Национальные инновационные системы крупных западно-европейских стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 16:42, реферат

Описание работы

Под национальной инновационной системой понимается совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства. Национальная инновационная система (НИС) — комплексная система институтов правового, финансового и социального характера, деятельность которых состоит в создании, распространении и внедрении разных инновационных продуктов, в т.ч. с целью коммерческой прибыли и повышения конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….
3
Национальная инновационная система Великобритании ……...........................
11
Национальная инновационная система Германии ……………...........................
18
Национальная инновационная система Франции ………………………………
24
Национальная инновационная система Италии …………………………………
33
Заключение…………………………………………………………………………….
39
Список использованной литературы……………………………………………….
41

Файлы: 1 файл

Реферат_НИС крупных западноевропейских стран.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Академический сектор инновационной системы Германии. Исходя из тезиса, что наука является неотъемлемой и важнейшей составляющей немецкой культуры, что от всеобщего признания качества германской технологии зависит международный авторитет страны - как одно из следствий, ее место на мировом рынке, поддержание высокого уровня отечественной науки также входит в систему государственных приоритетов Германии.Академический сектор в ФРГ представлен, в основном, университетами, где ведутся как прикладные, так и фундаментальные исследования. Университеты в ФРГ играют большую роль в проведении НИОКР: на них приходится около 20% всех выполняемых научно-исследовательских работ и около 30% занятого в НИОКР персонала. Кроме того, университеты Германии имеют высокую степень автономии и свободы в принятии решений по финансированию и проведению тех или иных научно-исследовательских программ, самостоятельном выборе приоритетных направлений научного поиска. [2]

Научные общества в Германии выполняют функции технологических посредников между лабораториями и промышленными компаниями, это – общественные организации, занимающиеся распределением средств на научные исследования на конкурсной основе. В Германии насчитывается четыре научных общества: Объединение немецких исследовательских центров им. Гельмгольца; Научное общество им. Фраунгофера; Общество им. Макса Планка и научно-исследовательские учреждения "Голубого списка".

Ведущая организационная роль принадлежит Фраунгоферовскому обществу, в которое входят 45 исследовательских институтов. Их деятельность финансируется за счет субсидий федерального правительства и доходов от выполнения контрактных исследований. Главной задачей общества является содействие внедрению в промышленность новых технологий и выполнение исследований общенационального значения (например, в области охраны окружающей среды и энергосбережения). Чтобы облегчить малым фирмам доступ к его услугам правительство предоставляет им субсидии в размере до 40% полной стоимости заказываемых НИОКР.

Общество им. Макса Планка занимается свободными фундаментальными исследованиями в более чем 70 НИИ и 27 рабочих группах при университетах Германии. Оно оказывает университетам поддержку в проведении сложных и дорогостоящих экспериментов, требующих специального оборудования. Обеспечение высокого уровня подготовки специалистов в ключевых областях науки также претворяется в жизнь через деятельность Общества Макса Планка. Примерно 1800 самостоятельных (не взаимосвязанных) проектов выполняются в сотрудничестве с учеными из 50 стран мира. Значительную часть директоров институтов и руководителей отделений (45 из 240), а также более 20% членов научно-консультативных советов институтов Общества составляют иностранные ученые.  Учреждения "Голубого списка" занимаются прикладными и фундаментальными исследованиями в области естествознания, экономики, общественных и гуманитарных наук, а также проводят исследования по вопросам образования. [8]

Международный аспект инновационной системы Германии. Одновременно с признанием роста международной конкуренции в сфере науки и экономики большинство немецких экспертов едины во мнении, что Германия должна оставаться открытой для мировой науки и, вместе с тем, привлекательной для лучших умов мира. Поэтому важной составной частью государственной научно-технической политики является содействие интернационализации научно-исследовательского ландшафта страны путем достижения такого уровня научно-исследовательской работы в высшей школе и внеуниверситетских научных учреждениях, который позволил бы привлечь больше иностранных студентов и ученых со степенями.

В документах федерального Министерства образования, науки, исследований и технологии встречается и такое толкование понятия глобализации международных научных связей для своей страны, как сочетание международного обмена знанием с непосредственным выполнением работы у себя дома.

