Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 16:42, реферат
Под национальной инновационной системой понимается совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства. Национальная инновационная система (НИС) — комплексная система институтов правового, финансового и социального характера, деятельность которых состоит в создании, распространении и внедрении разных инновационных продуктов, в т.ч. с целью коммерческой прибыли и повышения конкурентоспособности.
Введение ……………………………………………………………………………….
3
Национальная инновационная система Великобритании ……...........................
11
Национальная инновационная система Германии ……………...........................
18
Национальная инновационная система Франции ………………………………
24
Национальная инновационная система Италии …………………………………
33
Заключение…………………………………………………………………………….
39
Список использованной литературы……………………………………………….
41
Государственная политика по поддержке инновационной сферы. Во Франции основные приоритеты и национальные программы в области научного исследования и инновационного развития устанавливаются правительством и Парламентом, а затем предлагаются на рассмотрение ведущим научно-исследовательским организациям и высшим учебным заведениям. Министерская политика традиционно поддерживает основные исследовательские программы в тех областях, где исполнителем является государство (космос, авиационная промышленность, ядерная энергетика, информатика и электроника). В сфере государственного научного исследования занято около 158000 человек, 163000 – на предприятиях.
Как и в ЕС в целом, во Франции в настоящее время большое внимание уделяется поиску путей повышения эффективности сложившейся инновационной системы. В 1999 г был принят Закон об инновациях и научных исследованиях, призванный реорганизовать и модернизировать НИС в направлении формирования более эффективной системы коммерциализации научно-исследовательского потенциала. В частности, предусмотрены 3 группы мер:
• стимулирование перехода научного персонала из государственного сектора в бизнес (учреждая собственные фирмы или переходя в фирмы, занимающиеся коммерческой эксплуатацией их научных разработок);
• поощрение сотрудничества между государственным научным сектором и коммерческими предприятиями путем создания инкубаторов, бюро по трансформации технологий;
• совершенствование правовой базы с целью стимулирования участия научного персонала в новых предприятиях и развития взаимных инновационных фондов, использование льгот для новых инновационных компаний.
Этот закон и определяет вектор инновационной политики до последнего времени. Реализация закона привела к принятию целого ряда решений правительства и специального «инновационного плана», цель которых заключается в создании обшей правовой базы, стимулирующую развитие партнерства между государственным научным сектором и негосударственными участниками инновационного процесса.
В результате в текущее десятилетие также был принят целый ряд законодательных актов об инновациях, несколько программ и перспективных планов, создана полноценная инновационная система, проведена налоговая инновационная реформа. Освобождение от налогов есть форма государственного кредита научно-производственному предприятию, и государство здесь выступает гарантом. В год с инновационных предприятий государство получает до 3 млрд евро налогов.
На ближайшие годы правительство Франции определило следующие приоритеты:
Особым приоритетом пользуются проекты в области кооперации между государственным и частным исследовательскими секторами, проекты по созданию инновационных предприятий, которые финансируются правительством из специальных исследовательских и технологических фондов. В 2004 был выделен государственный кредит на проведение научных исследований – Crédit d’Impôt Recherche (CIR), который является существенным элементом финансирования инновационных предприятий, позволяя увеличить конкурентоспособность предприятий, поддерживая их усилия в плане исследовательских инициатив. Пользоваться этим кредитом могут все промышленные, коммерческие или сельскохозяйственные предприятия, а также некоторые ассоциации.
Особым приоритетом также пользуются так называемые «молодые инновационные предприятия» (в основном малые или средние предприятия), срок функционирования которых не превышает 8 лет и затраты на исследования которых составляют минимум 15% от всего дохода предприятия.
Во Франции ведется широкая дискуссия о путях совершенствования национальной инновационной системы и национальной науки на фоне определения общих направлений структурной политики страны, поиска «инициатив конкурентоспособности» на период до 2020 года.
ПОЛЮСА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ. В последние годы во многих развитых странах важнейшим элементом промышленной и инновационной политики государства становится кластерная стратегия. Именно кластерный подход начинает играть ключевую роль в определении будущих направлений трансформации национальной промышленности и национальной инновационной системы. Каждая страна имеет свою специфику реализации кластерной стратегии. Особый интерес представляет опыт Франции, которая с 2005 г. берёт курс на развитие в стране инновационно-технологических кластеров или полюсов конкурентоспособности. [10]
Полюса конкурентоспособности создаются с целью мобилизации национальных усилий в период серьёзных социально-экономических проблем (кризисов, структурной перестройки промышленности, резкого сокращения рабочих мест в экономике и т. д.), сокращения издержек на основе совместных усилий, активизации использования различных ресурсов (природных, производственных, научно-технологических и др.) и развития частно-государственного партнёрства. Многие из них возникают на основе промышленных кластеров, локальных производственных систем или технопарков. Тем не менее, полюса конкурентоспособности – это принципиально новый этап развития кластерной стратегии государства. Эти полюса - новый и мощный стимул к сотрудничеству между предприятиями, научными центрами, учреждениями высшей школы на основе организованных территориальных сетей, общей стратегии развития и совместных инновационных проектов.
