Организация инновационной деятельности: структура и содержание системы инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Понятие «инновационный менеджмент» означает самостоятельный вид профессиональной деятельности, связанной с процессами управления обновлением всех элементов деятельности хозяйствующих субъектов, охватывающей все стадии инновационного процесса от момента зарождения инновационной идеи до масштабного внедрения инновационных разработок в народном хозяйстве. Овладеть первыми профессиональными знаниями и деловыми навыками в области инновационного менеджмента можно, изучая соответствующие образовательные дисциплины

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………......3
1Основы инновационного менеджмента ………………………………...…5
1.1 Понятие и содержание инновационного менеджмента ….………….5
1.2 Задачи и функции инновационного менеджмента ….…………….….7
1.3Теоретические подходы к развитию и современному состоянию инновационного менеджмента ………………………………………………..10
2.Организационная структура инновационного менеджмента ………...12
2.1 Организационные структуры в инновационной деятельност…12
2.2 Организационные формы инновационной деятельности……….14
Заключение…………………………………………………………………… 16
Список литературы…………………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Российский государственный торгово.docx

— 42.00 Кб (Скачать файл)

Выделяют две группы функций  инновационного менеджмента: 1) основные; 2) обеспечивающие.

Основные функции –  это планирование (стратегическое, текущее, оперативное); организация; мотивирование; контроль. Основные функции инновационного менеджмента являются общими для всех видов и любых условий ведения инноваций, они отражают содержание основных стадий управления инновационной деятельностью.

К обеспечивающим функциям инновационного менеджмента относят функции, способствующие эффективному осуществлению основных функций: социально-психологические и технологические или процессуальные функции. Социально-психологические функции менеджмента связаны с состоянием производственных отношений в коллективе. Различают две их разновидности: делегирование и мотивация.

Делегирование – комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.

Мотивация – создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечение их профессионального уровня и возможности карьерного роста, т. е. создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека. Рациональное соотношение делегирования полномочий и мотивации труда исполнителей – главное условие успешного менеджмента в инновациях.

К числу обеспечивающих относятся  также технологические функции, которые позволяют реализовать  основные и социально-психологические  функции и включают подготовку, получение, переработку и передачу информации для успешного продвижения инноваций.

Все перечисленные функции  инновационного менеджмента взаимосвязаны  между собой, дополняют друг друга, создают целостную функциональную систему инновационного менеджмента.

 

 

1.3 Теоретические подходы к развитию и современному состоянию инновационного менеджмента.

 

Россия переходит к  построению национальной инновационной  системы. Значение инновационных процессов  в экономике усиливается и  определяется уровнем технологического развития как фактора конкурентоспособности  хозяйствующих субъектов, производимой ими продукции, страны в целом. Современным  потребностям устойчивого экономического роста должна соответствовать ситуация, сложившаяся в инновационной  сфере. Итоги последнего десятилетия  в России не подтверждают этого. Произошедшие радикальные изменения в системе  хозяйствования вызывают необходимость  изменений способов, инструментов хозяйствования и полноты ответственности всех хозяйственных субъектов. Потребности  практики требуют переосмысления теоретических  положений в части развития и  современного состояния инновационного менеджмента.

При факторном подходе наука и техника рассматриваются как один из важнейших факторов развития экономического потенциала страны. Научные исследования и разработки считаются постоянными и ведущими факторами производственного потенциала предприятий. Обеспечивающими системами выступают кадры, научное оборудование, материально-техническая база, информационные фонды. Имеет место количественное расширение научно-технической сферы, преимущественное использование экстенсивных рычагов развития. В управлении инновационными процессами преобладают статистические факторные модели, построенные на основе корреляционных и регрессионных зависимостей. Широкое распространение в управлении инновационными проектами получают нормативные методы планирования и организации, основанные на обоснованных нормативах материалоемкости, трудоемкости, фондоемкости НИР и ОКР, нормативы численности исполнителей.

При функциональной концепции инновационный менеджмент рассматривается как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений. Под функцией управления понимается относительно обособленное направление управленческой деятельности, позволяющее осуществлять воздействие на инновационный процесс. Такой подход базируется на разделении труда в управлении инновациями, специализации и оптимизации принимаемых управленческих решений. В рамках функциональной концепции наибольшее развитие получило экономико-математическое моделирование процессов для принятия решений по каждой функции управления. В практике управления использовались оптимизационные модели формирования тематических планов предприятия, календарное планирование работ, в том числе сетевое планирование, модели оптимизации организационной структуры инновационного предприятия. Эти модели в основном не носили системного характера, строились для отдельных функций управления.

