Организация и цели инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни любой страны является инновационная активность. В свою очередь она зависит от экономического и научно-технического потенциала государства, его инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества. На уровне предприятия (компании) инновационная активность зависит от выбора стратегии и качества управления деятельностью, гибкости производственных систем и использования ресурсов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава I. Сущность инновационной деятельности……………………………...6
1.1. Понятие инновационной деятельности……………………………………..6
1.2. Виды инноваций……………………………………………………………...7
1.3. Жизненный цикл инноваций……………………………………………….11
Глава II. Организация и цели инновационной деятельности, её государственное регулирование………………………………………………..14
2.1. Цели инновационной деятельности………………………………………..14
2.2. Создание нововведений и их внедрение…………………………………..19
2.3. Классификация предприятий по типу инновационного поведения……..24
2.4. Государственное регулирование инновационного развития в России….32
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Организация и цели инновационной деятельности.docx

— 107.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава I. Сущность инновационной деятельности……………………………...6

1.1. Понятие инновационной  деятельности……………………………………..6

1.2. Виды инноваций……………………………………………………………...7

1.3. Жизненный цикл инноваций……………………………………………….11

Глава II. Организация и цели инновационной деятельности, её государственное регулирование………………………………………………..14

2.1. Цели инновационной  деятельности………………………………………..14

2.2. Создание нововведений  и их внедрение…………………………………..19

2.3. Классификация предприятий по типу инновационного поведения……..24

2.4. Государственное регулирование  инновационного развития в России….32

Заключение……………………………………………………………………...36

Список литературы…………………………………………………………….38

 

 

Введение

 

Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни  любой страны является инновационная  активность. В свою очередь она  зависит от экономического и научно-технического потенциала государства, его инновационной  политики и ресурсов, духовного состояния  общества. На уровне предприятия (компании) инновационная активность зависит  от выбора стратегии и качества управления деятельностью, гибкости производственных систем и использования ресурсов.

Инновационная активность проявляется  через инновационные процессы - целенаправленную деятельность по созданию, освоению в  производстве и продвижению на рынок  продуктовых, технологических и  организационно-управленческих новшеств.

Характерной чертой инновационных  процессов является их нелинейность в отличие от производства и логистики. Линейность предполагает однократное  использование знаний, а инновационные  процессы - перманентное, т.е. параллельность новаторской деятельности в отношении  продукции, организации и управления - многообразие областей нововведений.

Инновационные процессы поддерживаются институциональными и структурными факторами, связанными с перераспределением ресурсов в соответствии с критериями сложившейся структуры общественных потребностей и наиболее полного удовлетворения текущего и перспективного платежеспособного спроса.

Правительство Российской Федерации (Постановление от 24 июля 1998 г. № 832) определило, что инновационный процесс  включает: нововведения; инновационную  деятельность; государственную инновационную  политику; инновационный потенциал; инновационную сферу; инновационную  инфраструктуру и инновационные  программы.

Инновационная сфера является частью системы экономических отношений. Это совокупность отраслей национального  хозяйства (частных и государственных  структур) и видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия в создании материальных благ, но производящих особые потребительные стоимости, необходимые для функционирования и развития производства.

Цель работы заключается  в изучении организации инновационной  деятельности и раскрытии её основных целей. В ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Понятие сущности инновационной деятельности;

2. Изучение организации инновационной деятельности;

3. Раскрытие целей инновационной деятельности;

4. Рассмотрение государственного регулирования инновационного развития России

Объект исследования –  инновационная деятельность с точки  зрения её организации и целей.

Предмет исследования –  развитие инновационной деятельности в России.

Методы исследования –  анализ, первоисточники, интернет.

Данная курсовая работа содержит 39 страниц. Она состоит из: введения, 2 глав, заключения и списка литературы, представленного 30 наименованиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Сущность инновационной деятельности

1.1. Понятие инновационной  деятельности

 

Инновационная деятельность. Она осуществляется в любой общественной сфере - от экономики до образования, искусства и даже политики.

Существуют различные  определения инновационной деятельности. Ее можно определить как комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. В  частном преломлении это совместная деятельность работников компании (предприятия), направленная на создание и внедрение  новшеств.

 Инновационная деятельность  носит системный характер, и эту  систему образуют общество и  субъекты такой деятельности.

Она представляет собой комплекс мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и  коммерциализации новшеств, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено  этой цепи имеет свое содержание и  свои закономерности развития. Научные  изыскания, опытно-конструкторские  и технологические разработки, инвестиционные, коммерческие и производственные мероприятия  подчинены одной главной цели - созданию новшества.1

Инновационная деятельность характеризуется высоким уровнем  неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов.

Приоритетными являются экономические  условия, а важнейшим параметром в ходе инновационной деятельности становится время. Ресурсы, вовлекаемые  в инновационный процесс, могут  быть обесценены, если конкурент опередит с выходом новой продукции  на рынок.

Инновационной деятельности присущи стремление к максимальной сбалансированности технологических  и экономических факторов, оптимизация  временных границ, вовлечение максимально  возможного числа источников инновационных  идей, а также экономия издержек в ходе всего жизненного цикла  нововведений.

Таким образом, деятельность является инновационной, если в нее привносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе

Инновационная деятельность в отличие от обычной производственной характеризуется:

- большим риском при  коммерциализации инноваций (до 50 %); необходимостью постоянного  контроля за промежуточными этапами внедрения инноваций, чтобы в случае отсутствия конкретных результатов принять решение о прекращении работ;

- сложностью установления  зависимости результатов от затраченных  ресурсов и размеров инвестиций (в первый период внедрения  инновационная продукция может  не давать никакой прибыли,  а затем прибыль резко возрастает).

