Мотивация в инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение роли мотивации в инновационной деятельности, а также ее практическое применение.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить определенные задачи:
- рассмотреть теоретические основы мотивации инновационной деятельности;
- проанализировать современную организацию инновационной деятельности в промышленности;
- рассмотреть практическое применение мотивации инновационной деятельности на примере ОАО «Пивоваренная компания «Тинькофф».

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы мотивации инновационной деятельности......6
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса....................................6
1.2 Теоретические аспекты категории "мотивация" в контексте инновационной деятельности........................................................................16
Глава 2. Анализ современной организации инновационной деятельности в промышленности...................................................................................................23
1. Организация инновационной деятельности оценка показателей ее динамики и эффективности............................................................................23
2. Инновационно-экономический механизм мотивации инновационной деятельности....................................................................................................29
Глава 3. Мотивация инновационной деятельности ОАО «Пивоваренная компания «Тинькофф»..........................................................................................40
3.1 Описание ОАО «Пивоваренная компания «Тинькофф».........................40
3.2 Инновационная деятельность ОАО «Тинькофф»....................................41
Заключение.............................................................................................................49
Список литературы................................................................................................51
Приложение............................................................................................................53

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

В любом факте возникновения  мотива прослеживается его связь с потребностью и необходимостью ее удовлетворения. Потребность - это состояние некоторой нехватки в чем-либо, которую организм стремится ликвидировать. Потребность также возникает "внутри" человека, это необходимое условие любой деятельности, она также вызывает активность субъекта, но потребность сама по себе еще не способна предоставить деятельности четкого направления. Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив - к направленной деятельности [4, с.8]. Мотив это уже не сама потребность, а ее проявление, как бы ее трансформированное и конкретизированное выражение. В этом основное отличие понятий потребность и мотив.

Все вышеизложенные положения  лишь в общих чертах отражают соотношение  основных понятий, присущих категории "мотивация" безотносительно к специфике инновационной деятельности. Далее постараемся проанализировать особенности мотивации в контексте инновационных процессов.

Когда заходит речь о  мотивах, лежащих в основе поведения  участников инновационной деятельности, то зачастую они сводятся только лишь к прагматическим интересам материального характера и, в частности, к максимизации прибыли, рассматриваемой в качестве основной цели этой деятельности.

Выдвигаясь на передний план, материализм сводит к нулю значение и влияние нематериальных факторов на мотивацию деятельности таких, как потребность в самореализации, самоутверждении, любовь к своему "делу", стремление к общественному признанию и другие, которые могут быть и должны быть мощным мотиватором любой, тем более инновационной деятельности.

Если подвергнуть анализу  мотивы инновационной деятельности на различных этапах инновационного процесса и с точки зрения различных  его участников, то нельзя стремление к получению максимального экономического эффекта возводить в ранг ведущего мотива в иерархической системе мотивов субъектов-участников инноваций на каждом конкретном этапе. Каждая стадия инновационного процесса характеризуется своей структурой мотивов, находящейся под воздействием многочисленных факторов, способствующих созданию благоприятных условий для творческой деятельности или же препятствующих ее реализации. В результате конструктивного или деструктивного влияния этих факторов происходят изменения в совокупности мотивов, как в процессе реализации конкретного этапа, так и при переходе к следующей стадии инновационного процесса. Этот переход предполагает определенные трансформации в приоритетности мотивов, ликвидацию одних и возникновение других мотивов, связанные с изменением условий протекания инновационного процесса, со сменой его участников, их потребностей, интересов, целевых установок и т.д.

Если говорить о приоритетности в рассмотрении проблем мотивации  на каждой из стадий инновационного процесса и формировании действенного мотивационного механизма, то надо отметить, что основное внимание в современных условиях должно уделяться именно этапу зарождения идеи, так как это источник генерации инноваций, основанный на возможностях кадровой составляющей инновационного потенциала государства вцелом или отдельного предприятия, научно-исследовательской организации и т.п. Именно человеческий ресурс с его неисчерпаемым интеллектуальным потенциалом является главной движущей силой инновационных трансформаций, поэтому разработка вопросов мотивации творчества (инициирования инноваций) выступает ключевым фактором преодоления существующей сегодня инертности субъектов инновационной деятельности.

Таким образом, мотивация инноваций представляет собой совокупность потребностей и мотивов, побуждающих производителя и менеджера к активной деятельности в направлении создания и продажи инновации или, наоборот, путем ее покупки и использования в хозяйственном процессе.