Системный подход к инновационному менеджменту предполагает, что рассматриваемое инновационное предприятие есть сложная организованная система, которая состоит из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом множества внутренних и внешних факторов развития, влияющих на управленческое решение.

В современных условиях получил  развитие ситуационный подход к инновационному менеджменту. Ситуация – это совокупность значений факторов, влияющих на функционирование инновационного предприятия, инновационного проекта в конкретный период. Ситуационный подход синтезирует достоинства каждой вышеперечисленной концепции для конкретных инновационных ситуаций. Вклад данной концепции в теорию инновационного менеджмента состоит в том, что она содержит рекомендации по применению конкретных методов для принятия управленческих решений в определенных ситуациях. Ситуационный подход открывает значительные возможности для творческого использования разнообразного разработанного наукой и применяемого на практике инструментария, повышая ответственность исполнителя за выбор правильных решений. Труд менеджера в сложившейся ситуации в инновационной сфере, кроме высокого профессионализма, требует ответственного творчества.

 

 

2. Организационная структура инновационного менеджмента.

2.1 Содержание организационной структуры в инновационной деятельности.

Для реализации инновационной  деятельности в мире используются самые  различные формы организации. Некоторые  из этих структур концептуально схожи. Так, например, Б. Твисс считает, что четкой границы между управлением проектом, матричной организацией, управлением венчуром не существует, хотя эти термины означают увеличение степени автономии руководителя проекта и одновременное уменьшение акцента на научной дисциплине при движении к управлению венчуром. Существуют также промежуточные формы с различными наименованиями руководителя проекта (например, «бизнес-менеджер»).

Последний, будучи занятым в рамках матричной организации, обладает также рядом характеристик «венчурного руководителя», но без той же степени независимости. При этом наименование «руководитель проекта» также ведет к путанице, так как есть общий термин, используемый в организациях для описания формы организационной структуры.

Одной из форм инновационных  организаций является дисциплинарная организация или организация  по научным дисциплинам. Многие лаборатории  следуют университетской практике организации работы в соответствии с научными (или техническими) дисциплинами. В них существуют отделения физики, химии или металлургии, часто подразделяемые на более мелкие подразделения.

Выпускник вуза, попадающий в отраслевую лабораторию, не испытывает трудностей в понимании такого типа организации, т.к. она обладает чертами, способствующими развитию индивидуальной карьеры специалиста в рамках его дисциплины. Такая организация имеет для него следующие преимущества: знакомство с данным способом организации облегчает его «вхождение» в данное предприятие; знакомство с коллегами в группе специалистов, от которых он может получить профессиональную помощь; занятость в области, к которой готовился в ходе обучения; уверенность в том, что его профессиональная подготовка будет оценена руководителями, которые имеют схожее образование и достаточно компетентны, чтобы убедиться в эффективности его работы.

Структура дисциплин хорошо приспособлена к приобретению новых  знаний в специальных областях. Эта  структура логична для университетов, но коммерческие предприятия (помимо приобретения знаний) стремятся, прежде всего, к превращению технологии в форму, имеющую коммерческую ценность. Концентрация усилий на дисциплинах понижает значение проектов как носителей нововведений. Она также затрудняет установление различий между полезным и интересным. Занятие интересным может, конечно, случайно привести к выдающемуся изобретению или неожиданному результату, но есть мало оснований для строительства коммерческой лаборатории на базе такой неопределенной возможности. Ведь в отраслевой лаборатории быстрое практическое решение обычно предпочтительнее отложенного лучшего решения.

Серьезным недостатком дисциплинарного  подхода является то, что он подразумевает  максимальную вероятность появления нововведения в результате расширения границ отдельной дисциплины. Однако чаще нововведения обусловливаются сочетанием достижений в нескольких (часто не имеющих друг к другу отношения) областях и технических сферах. Обмен идеями, когда происходит подобная ассоциация, менее вероятен в организациях, поощряющих специализацию. Творчество также сдерживается, если персонал сгруппирован таким образом, что не стимулирует новаторство.

Таким образом, организация  по дисциплинам не очень хорошо приспособлена для целей научно-технических нововведений, хотя она в высокой степени пригодна для приобретения новых знаний и удовлетворения профессиональных потребностей и развития научно-технического персонала. Тем не менее, такая структура часто наблюдается на практике. До 50% американских и европейских лабораторий организованы по дисциплинам. В центральных исследовательских лабораториях, где исследования занимают существенную долю всех работ, преимущества дисциплинарного подхода могут перевесить его недостатки.