Полюс конкурентоспособности - это объединение на определенной территории предприятий (от крупных до малых), государственных и частных научно-исследовательских лабораторий и образовательных учреждений вокруг совместных проектов с сильной инновационной составляющей и общей стратегией развития. Данное партнёрство тесно связано с рынком, привязано к определенному научно-технологическому направлению и нацелено на поиск той критической массы, которая ведёт к конкурентоспособности и международной значимости.
Основные задачи, поставленные перед полюсами конкурентоспособности:
Для получения статуса полюса конкурентоспособности заявка на полюс должна удовлетворять 4 основным критериям:
Для поддержки развития полюсов конкурентоспособности государство создаёт целый арсенал специальных финансовых механизмов и выделяет весьма солидные денежные средства. Эта финансовая помощь осуществляется в 3 основных формах:
По прогнозам экспертов, к 2025 г. конкурентоспособность экономики Франции будет основываться на интенсивном сотрудничестве между участниками национальной инновационной системы, а также на достижении необходимой критической массы для получения оптимальных эффектов. Это предполагает структурную перестройку национальной инновационной системы вокруг ограниченного числа инновационных кластеров международного значения, престиж которых позволит привлекать таланты, знания и инвестиции со всего мира. Основными участниками этих кластеров будут научные центры, учреждения высшей школы, крупные предприятия, пользующие международным признанием. Активное участие будут принимать также малые и средние компании, особенно новые инновационные предприятия. Деятельность этих кластеров будет в основном сконцентрирована в нескольких ключевых стратегических направлениях (телекоммуникационные системы, биотехнология, здравоохранение, окружающая среда, транспорт, экономика и финансы, мультимедиа, самолётостроение и космос, энергетика, безопасность). Государство будет продолжать активно участвовать в возникновении инновационных кластеров, однако их территориальное размещение будет задаваться не государственным декретом, а логикой их развития.
НИС ИТАЛИИ
Италия относится к числу европейских стран с относительно невысокой инновационной активностью, что во многом вызвано общей ситуацией в итальянской сфере инновационного развития. Доля затрат на инновационное развитие в ВВП лишь немного превышает 1,1%, но при оптимальном использовании всех возможностей научного, производственного и управленческого потенциала страны этот показатель может вырасти. Трудности, с которыми Италия сталкивается в плане инновационной деятельности, связаны с изначально невысоким уровнем инновационной части экономики, недостаточным притоком квалифицированных кадров, сравнительно небольшой долей использования высоких технологий в промышленности и сокращением объемов государственного финансирования ИР. По сравнению с Германией, Францией и Великобританией в Италии не только ниже инвестиции в инновационное развитие, но и слабее национальная патентная система, поэтому поступления от лицензирования технологических инноваций сравнительно невелики.
Сильной стороной Италии считаются те области экономики, где сохранились традиции семейного бизнеса. Это текстильная промышленность и производство одежды, которые в той или иной степени нацелены на инновационную деятельность и дают значительный вклад в ВВП Италии. Наличие большого количества малых и средних предприятий с полным циклом производства – от сырья до сбыта готовой одежды, высокая степень специализации компаний в каждом секторе, различные модели сбыта и их географически обоснованная инфраструктура – основа многолетнего лидерства этих отраслей промышленности во внешнеэкономической деятельности Италии.
На высшем политическом уровне управление научно-исследовательской и национальной инновационной системой Италии, включая разработку, финансирование и реализацию инновационной политики и соответствующих программ страны, находится в ведении Совета министров и Межведомственного комитета экономического планирования (CIPE), который входит в административную структуру министерств, не имеющих портфель. Межведомственному комитету экономического планирования подотчетны Министерство образования, университетов и научных исследований (MIUR), которое, согласно законодательству Италии рассматривает и принимает заявки на финансирование научных исследований, а также Министерство экономического развития (МED).
Организационная структура Министерства образования, университетов и научных исследований включает в себя три департамента: 1) департамент общих вопросов; 2) департамент образования; 3) департамент университетов и исследований, который является ответственным за весь сектор государственных инновационных результатов.
Министерство экономического развития подразделяется на: 1) департамент энергетики; 2) департамент развития и экономической сплоченности; 3) управление связи; 4) департамент предпринимательства и интернационализации.
Министерство образования, университетов и научных исследований (MIUR) было основано в 1989 г. Основные его функции – координация, финансирование, мониторинг и реализация национальной научно-технологической политики. Министерство экономического развития (МED) образовано в 1999 г. В рамках указанных основных функций Министерство экономического развития осуществляет свою деятельность в следующих областях: содействие созданию и развитию международных альянсов в высокотехнологичных отраслях экономики; поддержка основных европейских проектов в области промышленных ИР; содействие интернационализации итальянского бизнеса.
Для осуществления успешной инновационной деятельности правительство Италии разрабатывает различные государственные инновационные программы. Научной и инновационной политике уделяется особое внимание в Программе инноваций, роста и занятости (PICO). В ней предусмотрено 12 стратегических инициатив, направленных на реформу национальной системы инновационных разработок и инноваций. Тематика основных проектов программы включает: разработку информационно-технологических платформ для системы здравоохранения, туризма и информационной мобильности населения; создание 12 совместных государственно-частных лабораторий по проведению научных исследований в области медицинской диагностики, солнечной энергетики, биотехнологий, геномики и др.
Информация о работе Национальные инновационные системы крупных западно-европейских стран