 

НИС фРАНЦИИ

Общая характеристика и место в международных рейтингах

Во Франции доля государственных затрат на НИОКР в общих затратах на эти цели составляет 49,9%. Остальную часть финансирования обеспечивается частным сектором, причем 70% расходов на НИОКР приходится на промышленные компании. Французская инновационная политика направлена на стимулирование частных инвестиций в науку, улучшение взаимодействия между всеми ключевыми участниками инновационного процесса в рамках полюсов конкурентоспособности и на поддержку развития малых и средних предприятий (РМЕ). С этой целью с участием государства, а также негосударственных структур осуществляются различные мероприятия, включающие международный, национальный и региональный уровни взаимодействия. В целях улучшения кооперации участников проекта и трансфера технологий, во Франции созданы особые инновационные кластеры («София Антиполис», «Марсельский инновационный кластер»), в стране разработана и запущена специальная программа «Полюсов конкурентоспособности».

Одним из основных сильных сторон национальной инновационной системы Франции, способствующих ее инновационному развитию, стали полюса конкурентоспособности, позволяющие предприятиям, университетам и исследователям-разработчикам работать в связке. [10]

Для инновационной системы Франции характерна особая роль науки, которая рассматривается как преимущественно государственная сфера, и инновационная деятельность как преимущественно сфера частного бизнеса. Такой подход, сложившийся исторически, находит отражение и в структуре научной и инновационной системы страны. Государство принимает широкое участие в организации и финансировании инновационного процесса, а бюджетное финансирование расходов на научные исследования по доле в общих расходах находится на втором месте в Европе. По большинству показателей уровня инновационности Франция занимает среднее или выше среднего положение в ЕС, при довольно низкой степени участия в научно-исследовательских программах, финансируемых Европейским Союзом.

Субъекты НИС. Во Франции существуют три категории научно-исследовательских учреждений, связанных с государством: государственные научно-исследовательские учреждения; государственные промышленно-коммерческие учреждения, занимающиеся, в основном, прикладными исследованиями по важнейшим наукоемким секторам национального хозяйства

Подавляющая часть фундаментальных исследований осуществляется в рамках Национального центра научных исследований (CNRS), аналог академии наук. Единственное исключение - математические исследования, которые в основном сконцентрированы в Эколь Нормаль, а также в нескольких крупных университетах, прежде всего в Университете Нанси и Сорбонне. В двадцатку ведущих научно-исследовательских организаций входит также Национальный центр здравоохранения и медицины (Inserm), Национальный центр агрономических исследований (Inra), Институт Пастера и т. д. В целом этими учреждениями обеспечивается до 59% научно-исследовательских работ.

Продвижением инноваций во французскую промышленность призвано заниматься Инновационное агентство Франции, которое находится в двойном подчинении – Министерству промышленности и Министерству научных исследований. Для Агентства характерна децентрализованная структура с широким представительством на региональном уровне. Агентство оказывает финансовую поддержку предприятиям по реализации инновационных проектов.

Во Франции действует 29 бизнес-инкубаторов, главной задачей которых является сопровождение стартующих предприятий, оказание консультаций, в том числе при слияниях-поглощениях. 2 тысячи предприятий уже воспользовались этой функцией, и сейчас сотрудники новообразованных инновационных предприятий продолжают проходить обучение в инкубаторах.

160 высших учебных заведений - 85 университетов и высшие национальные школы поддерживают тесные связи с вышеназванными научно-исследовательскими организациями. Ответственность за состояние научных исследований в целом и национальную инновационную политику лежит на двух государственных ведомствах – Министерстве научных исследований и Министерстве промышленности.

Кроме того, в 2005 году был создан ряд национальных агентств, поддерживающих и финансирующих область научного исследования и инновации, в частности Национальное агентство научного исследования (Agence Nationale de la Recherche), которое занимается поддержкой и финансированием исследовательских проектов в области кооперации между государственными исследовательскими лабораториями и предприятиями; Агентство промышленной инновации (Agence de l’innovation industrielle), созданное c целью финансирования крупномасштабных промышленных программ.

Одним из ключевых ведомств в системе управления региональными инновационными системами и их инвестиционной поддержки во Франции является Национальное агентство по инновациям - ANVAR, которое находится в совместном ведении Министерства по исследованиям и Министерства по промышленности (годовой бюджет ANVAR составляет около 300 млн евро, и оно принимает участие в реализации более 4000 индивидуальных программ). Это национальное агентство представляет собой (совместно с региональными делегациями этого агентства) главную штаб-квартиру в Париже в области инновационного управления регионами. Миссия Агентства заключается в следующем:

  • инвестиционная поддержка создания предприятий и разработка инноваций в промышленности (в первую очередь это касается малого и среднего предпринимательства) с использованием свободных от налогов и возвратов кредитов, возвращаемых только в случае коммерческого успеха;
  • продвижение коммерческого использования общественных исследований и их вклада в промышленный рост посредством продвижения инноваций.