 

 

2.2 Организационные формы инновационной деятельности.

 

Инновационный процесс охватывает много участников и заинтересованных организаций. Он может осуществляться в местных, региональных, государственных (федеральных) и межгосударственных границах. Все участники имеют  свои цели и учреждают свои структуры  для их достижения.

В развитых корпорационных структурах их формирование происходит на двух уровнях: уровне простой организации, не включающей в свою структуру другие организации (условно называемом фирменным  уровнем) и уровне корпорации (объединения, финансово-промышленной группы), включающем другие организации, которые управляются  специальной холдинговой компанией. Все это приводит к созданию различных  инновационных организационных  форм.

У крупных и мелких организаций  разная инновационная активность, что  соответствует их миссиям, целям  и стратегиям. Поэтому корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных  фирм, "выращивая" их руководителей  в специальных "инкубаторных программах". Такие организации имеют организационную форму "фирмы-инкубатора". Распространение новых сложных промышленных продуктов и технологий иногда происходит в организационной форме франчайзинга или лизинга. Реализация региональных научно-технических и социальных программ связана с организацией соответствующих объединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций, различного рода научно-промышленных центров.

В силу рискованности инновационных  проектов возникают адекватные организационные  формы инвесторов в виде "венчурных  фондов" и инновационные формы  создателей новаций -- рисковых инновационных фирм. Программы особой важности, привлекающие большие ресурсы и рассчитанные на длительные сроки, влекут за собой создание научных и технологических парков, технополисов. Развитие международных научно-технических и торговых отношений связано с разделением труда и созданием различных альянсов и совместных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Итак, нововведения нужно  начинать с малого, то есть таким  образом, чтобы на начальном этапе  не требовались большие вложения финансовых и людских ресурсов, а  ориентироваться при этом следует  на небольшой или ограниченный рынок. Иначе может возникнуть проблема нехватки времени, необходимого для отладки и внесения оперативных изменений.

Сложность развития инновационной  сферы России заключается в неприспособленности  старой системы управления инновациями  к новым условиям хозяйствования.

В заключение следует сказать, что поддержка инновационного предпринимательства  является одним из приоритетных направлений  государственной научно-технической  и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Одной из причин снижения эффективности  инноваций в России является слабость правовой базы в области инновационного предпринимательства и недостаточный  уровень государственной поддержки  инновационных предприятий. Любой  вид инновационной деятельности требует государственной поддержки  и стимулирования. В развитых западных странах разработаны пути и формы, с помощью которых осуществляется поддержка инновационного предпринимательства. Особый интерес представляет опыт таких  стран, как США, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, так как  при всех особенностях практика решения  научно-технических проблем в  этих странах имеет общую основу -- активное участие государства в проведении инновационной политики.

В целом осуществление  инновационной деятельности представляет огромную значимость для развития экономики  каждой страны, именно от того какая  форма инновационной деятельности является преобладающей, зависит прогнозирование  экономического развития национальных экономик всех стран мира.

 

Список литературы.

  1. Инновационный менеджмент: Учебное пособие Автор: Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой Год издания: 2004
  2. А. М. Название: Инновационный менеджмент Издательство: Инфра-М Год: 2008
  3. Балашевич М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт. - Мн. 2005. - 617 с.
  4. Все о маркетинге. Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. М.: Азимут-центр. 2002. - с. 316-318.
  5. Ильин А.И. Управление предприятием. М. 2003. - 368 с.
  6. Инновационный менеджмент. Учебное пособие / под ред. Л.Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М. 2003. - 294 с.
  7. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. - М.: ИНФРА - М. 2005. - 343 с.
  8. Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов. -- Консультант директора. -- 2006. № 23. - с. 15-18.
  9. Уткин Э.А. Управление фирмой. М. 2004. - 376 с.
  10. Ховард Кен, Коротков Э. Принципы менеджмента: управление в системе цивилизованного предпринимательства. учебное пособие. - М.2002. - 247 с.
  11. Экономика предприятия. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. -- М.: Бизнес и Банки, ЮНИТИ.-- 2002. -- 351 с.
  12. Энциклопедия малого бизнеса, или как вести свое дело. - М. 2004. - 321 с.
  13. Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес. М. 2001. - 314 с.

Информация о работе Организация инновационной деятельности: структура и содержание системы инновационного менеджмента