Основные направления государственной инновационной политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований, а также анализе государственной инновационной политики. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические изучение понятия и сущности государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-изучение необходимости государственного регулирования инновационной политики;
-изучение структуры и функций органов государственного регулирования инновационной политики России;
-исследование целей и задач государственной инновационной политики России;
-анализ основных проблем развития инновационной политики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИИ 5
1.2. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 13
1.3. ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИЙ 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ 19
2.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ 19
2.2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 26
2.3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Курсач[1] ред.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

- механизм принятия решений и контроль за их выполнением;

- систему подбора и расстановки кадров.

«Организационный  механизм государственного регулирования  инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций». 13

Субъектами  инновационной политики выступают  центральные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

В подготовке документов по общим вопросам инновационной политики принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган. Основными задачами совета являются:

-информирование  Президента о процессах, происходящих  в научно-технической сфере в  стране и за рубежом;

- разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации;

- анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам;

- подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам;

- участие в подготовке официальных документов и материалов по научно техническим вопросам для Президента РФ.

Органы законодательной  власти РФ - Государственная дума и  Совет Федерации - имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты - Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.

Основным органом, координирующим деятельность министерств  и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.

Основными функциями  комиссии являются обеспечение согласованной  работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

Министерство  образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики в области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:

- организация научно-технического прогнозирования;

- выбор и оценка приоритетных направлений развития образования, науки и техники;

- разработка и применение организационно-экономических механизмов, реализации выбранных приоритетов;

- создание государственных научно-технических программ и проектов;

- методическое руководство подготовкой кадров региональных и межрегиональных научно-технических программ;

- финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;

- создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности;

- формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур;

- организация условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований;

- обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере образования, науки и техники и др.

Министерство  экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:

- непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику;

- устанавливает приоритеты в развитии народного хозяйства страны и се регионов;

- определяет основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности;

- организует разработку федеральных целевых программ, но развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной  политики и аудит использования финансовых ресурсов.

 

2.3. Проблемы развития и система финансирования  
инновационной политики РФ

 

В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в, то, же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

Основные трудности  в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.

Однако дефицит  средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.

Существуют  также проблемы связанные с законодательными актами, регулирующими инновационную политику России.

В Федеральном  законе РФ «О науке и государственной  научно-технической политике» сформулирована система целей государственной  научно-технической политики. Это единственная попытка формирования целостной системы целей, однако, результат этой попытки с позиций системности вряд ли можно признать удачным.

Более четкий подход использован при разработке проекта  Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ». В нем определены ключевые моменты государственной инновационной политики: цели, принципы, инструменты государственного влияния на инновационные процессы. Однако если рассмотреть данный проект более внимательно, с тех же позиций системности он, хотя и несколько лучше, но имеет тоже недостатки.

Безусловно, цели государственной политики в той  или иной области должны быть сформулированы четко, и это необходимо сделать  таким образом, чтобы из них логично вытекали все последующие документы и мероприятия органов власти. В нашем же случае в ключевых разделах, определяющих цели политики, авторы обоих актов путают цели и способы их достижения, но зато очень тщательно подходят к тем разделам, где определяются порядок и ответственность при формировании программ, финансируемых из федерального бюджета.

Также в инновационной  политике России существуют проблемы в части регулирования инновационной деятельности и определения самых общих функций государственных ведомств. Таких ведомств три.

Главное - Министерство экономики РФ. На него возложены функции разработки инновационной политики. Оно организует и координирует всю работу по ее оформлению, а в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль над реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.

На Министерство образования РФ возложены задачи по активизации инновационной деятельности в образовательных учреждениях, которая направлена на «эффективную реализацию результатов научных исследований и разработок», проводимых в организациях высшей школы.

В свою очередь, на бывший Государственный комитет  по поддержке малого предпринимательства  была возложена задача разработки предложений по регулированию инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

Столь очевидное  и скудное по содержанию распределение функций является следствием отмеченных выше недостатков законодательства, когда целевые установки политики не сформированы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности.

В результате на практике наиболее активным в поддержке инноваций является Министерство науки и технической политики РФ, которое отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в финансировании, как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов.

Министерством создана система бюджетных и внебюджетных фондов, но некоторые ключевые проблемы развития инновационных малых предприятий, не связанные с финансами, не решаются, и есть достаточные основания полагать, что они не решаются потому, что эти функции, ни на кого не возложены.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации  выявил серьезное несоответствие законодательных  норм новым условиям управления в сфере науки, техники и инновационной деятельности.

Отсутствие  нормативно-правового регулирования  является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности. Органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток путем принятия региональных документов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по инновационной деятельности состоит, прежде всего, в том, что до настоящего времени основные понятия, такие, как «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика» и другие, трактуются неоднозначно.

Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

«Развитие инновационной  деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных  структур и государства в целом, предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования». 14

Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать:

четкая целевая  ориентация системы - её увязка с задачей  быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;

логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;

множественность источников финансирования; широта и  комплексность системы, т. е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;

5) адаптивность  и гибкость, предполагающие постоянную настройку, как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

«В условиях регулируемых рыночных отношений система  финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства». 15

Эта система  призвана обеспечивать решение следующих  важнейших задач:

-создание необходимых  предпосылок для быстрого и  эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях хозяйственного комплекса страны, обеспечение ее структурно-технологической перестройки;

-сохранение  и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;

-создание необходимых  материальных условий для сохранения  кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

В настоящее  время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:

-бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и  региональном уровнях;

-средства специальных  внебюджетных фондов финансирования  НИОКР, которые образуют ИП, выделяемые предприятиями, региональными органами управления;

-собственные  средства предприятий;

-финансовые  ресурсы различных типов коммерческих  структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т. п.);

-кредитные ресурсы  специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

-конверсионные  кредиты для научно-технических  и производственных предприятий оборонного комплекса;

-иностранные  инвестиции промышленных и коммерческих  фирм и компаний;

Информация о работе Основные направления государственной инновационной политики в Российской Федерации