 

1.2. Виды инноваций

 

Нововведения (инновации) возможны во всех сферах деятельности человека. Исходя из многовариантных возможностей, инновации различаются по сфере  приложения, масштабам распространения  и по характеру.

По сфере приложения инновации  подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые.

 По масштабам распространения  различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные  (на предприятии, в компании) инновации. 

По характеру они могут  быть эволюционными и радикальными. Эволюционные нововведения происходят непрерывно и в своем большинстве  являются следствием идей и предложений, поступающих из сферы производства, сбыта, потребления. Процесс эволюционных нововведений целиком подчинен общественным потребностям, формируется платежеспособным спросом и ограничивается возможностями  технологического потенциала той системы, в рамках которой он происходит. Частота выхода на рынок с нововведениями зависит от накопленного эмпирического  опыта и знаний. В результате повышаются возможности компании по получению  и анализу информации о предпочтениях  потребителей, восприятию сигналов рынка, а накопленные знания позволяют  совершенствовать продукты и технологии с помощью инноваций.

Эволюционные инновации  можно классифицировать по предмету приложения, воздействию на процесс  производства и деятельность компаний, а также по характеру удовлетворяемых  потребностей. Традиционным подходом к типологии нововведений по предмету приложения является их разделение на инновации-продукты и инновации-процессы.

 Инновация-продукт - новшество  в виде принципиально нового  или усовершенствованного продукта, которое продвигается в форме  товара на рынок. Зачастую внедрение  нового продукта бывает связано  с освоением или созданием  новых рынков.

 Инновация-процесс - это  техническое, производственное и  управленческое усовершенствование, снижающее затраты на производство  продукта. Инновация-процесс может  превратиться в инновацию-продукт,  если востребована на рынке. 

Выделяют еще инновацию-сервис, связанную с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (программное обеспечение компьютеров).

 К инновациям, влияющим  на процесс производства и  деятельность компаний на рынке,  относятся технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, правовые, управленческие и информационные.

В сфере услуг инновациями  являются принципиально новые или  существенно усовершенствованные  методы их производства и предоставления (обслуживания), которые не могут  быть обеспечены прежними производственными  методами. Это туристские, банковские, консалтинговые услуги, другие сектора  с ориентацией на новейшие информационные и коммуникационные технологии.

 Достаточно часто компании  прибегают к помощи адаптивных  инноваций, которые являются реакцией  на нововведения, осуществленные  конкурентами, с целью приспособиться  к изменившейся ситуации и  обеспечить выживание компании. Особое место занимают псевдоинновации,  не приводящие к изменению  потребительских характеристик  продуктов, а имитирующих их.

К инновациям по характеру  удовлетворяемых потребностей можно  отнести нововведения, создающие  новые потребности и развивающие  существующие.

Инновации могут не только сохранять и совершенствовать технологические  и рыночные возможности фирм, но и, как ни странно, их разрушать. Так  называемые архитектурные инновации  иногда требуют замены существующих технологий и продуктов, а также  рыночно-потребительских связей. Инновации, которые создают для существующих технологий и продуктов новые  ниши на рынке, приводят к появлению  иной категории потребителей и разрушают  сложившиеся рыночные связи.

Радикальные нововведения не являются реакцией на потребности рынка. Они связаны прежде всего с наукой, научными открытиями, прорывными изобретениями, которые обладают определенной независимостью от общественных потребностей. Применение радикальных нововведений означает разрыв с предшествующими тенденциями, открывает новую общую концепцию дальнейших усовершенствований. Спрос на них непредсказуем из-за отсутствия в момент их появления достаточно четких областей их применения. Среди радикальных нововведений выделяют базисные инновации на основе новых знаний о природе материального мира. Они являются основой для формирования нового технологического уклада, определяют его структуру. Их внедрение связано с крупными инвестициями в формирование новых отраслей и направлений развития. Поэтому на первых фазах освоения базисных инноваций необходима прямая и косвенная государственная поддержка.

Радикальные инновации подразделяют на несколько категорий. Прежде всего это системные инновации, обеспечивающие появление других нововведений - улучшающих (прирастающие инновации). Через них обеспечивается распространение принципиально новой техники и технологии в различных сферах производства, что способствует внедрению базисных инноваций. Такие инновации обеспечивают важные технические улучшения продуктов, технологических процессов.2

Таким образом, инновационная деятельность может быть успешной при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования Процесс их внедрения является длительным и сопровождается значительным риском.

 

 

 

1.3. Жизненный цикл  и функции инноваций

 

Для того чтобы учесть совокупность всех этапов деятельности в период от поиска новых идей до их использования, коммерциализации и распространения, следует ввести понятие "инновационный  цикл".

Инновационный цикл (рис. 2.1) включает в себя период создания новации  и жизненный цикл. Это обусловлено  тем, что новшество может использоваться для создания инноваций неоднократно, причем в сферах, иногда очень удаленных  от сферы появления новации.

 
Рис. 2.1. Схема инновационного цикла

 

Период создания новации  включает стадии зарождения (осознание  потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в  производство, эксперимент).

 Жизненный цикл инновации  включает фазы внедрения, коммерциализации  и диффузии, рутинизации (стабильной  реализации нововведений) и повсеместного  распространения и превращения  в традиционный продукт. 

Информация о работе Организация и цели инновационной деятельности