Государственная региональная политика во Франции координируется Генеральным секретариатом по региональным делам, который реализует свои полномочия в основном через префектуры. Региональные подразделения Министерств по исследованиям и по промышленности отвечают за исполнение контрольных функций в соответствии с полномочиями этих ведомств. Это такие подразделения, как Региональная исследователькая и технологическая организация и Региональный отдел по промышленности, исследованиям и окружающей среде. В целом, в стране существует множество действующих организаций на региональном уровне, а именно: - технические центры; -  региональные центры по инновациям и передаче технологий - CRITT и центры по технологическим ресурсам - CRT, которые осуществляют научное и технологическое обслуживание; - центры, объединяющие национальные общественные исследовательские лаборатории и частные исследовательские институты; - сети институциональных структур (ANVAR/OSEO, DRIRE, DRRT, Chambers of commerce и др.), нацеленных в том числе на инвестиционное и информационное обеспечение технологического развития малого и среднего бизнеса по поводу рынков и технологий; - региональные научные парки (“технополисы”), приближенные к центрам академических разработок.

Образование в контексте НИС.  Франция укрупняет образовательные учреждения с целью создания обширной научно-производственной базы инноваций. Главным критерием оценки деятельности того или иного образовательного учреждения является связь его с производством. В регионах создано 14 центров передачи технологий. С ними работает 45 университетов, 40 высших технических школ. Таким образом, между производством и образованием во Франции создана живая связь: производство финансирует обучение специалистов, студентов, аспирантов и докторов наук. Как показывает опыт, подготовленные на средства предприятий кадры не обязательно идут в науку, но могут занимать должности в организационной структуре, менеджменте.

Ряд мероприятий министерства образования направлены на то, чтобы стимулировать предпринимательскую активность молодых исследователей, помочь им включиться в инновационные проекты, реализуемые на предприятиях. С этой целью создаются дополнительные квалификации: пост-докторантуры, CIFRE или DRT (дипломы технологов-исследователей). Эти новые квалификации, благодаря условию мобильности, позволяют молодым исследователям успешно зарекомендовать себя на предприятиях. В этом же плане следует отметить ряд мероприятий, осуществляемых так называемой Обсерваторией педагогических практик в поддержку предпринимательства cреди студентов; создание экспериментальных «предпринимательских домов» на 6 университетских сайтах; конкурсы «инициативы молодежи» на средней ступени обучения, с целью поддержания предпринимательской активности студентов.

Объемы финансирования и программы.  Способность Франции оставаться в лидирующей группе развитых европейских стран непосредственно связана с ее научно-исследовательским потенциалом. С целью обеспечения исследовательских работ было решено увеличить ассигнования на научные исследования и гранты, что способствовало увеличению рабочих мест в исследовательском секторе. Основные ресурсы были мобилизованы в пользу университетcких лабораторий и исследовательских организаций за счет сокращения административных структур. [6]

В целом, инновационная система Франции создавалась и работает исключительно на конкурсной основе, и частная инициатива вносит все больший вклад в финансирование проектов, отбираемых предприятиями самостоятельно, несмотря на то, что централизаторский подход к инновациям, роль государства в них не теряет влияния. Однако государственные средства задействуются в проектном финансировании все меньше. Основная нагрузка лежит на самом предприятии, часть ее поступает из средств образовательных учреждений, общий объем ежегодного финансирования составляет 250 млн евро, 200 из которых принадлежат национальной французской программе «Полюса конкурентоспособности», финансирующей в основном предприятия малого и среднего бизнеса в регионах. [10]

Государственная программа “Полюса конкурентоспособности” реализует идею о переносе центра тяжести поддержки инноваций в регионы страны. С помощью программы во французскую сферу инноваций привлекаются внешние инвесторы. В основном “полюса” относятся к аэрокосмической, морской и транспортной сфере. Введена и оценка результативности “полюсов”. Поддержка их осуществляется не только на уровне федерального центра, но и на уровне региональном и даже муниципальном.

Государство проводит также конкурсы на получение субсидий, ежегодно до 14 тысяч предприятий борются за шанс получить государственную помощь. Выигравший конкурс, кроме прочего, освобождается от некоторых видов налогов. Студент, окончивший ВУЗ, может сразу основать свое предприятие, ему будет оказана любая возможная помощь.

Информация о работе Национальные инновационные системы крупных западно-европейских стран