Национальные инновационные системы крупных западно-европейских стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 16:42, реферат

Описание работы

Под национальной инновационной системой понимается совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства. Национальная инновационная система (НИС) — комплексная система институтов правового, финансового и социального характера, деятельность которых состоит в создании, распространении и внедрении разных инновационных продуктов, в т.ч. с целью коммерческой прибыли и повышения конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….
3
Национальная инновационная система Великобритании ……...........................
11
Национальная инновационная система Германии ……………...........................
18
Национальная инновационная система Франции ………………………………
24
Национальная инновационная система Италии …………………………………
33
Заключение…………………………………………………………………………….
39
Список использованной литературы……………………………………………….
41

Файлы: 1 файл

Реферат_НИС крупных западноевропейских стран.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

 


 


БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал БНТУ «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники, технологии и экономики БНТУ»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Национальные инновационные системы

крупных западноевропейских стран

(Великобритания, Германия, Франция, Италия)

 

 

Учебный предмет: Экономика и управление инновациями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2015 
Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………….

3

Национальная инновационная система Великобритании ……...........................

11

Национальная инновационная система Германии ……………...........................

18

Национальная инновационная система Франции ………………………………

24

Национальная инновационная система Италии …………………………………

33

Заключение…………………………………………………………………………….

39

Список использованной литературы……………………………………………….

41


 

 

Национальные инновационные системы больших западноевропейских стран

(Великобритания, Германия, Франция, Италия)

Формирование инновационной составляющей в настоящее время является обязательным атрибутом высококонкурентоспособной экономики.

В последние 3-5 лет тенденции развития инновационной политики и национальных инновационных систем стран Большой восьмерки (G-8) претерпевают значительные изменения. Это связано не только с глобальным финансово-экономическим кризисом, требующим экономических реформ, но и с тем, что наблюдаются первые признаки новой научно-технической и промышленной революции, связанной с появлением новейших технологий, таких как нано-, био-, информационно-коммуникационные и когнитивные технологии, которые получили название NBIC-технологии. В целом этот этап развития называют NBIC-революцией. Характерная ее черта – конвергенция и появление синергетических эффектов NBIC-технологий, оказывающих прямое или косвенное воздействие на развитие промышленного производства, образование, экономику, торговлю, социум, культуру, физиологический и когнитивный потенциал человека, а в конечном итоге – и на цивилизацию в целом. Если до недавнего времени инновационная политика стран G-8, таких как Великобритания, Германия, Италия, базировались исключительно на идее построения инновационной экономики, то в связи с результатами анализа современных тенденций развития высоких технологий и глобализации инновационного развития постепенно начал использоваться более комплексный, междисциплинарный, межведомственный подход. Всё это находит отражение в НИС этих стран. [7]

Под национальной инновационной системой понимается совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства. Национальная инновационная система (НИС) — комплексная система институтов правового, финансового и социального характера, деятельность которых состоит в создании, распространении и внедрении разных инновационных продуктов, в т.ч. с целью коммерческой прибыли и повышения конкурентоспособности.

Явившись закономерным результатом предшествующего индустриального развития, НИС как действенная система институтов позволила высокоразвитым странам обеспечить блестящие технологические прорывы и поддерживать конкурентоспособность своих экономик на самом высоком уровне.

Быстрое развитие "новой экономики", растущая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, усиление социальной ориентации новых технологий, масштабный характер создания и использования знаний, технологий, продуктов, услуг обусловили возникновение национальных инновационных систем как институциональной основы инновационного развития стран.

Общими методологическими принципами построения НИС является следование идеям Й.Шумпетера о конкуренции на основе инноваций в корпорациях как главном факторе экономической динамики, о роли институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на ее содержание и структуру.  На рисунке представлена условная схема такой структуры как обобщение характерных черт моделей НИС различных стран. [1]


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие черты, необходимые для нормального функционирования любой такой системы

  1. Креативный блок, или блок порождения (генерации) знания
  2. Блок трансфера технологий.
  3. Финансирование производства.
  4. Инновационное производство.
  5. Воспроизводство кадров.  Высокоразвитые страны активизируют обучение инновационному менеджменту. Это выражается в увеличении количества кафедр по предпринимательству в университетах (Германия), организации учебных курсов по проблемам наукоемких предприятий для выпускников вузов, инженеров и ученых (Великобритания), специальных курсов по инновационной политике и инновационному менеджменту для руководящих работников (Португалия), тренингов по предпринимательству для студентов, менеджеров и собственников малых предприятий (Бельгия).