Мотивацию инноваций  можно рассматривать в двух аспектах:

  1. мотивация создания и продажи инноваций;
  2. мотивация покупки инноваций.

Любая мотивация состоит  из четырех элементов, к которым относятся:

  1. цель;
  2. мотивы;
  3. факторы;
  4. стремление к достижению цели.

Целью создания и продажи инновации является получение хозяйствующим субъектом денег от продажи новых продуктов (операций) для того, чтобы вложить эти деньги в прибыльные сферы предпринимательства, поднять свой имидж на рынке, повысить свою конкурентоспособность.

Основными мотивами создания и продажи инноваций для предпринимателей обычно являются:

  • повышение конкурентоспособности своих новых продуктов;
  • повышение своего имиджа на рынке;
  • захват новых рынков;
  • увеличение величины денежного потока;
  • снижение ресурсоемкости продукта.

Мотивы создания и продажи инноваций обусловлены целым рядом факторов. Основными факторами являются:

  1. усиление конкуренции;
  2. изменения в производственно-торговом процессе;
  3. совершенствование технологий операций;
  4. изменения в системе налогообложения;
  5. достижения на международном финансовом рынке.

Целью покупки инновации  является получение хозяйствующим  субъектом денежных средств в будущем за счет реализации им новых продуктов или технологий, купленных сегодня.

Основными мотивами покупки  инноваций являются:

  1. повышение конкурентоспособности и имиджа хозяйствующего субъекта;
  2. получение в перспективе дохода на капитал, вложенный сегодня.

Мотивы покупки инноваций  обусловлены целым рядом факторов как объективных, так и субъективных.

Основными объективными факторами покупки инноваций  являются:

  1. Изменения в производственно-торговом процессе;
  2. Изменения в системе налогообложения;
  3. Достижения на международном рынке.

К субъективным факторам относятся факторы, отражающие интересы конкретного покупателя, планы и программы его инвестиционной и финансовой деятельности, психологические способности, профессионализм менеджеров и др.

 

 

 

Глава 2. Анализ современной организации  инновационной деятельности в промышленности

 

2.1. Организация инновационной  деятельности и оценка показателей  ее динамики и эффективности

 

Инновационная направленность экономического развития, растущая необходимость  технологического обновления особо  подчеркивают важность четкого соответствия принципов организации и структурно-организационных взаимосвязей в инновационной деятельности. Речь идет о поиске оптимальных путей привнесения инновационных импульсов в экономическую реальность. Понятно, что по мере расширения инновационных преобразований требуется научно обоснованное формирование функционально-элементной базы инновационного развития.[15]

Организация инноваций  включает три принципиальных аспекта:

    • субъект инновационной деятельности, являющийся объединением людей, совместно реализующих разработку, внедрение и производство новшеств;
    • совокупность процессов и действий организации, направленных на выполнение необходимых функций в инновационной деятельности;
    • структуры, обеспечивающие внутреннюю упорядоченность системы и совершенствование взаимосвязей между ее элементами и подсистемами.

С этой точки зрения организацию  инноваций следует понимать как  процесс упорядочения инновационной  деятельности, как субъект, фирму, институт, инновационное предприятие, как  организационные структуры, определяющие состав и место подразделений, л также регламентирующие процедуры форм, методов, процессов, которые осуществляются в инновационной деятельности.

Организация с позиций  фирмы может рассматриваться  как объединение людей или  их договоренность о выполнении работ по реализации инноваций. Субъектами инновационной деятельности являются разнородные, разноэлементные и разноразмерные фирмы, компании, ассоциации, вузы, научные институты, технополисы, технопарки и т.д. Все эти организации являются главными носителями и хозяйствующими субъектами, которые осуществляют реальное обновление производства. Веянием времени является появление специального инновационного бизнеса, тесно связанного со "своей" стадией жизненного цикла.

Так, инновационные предприятия  и организации могут специализироваться на фундаментальных исследованиях, на НИР (прикладных научных исследованиях и разработках), это могут быть научные инновационные предприятия, высшие учебные заведения, субъекты малого предпринимательства, научно-технические комплексы и объединения. Со стадией внедрения и создания опытных образцов связаны как предпринимательские структуры, так и фирмы, институты и корпорации, имеющие развитую базу НИОКР. На базе прикладных НИОКР и ОКР инноваторы-последователи создают базовые технологические, научно-технические и продуктовые новшества.[17]

Внедрением и производством  научно-технических и продуктовых  новшеств занимаются, как правило, крупные  фирмы, имеющие хорошую ресурсную  базу, квалифицированные кадры и  определенные позиции на рынках.

