Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 16:42, реферат
Под национальной инновационной системой понимается совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства. Национальная инновационная система (НИС) — комплексная система институтов правового, финансового и социального характера, деятельность которых состоит в создании, распространении и внедрении разных инновационных продуктов, в т.ч. с целью коммерческой прибыли и повышения конкурентоспособности.
Введение ……………………………………………………………………………….
3
Национальная инновационная система Великобритании ……...........................
11
Национальная инновационная система Германии ……………...........................
18
Национальная инновационная система Франции ………………………………
24
Национальная инновационная система Италии …………………………………
33
Заключение…………………………………………………………………………….
39
Список использованной литературы……………………………………………….
41
Еще одной государственной инновационной программой является национальная научно-исследовательская программа (PNR), которая является политическим документом правительства. Ее реализация находится в ведении Министерства образования, университетов и научных исследований. Это основной правительственный план реализации политики в области инновационных разработок, который в настоящее время разрабатывается и на последующие годы.
Налоговые привилегии при занятии инновационной деятельностью. Наиболее важными являются три основных метода: налоговое стимулирование; стимулирование через амортизационную политику (самостоятельный механизм); прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции. Налоговые льготы представляют не научным организациям, а предприятиями и инвесторам, что обеспечивает спрос на исследования и инновации. Преимущество налоговой поддержки в том, что она предоставляется не авансом, а за реальную инновацию. Налоговая льгота осуществляется путем исключения затрат на инновацию из облагаемого налогом дохода в размере 110%, что выше большинства западных стран (больше льгота только в Австралии). Налоговые скидки на НИОКР в Италии объёмные, т.е. льгота выдаётся пропорционально размерам затрат. [6] Например, 25 долларов налогового кредита за каждые 100 долларов расходов на НИОКР. Частные предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, освобождаются от региональных налогов на производственную деятельность в течение пяти лет, а для малых фирм созданы пониженные налоговые ставки на рост капитала. Однако, сложность составляет “бюджетирование” налоговых льгот, так как каждый период инновационного развития бизнеса соответствует определенным уровням инвестиций в НИОКР, которые довольно сложно прогнозировать при планировании бюджетных ассигнований в рамках статьи федерального бюджета, финансирующей общий объем налоговых кредитов. Эта проблема в Италии решается введением фиксированных скидок. Согласно закону о финансах 2000 г. налоговые скидки предоставляются компаниям, которые бесплатно обеспечивают своих служащих компьютерным оборудованием и программами. Как стимул для обновления производственных фондов в Италии применяется ускоренная амортизация оборудования. Так установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. Прямые бюджетные дотации в Италии выделяют предприятиям, осваивающим новую продукцию, либо потребителям этой продукции. Часто дотации увязывают с поставками товаров для государственных нужд. Создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов, является основанием для получения инвестиционного налогового кредита. Наверное, это единственный случай прямого стимулирования инновационного процесса в западном законодательстве. Задачу стимулирования научно-технической и инновационной деятельности в полном объеме решает государство, но при этом оно не отбирает у научных организаций существовавшие ранее льготы. Заметен акцент на стимулирование развития инновационной деятельности малого бизнеса, т.к. именно для малых наукоёмких предприятий предусмотрено достаточно большое количество налоговых льгот, селективных налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, которые дополняют
Сферы и отрасли применения инноваций в Италии. По имеющимся данным статистической службы Италии ISTAT, основная концентрация расходов фирм на инновационное развитие и инновационную деятельность сосредоточена в секторах телекоммуникаций, химии, фармацевтике, текстиле, автомобильной промышленности, металлургии и на транспорте в целом. Металлургия Италии имеет в последние годы один из самых высоких темпов роста производства. («Даниели»). Медицина (ISMETTB). В итальянском Палермо провели операцию, управление которой осуществлялось роботом. В области фармацевтики Италия каждый год подтверждает своё стремление к нововведениям - производство иопамидола, сурфактанта (используется в терапии спасения жизни при дыхательных патологиях у недоношенных новорожденных). На территории Италии сосредоточен крупнейший химический концерн мира «Монтэдисон», который использует уникальные технологии по производству синтетических материалов. Италия внедряет инновации, связанные с образованием. Она одной из первых применила на практике стандарты, предусмотренные Болонским процессом, а также европейскую систему кредитования студентов вузов. В Италии создано 23 технопарка, из них четыре (Area в Триесте и RAF в Милане, VEGA в Венеции и Environment park в Турине) включают больше половины всех резидентов итальянских технопарков. По количеству персонала самыми крупными являются Tecnopolis, Abruzzo Science Park и Pastis. Все 24 бизнес-инкубатора, кроме штатных сотрудников (290 человек), пользовались услугами 358 сторонних консультантов, прежде всего в виде аутсорсинга услуг. В целом бизнес-инкубаторы гораздо меньше ориентированы на инновационное развитие и другие наукоемкие работы. В настоящее время 78,3% бизнес-инкубаторов предоставляют услуги в сфере профессионального образования и повышения квалификации, 78,3% оказывает маркетинговые услуги и 65,2% поддерживает процесс интернационализации производства продукции резидентов. Более половины компаний бизнес-инкубаторов получают государственные субсидии.