Принципы организации и функционирования инновационных систем могут в значительной мере различаться как в зависимости от национальных ресурсов, задач, которые ставит перед собой руководство страны, социокультурных параметров общества, стиля национального менеджмента, так и в зависимости от модели инновационного развития, выбранной руководством того или иного государства. В каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов, внутренних товарных рынков, рынков труда, и также историческими и культурными традициями и особенностями. Так, например, во Франции цель НИС видят в создании дополнительных рабочих мест, а в Германии – в развитии прогрессивных технологий.

В большинстве случаев, преимущественно государство, независимо от модели инновационного развития, выступает главным инициатором, координатором и катализатором движения страны по инновационному пути. Государственную поддержку инновационной деятельности можно обозначить как совокупность инструментов и механизмов государственной политики, направленной на усиление инновационной активности. Инструменты государственной поддержки ориентированы на формирование законодательно-правовой базы, содействующей инновационному развитию, стимулирование спроса на инновации, усиление взаимодействия между всеми игроками и элементами НИС.

Выбор форм и методов стимулирования инновационной деятельности зависит от модели НИС, приоритетов и целей государственной инновационной политики. Исходя из национальных особенностей и экономического потенциала, в настоящее время можно выделить четыре модели НИС:

1. «евроатлантическая» (страны Зап. Европы: Великобритания, Германия, Франция др.)

2. «восточноазиатская» (Япония, Южная  Корея, Гонконг, Тайвань).

3. «альтернативная» (Таиланд, Чили, Турция, Иордания, Португалия и др.)

4. модель «тройной спирали» (США, ряд европейских стран).

Сравнительная характеристика моделей национальных инновационных систем

Критерии

Евроатлантическая

Восточноазиатская

Альтернативная

Модель «тройной спирали»

1. Ядро модели

Университеты и исследовательские центры

Исследовательские лаборатории при корпорациях

Университеты и технопарки

Наука-государство-бизнес и их взаимодействие

2.Этапы инновационного цикла

Полный инновационный цикл

Отсутствует элемент фундаментальной науки

Практически отсутствуют фундаментальная и прикладная наука

Полный инновационный цикл

3.Роль

государства

Помощь в коммерциализации, финансирование инновационных проектов; поощрение государственно-частного партнерства в инновационной сфере

Ориентация на заимствование технологий и экспорт высокотехнологичной продукции

Заимствование новых технологий, подготовка кадров и выделение приоритетных сфер

Стимулирование технологического развития и коммерциализации результатов НИОКР

4.Особенности финансирования НИОКР

Активно используются государственные гранты

Расходы частного сектора преобладают

Расходы государства на создание инновационной инфраструктуры, подготовку кадров

Частный сектор плюс государственные расходы. Активно используется венчурный капитал (США)

5.Методы стимулирования инновационной активности

Законодательные (в том числе по охране интеллектуальной собственности), финансовые, налоговые

Создание организационных условий для инновационной активности

Создание организационных условий

Законодательные(в том числе по охране интеллектуальной собственности), финансовые

Примеры стран

Страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Франция, Италия)

Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань

Таиланд, Чили, Турция, Иордания, Португалия

США, отдельные элементы включаются в НИС европейских стран


Составлено Давыденко Е.В. (доцент кафедры экономики и международного бизнеса Международного банковского института (г.Санкт-Петербург), кандидат экономических наук) [3]

 

В рассматриваемых в данной работе странах (Великобритания, Германия, Франция, Италия) преобладает Евроатлантическая модель. Она представляет собой модель полного инновационного цикла — от появления инновационной идеи до внедрения готового товара в массовое производство. В странах Западной Европы, использующих данную модель, как правило, емко представлены все элементы НИС: фундаментальная и прикладная наука, НИОКР, разработка опытных образцов и запуск их в массовое производство. Соответственно в этих странах государство большое внимание уделяет коммерциализации, финансированию инновационных проектов, в частности посредством предоставления грантов, стимулирования создания компаний научно-исследовательского профиля при университетах и академических учреждениях.

