Основные направления государственной инновационной политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований, а также анализе государственной инновационной политики. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические изучение понятия и сущности государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-изучение необходимости государственного регулирования инновационной политики;
-изучение структуры и функций органов государственного регулирования инновационной политики России;
-исследование целей и задач государственной инновационной политики России;
-анализ основных проблем развития инновационной политики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИИ 5
1.2. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 13
1.3. ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИЙ 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ 19
2.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ 19
2.2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 26
2.3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Курсач[1] ред.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  
профессионального образования


        Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики

 


Кафедра «Управление предпринимательской деятельностью»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Инновационный менеджмент»

 

 

на тему: «Основные направления государственной инновационной политики в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

 4 курса, ОЗФО, гр.

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственное регулирование инновационных процессов  и эффективна инновационная политика, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.

Так как современные  тенденции мирового экономического развития, когда конкурентоспособность  национальных экономик определяется в первую очередь уровнем технологического развития, диктуют необходимость принятия национальной промышленной политики России с опорой на научно-промышленный сектор.

Когда индустриальная экономика сменяется постиндустриальной, инновационной, где на первый план выходит производство знаний. При этом существенно меняется роль бизнес-сообщества, которое должно стать не просто объектом государственной политики, а равноправным партнером государства.

В настоящее  время национальная государственная инновационная политика находится в стадии формирования. Органы исполнительной власти исходят из необходимости реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры, который предусматривает обстоятельное изучение текущей ситуации, создание нормативно-законодательного обеспечения инновационной деятельности, недостающих звеньев и условий для тиражирования элементов инфраструктуры, положительно зарекомендовавших себя на практике.

Для написания  курсовой работы использовались методы анализа литературы и синтеза. Данную проблему в своих работах рассматривали Козлов В.В. и Фахтудинов Р.А, они объяснили основные проблемы развития государственной инновационной политики и рассмотрели пути их решения.

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований, а также анализе государственной инновационной политики. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

-теоретические  изучение понятия и сущности  государственной инновационной политики;

-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;

-изучение необходимости  государственного регулирования  инновационной политики;

-изучение структуры  и функций органов государственного  регулирования инновационной политики России;

-исследование целей и задач государственной инновационной политики России;

-анализ основных  проблем развития инновационной  политики;

-анализ государственной  инновационной деятельности;

-исследование  основных проблемы развития государственной  инновационной политики;

- анализ системы  финансирования инновационной деятельности  в РФ;

Для более наглядного представления о том, как собственно правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной политики.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

 

1.1. Понятие, сущность государственной инновационной политики и основные направления государственной поддержки инновации

 

В большинстве  промышленно развитых стран государственная  долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию.

«Государственная  инновационная политика - это составная  часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.»1

«Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей». 2

Она включает три  этапа:

- разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности - осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;

- определение основных направлений государственной поддержки инноваций;

- осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

В инновационной  политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактическую.

Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны.

«Выбор стратегии  инновационной политики предполагает определение основных направлений  государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями». 3

Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства - это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.

Эффективность государственной инновационной  политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение в научно-техническом лидерстве. Оно проявляется в международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной научно-технической инновационной помощи другим странам.

Научно-техническое  лидерство - это доказательство правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной политики. Правильный выбор должен привести к лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в развитии.

Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных  экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.

Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.

Политика, формируемая  Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно - техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др. Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно - техническим направлениям сформированы приоритеты:

· наноиндустрия  и перспективные материалы;

· энергосберегающие  технологии и альтернативные источники  энергии;

· технологии живых  систем;

· информационно-телекоммуникационные системы;

· экология и  рациональное природопользование;

· безопасность и противодействие терроризму.

В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

  • Первый блок - генерация знаний

В рамках этого  блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных  поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно-организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются пилотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

  • Второй блок - разработка технологий

Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

  • Третий блок программы - коммерциализация технологий

В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Важнейший элемент - это финансовая инфраструктура. В  первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).

РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех  отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды  НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно - технических, инновационных проектов.

В целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции в 1995г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.08.1995г. №827 «О Федеральном фонде производственных инноваций». 4

Федеральный фонд производственных инноваций – государственная  некоммерческая организация. Основными  задачами фонда являются:

содействие  государственной структурной, научно-технической  и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;

участие в разработке, в проведении экспертизы и конкурсного отбора и в реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики и подлежащих реализации при поддержке данного фонда;

поддержка инновационной  деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;

содействие  строительству и реконструкции  наукоемких производств.

При Правительстве РФ действует Правительственная комиссия по научно-инновационной политике В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ от18.06.1999г. №651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий».5 Статус федерального центра науки и высоких технологий присваивается научным хозяйствующим субъектам (организациям), осуществляющим научно-техническое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Статус присваивается Правительством РФ по представлениям Правительственной комиссии по инновационной политике. Присвоение данного статуса означает предоставление научным организациям государственного обеспечения их научно-технологической и образовательной деятельности при условии выполнения центром обязательств по выполнению конкретных задач.

Информация о работе Основные направления государственной инновационной политики в Российской Федерации