Органы власти, ответственные за взаимодействие государства и бизнеса. Италия относится к числу стран с моделью наличия одного специального органа управления в сфере государственно-частного партнерства и характеризуется наличием на центральном уровне власти специального профильного органа государственного или государственно-общественного управления в сфере государственно-частного партнерства. Координацию деятельности в сфере государственно-частного партнерства в Италии осуществляет Технический отдел по финансированию проектов Департамента планирования и координации экономической политики Италии, подотчётного Министерству экономики и финансов Италии. Основным направлением деятельности указанного отдела является содействие использованию методов финансирования объектов инфраструктуры посредством привлечения частного капитала.
Модели и механизмы частно-государственного партнерства в Италии. В Италии применяется два механизма частно-государственного партнерства: контрактный механизм, под которыми подразумевают сотрудничество между представителями государства и частного бизнеса без создания под реализацию проекта отдельной организации, и институциональный механизм, под которым понимаются совместные организации, построенные на государственном и частном капитале, как правило, в интересах долгосрочного обслуживания того или иного элемента инфраструктуры. В Италии выделяются следующие основные контрактные формы частно-государственного партнерства:
Среди примеров концессий в Италии также можно выделить строительство госпиталя New Mestre в Венеции, проектирование и строительство Полицейской академии во Флоренции, а также строительство сети трамвайных путей во Флоренции. Основной институциональной формой частно-государственного партнерства является создание акционерных обществ под реализацию конкретного проекта, часто при участии иностранного капитала: создание акционерных обществ с преобладающим участием государства; создание акционерных обществ с преобладающим участием частного капитала; создание смешанных акционерных обществ. В качестве примера акционерного общества с преобладающим участием государства можно выделить итальянское экспортно-кредитное агентство SACE. 100% акций данного акционерного общества находится под контролем Министерства экономики и финансов. Деятельность SACE включает в себя: страхование и перестрахование экспортных кредитов от политических и коммерческих рисков; продвижение итальянских инвестиций за рубежом через фонды венчурного капитала, путем участия в капитале иностранных предприятий и оказания профессиональных консультаций. В отношении распределения и управления рисками по проектам частно-государственного партнерства позиция Италии ориентирована на сохранение за государством прав собственности на создаваемый продукт (за исключением случаев, когда частный партнер берет на себя основные риски по проекту). [7]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня большинство стран перестраивают свою экономику на инновационные рельсы, выбирая наиболее адекватную национальным особенностям модель НИС. В рассматриваемых в данной работе странах (Великобритания, Германия, Франция, Италия) преобладает Евроатлантическая модель НИС. Она представляет собой модель полного инновационного цикла — от появления инновационной идеи до внедрения готового товара в массовое производство. В странах Западной Европы, использующих данную модель, как правило, емко представлены все элементы НИС: фундаментальная и прикладная наука, НИОКР, разработка опытных образцов и запуск их в массовое производство. Однако, мы можем уже уверенно констатировать тот факт, что и в Европе модель «тройной спирали» становится ключевым фактором регионального развития.
Успешному развитию национальной инновационной системы способствуют следующие факторы:
На основе анализа стран можно также сделать вывод о том, что низкий уровень развития отдельных институтов не всегда мешает инновационному развитию. Ключевое значение в данном случае имеют выбор стратегии проведения государственной политики и, зачастую, – удачное стечение обстоятельств.
Основные предпосылки успешного инновационного развития:
К факторам, препятствующим развитию инновационных систем, в частности, можно отнести следующие:
Анализ отдельных мер государственной политики различных стран мира, с учетом указанных недостатков инновационных систем, позволяет выделить несколько компонентов государственной инновационной политики, которые, как правило, используются для развития национальной инновационной системы:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. КОНЦЕПЦИЯ национальной
2. Е.В.Бабкина, В.А.Сергеев. Тройная
спираль инновационного развития: опыт
США и Европы, возможности для России.
Статья. Инновации. № 12 (158), 2011. - http://www.studfiles.ru/
3. Давыденко Е.В. Модели национальных инновационных
систем:
зарубежный опыт и адаптация для России.
Проблемы модернизации и перехода к инновационной
экономике. Проблемы современной экономики
№2 (50), 2014, УДК 338.221(99); ББК 65 , Стр:23-26 – Электронный ресурс: http://www.m-economy.ru/art.
4. Давыденко Е.В. Эволюция моделей инновационного
развития в контексте глобализации мировой
экономики. Журнал «Проблемы современной
экономики». №2 (46), 2013.- http://cyberleninka.ru/
5. Дагаев А. Налоговое стимулирование инноваций в предпринимательском секторе // Проблемы теории и практики управления. – М., 2004. - № 3. - С. 80-86.
6. Заварухин.В.П., Корчмар Л.Л., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. Механизмы косвенного финансирования инновационной деятельности: налоговые режимы, льготы и кредиты в странах ОЭСР.// Информационно-аналитический бюллетень.
7. Киселёв В.Н., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. Инновационная политика и национальные инновационные системы Канады, Великобритании, Италии, Германии и Японии. – М., 2009.
Информация о работе Национальные инновационные системы крупных западно-европейских стран