На этапе опытного производства, маркетинга и сбыта  выступает разномасштабный бизнес, в то время как производство и  диффузия новшеств осуществляются на крупных и средних предприятиях и в промышленных компаниях. Согласно типу экономического разделения труда, возникшего в инновационной деятельности, множество предприятий малого и среднего размера являются субподрядчиками крупных фирм, специализирующихся на производстве полуфабрикатов, комплектующих, а также выполняющих функции обеспечения и обслуживания основного бизнеса.

Инновационные предприятия  различаются также в зависимости  от преобладающего типа инноваций, являющихся объектом их деятельности. Так, они  подразделяются на следующие классы:

    1. инноваторы-лидеры, ориентирующиеся на новые научные открытия, новые способы применения и пионерные изобретения;
    2. инноваторы-лидеры, создающие принципиально новые процессы и продукты на основе применения ранее сделанных открытий и изобретений;
    3. инноваторы, создающие базовые инновации на основе старого способа;
    4. инноваторы, производящие, модернизирующие и рационализирующие новшества;
    5. инноваторы, создающие новшества, замещающие более ранние продукты и технологии;
    6. инноваторы, специализирующиеся на продажах и маркетинге новшеств;
    7. инноваторы, создающие инновации, удовлетворяющие спрос на новых рынках;
    8. инноваторы, занимающиеся диффузией, распространением и тиражированием новшеств в различные сферы народного хозяйства.

Инновационные предприятия  также специализируются в зависимости  от уровня новизны производимых инноваций (принципиально новых, с относительной, частичной, локальной новизной либо имитацией).[16]

Показатели, или, как их еще называют, метрики инноваций, помогают проанализировать способность  организации к инновационным  решениям и служат мерой успеха компании в этой области. И хотя большинство организаций пока не использует метрики инноваций в своей работе, существует несколько очевидных доводов в пользу того, почему это следует делать.

Система показателей  задает формализованную базу (объективные  числовые данные) для принятия управленческих решений. Это особенно важно, если учесть, что многие инновационные проекты имеют долгосрочную перспективу и высокие риски.

Показатели инноваций  выражают стратегические интересы компании, позволяя "встроить" инновации  в бизнес-процессы и наладить отношения между теми, кто генерирует новые идеи, и управленческой командой.

Показатели помогают обоснованно распределять ресурсы  между корпоративной системой управления идеями и инновационными инициативами. Плановые метрики устанавливают  ожидания в отношении инновационного потенциала компании, а сравнение плановых показателей с их значениями в отчетные периоды позволяет увидеть "узкие" места — процессы, финансирование которых не соответствует поставленным целям.

Показатели инноваций  мотивируют персонал к инициативной работе. Четко сформулированные амбициозные цели делают сотрудников более предприимчивыми, побуждая их стремиться к выполнению поставленных задач.

В настоящее время  система управления инновациями  как корпоративная дисциплина еще  не получила распространения на большинстве предприятий, и компании, как правило, не располагают достаточным опытом для установления прикладных метрик инноваций.  Ограничиваются в основном следующими показателями:

  • размер годового бюджета на новые разработки (R&D);
  • процентное отношение R&D-бюджета к объему годовых продаж;
  • количество патентов, полученных компанией за отчетный период;
  • количество рацпредложений, поступивших от сотрудников организации за отчетный период.

Эти метрики, безусловно, могут оказаться полезными, но они не измеряют потенциальные инновационные возможности компании и не будут иметь существенного значения при выработке стратегических решений. Так, ежегодное освоение большого корпоративного бюджета на исследовательские и опытно-конструкторские работы вовсе не гарантирует появление бесчисленного количества новых продуктов, которые потрясут рынок и станут источником дополнительных доходов компании. Кроме того, помимо запатентованных решений у многих компаний есть ряд разработок, не защищенных патентами, а также технологические "ноу-хау", никак не фиксируемые с помощью показателя количества патентов. И, наконец, из огромного числа рацпредложений, поданных в корпоративный "ящик для предложений", могут быть реализованы лишь единицы.[6]

Информация о работе Мотивация в инновационной деятельности