Фактически ядром НИС западноевропейских стран выступают университеты и научно-исследовательские центры. Так, в Великобритании сосредоточием инновационной системы является узкий круг университетов мирового уровня (Оксфорд, Лондонский университет, Кембридж). Помимо этого, в стране создаются инновационные центры двух категорий. Первые разрабатывают и продвигают уникальную технологию с учетом потребностей бизнеса; вторые — фокусируются на определенном рынке или секторе экономики для объединения взаимодополняющих направлений науки и технологии (с целью извлечения синергетического эффекта). Идея концентрации НИС вокруг крупнейших университетов реализована также в Италии, Франции и Германии. В целом, в вышеупомянутых странах преимущественно используются законодательные (в том числе по охране интеллектуальной собственности), финансовые, налоговые методы стимулирования инновационной активности. Особой популярностью пользуются различные инновационные структуры (технопарки, технополисы и др.).

Основные методы стимулирования инноваций (на примере Франции):

1. Создание бизнес-инкубаторов;

2. Получение статуса молодой инновационной компании. Этот статус присваивается малым и средним компаниям, работающим в отрасли менее 8 лет, расходы на НИОКР которых составляют не менее 15% от общего объема затрат. Подобный статус обеспечивает компании целый спектр льгот, связанных с осуществлением НИОКР.

3. Государственные и частные  фонды венчурного капитала.

4. Взаимные фонды в поддержку инноваций;

5. Налоговый кредит на исследования, представляющий собой скидку  с налога в зависимости от  величины расходов компании на  НИОКР. На долю кредита выделяется  более 80% всей налоговой помощи, направляемой  на развитие в стране НИОКР.

6. Интеграция молодых специалистов. Подобная практика предполагает  активное привлечение инновационными  компаниями в свои ряды молодых  талантливых ученых.

Аналогичные инструменты используются и в других странах, строящих свою НИС на базе евроатлантической модели. В настоящее время в странах Западной Европы идут процессы объединения НИС в единое инновационное пространство, создание единой инновационной системы в рамках ЕС. С этой целью разработаны специальные механизмы активизации инновационной деятельности в масштабах всего региона (различные программы, инновационные сети, технологические платформы, совместные технологические инициативы, дорожная карта ESFRI и др.). Кроме того, следует упомянуть о наметившейся тенденции встраивания в НИС данных стран элементов «тройной спирали».

Рассматриваемые в данной работе страны (Великобритания, Германия, Франция и Италия)  в разное время претендовали на  роль великих европейских держав,  а две из них являются  таковыми и по сей день. Размер международных претензий, безусловно, сказывался  на характере научно-технической деятельности, которая в условиях постоянных военных конфликтов на континенте  была в очень значительной степени ориентирована на прикладные и военные инновации.  После второй мировой войны эти страны значительно изменили направление научено-технической деятельности, пытаясь сконцентрироваться на относительно дешевых способах получения  высокоценной научно-технической информации, особенно в этом преуспела Великобритания, отказавшаяся от дорогостоящих вложений в исследования по ядерной физике, за  исключением непосредственной связанных с производством  ядерного  оружия. Основными направлениями  были выбраны радиоастрономия  и биологические свойства высокомолекулярных веществ, что и в том и в другом случае привело к научным открытиям исключительной важности, созданию двух фундаментальных научных дисциплин,  астрофизики и молекулярной биологии, и получению значительного числа Нобелевских премий.  Во всём остальном британская инновационная система, сконцентрированная вокруг небольшого числа  университетов экстра-класса (Оксфорд, Кембридж, Лондонский университет) копировала инновационную систему США. [4]

Примерно по той же схеме после войны были преобразованы  инновационные системы Германии и Италии, не добившиеся успехов,  сколько-нибудь сравнимых с довоенными. Франция пошла своим путём, сконцентрировав в основном фундаментальные исследования (за исключением математики) во французском эквиваленте Академии наук под названием CNRS (Национальный центр научных исследований).  Математические исследования были в основном сосредоточены  в Эколь Нормаль, и в нескольких крупных университетах, прежде всего в Нанси и Сорбонне.

Информация о работе Национальные инновационные системы крупных западно-европейских стран