышения эффективности ее осуществления.

 

Список литературы

    1. Абрамов С.И. Инвестирование. - М: ЦЭМ, 2007.
    2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2006.
    3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. для вузов. 3-е изд. - М.: Гардарики, 2001. - 528с.
    4. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М.: Экономика, 2004.
    5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.:Норма, 2005. - 416 с.
    6. Гринёв В.Ф. Инновационный менеджмент: Учебное пособие.-К.: МАУП, 2007.
    7. Дафт, Ричард Л. Менеджмент/ Пер. с англ. В.Вольского и др.; Под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 832с.
    8. Дегтяренко В .Я. Оценка эффективности инвестиционных проектов. - М: Экспертное бюро -М, 2004.
    9. Дмитрий Хомутский, журнал "Управление компанией" (№2, 2006).
    10. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. - Пенза, 2003.
    11. Дракер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: СП Бук Чембер Интернешнл. - 2008.
    12. Жизнин С.З., Крупнов В.И. Как стать бизнесменом. М.:- Предприниматель - 2008.

 Журнал "Управление компанией" (№2, 2008)

    1. Журнал «Эксперт» 2008 г.
    2. Занюк С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. - К.: Эльга - Н: Ника-Центр, 2001. - 352с.
    3. Идрисов А.Б., Картышев СВ., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: Филинъ, 2002.
    4. Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учеб. пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.Е. Казанцева, Л.Э. Миндели. М.: Экономика, 2003. – 345 с.
    5. Инновационный менеджмент: Учебник./под ред. С.Д.Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
    6. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 286с.
    7. Менеджмент инновационной организации: Учебное пособие. - М.: Европейский центр по качеству,2003. - 408 с., 2003г.
    8. Основы управления персоналом / Под ред. проф. Б.М.Генкина. - М.: “Высшая школа”, 2002.
    9. Русинов Ф.Т., Минаев Н.И. Система отбора и оценки инновационных проектов. // Консультант директора. - 2009,  № 23.
    10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2010.
    11. Шамина Л.К. Теоретические аспекты функционирования инновационных процессов. – СПб.:Наука, 2008. – 85с.
    12. Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс. — 2008.
    13. Янковский К.П. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. – 189с.

Приложение 1. Система показателей эффективности инновационной деятельности



 

Приложение 2. Возможная модель механизма мотивации инновационной деятельности

 
 




Информация о работе Мотивация в инновационной деятельности