Основные направления государственной инновационной политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований, а также анализе государственной инновационной политики. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические изучение понятия и сущности государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-изучение необходимости государственного регулирования инновационной политики;
-изучение структуры и функций органов государственного регулирования инновационной политики России;
-исследование целей и задач государственной инновационной политики России;
-анализ основных проблем развития инновационной политики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИИ 5
1.2. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 13
1.3. ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИЙ 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ 19
2.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ 19
2.2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 26
2.3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Курсач[1] ред.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

-средства национальных  и зарубежных научных фондов;

-частные накопления  физических лиц.

Суть стратегии  активного вмешательства заключается  в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики

«Однако следует  отметить и общеизвестные проблемы с финансированием российской науки в целом. Дело в том, что в бюджете России отсутствует строка ”Финансирование инновационной деятельности”. Да и определение самого термина ”инновационная деятельность” страдает неточностью. Это создает существенные трудности, например при проверках Счетной палаты РФ. Всем хорошо известно, что за ”нецелевое использование бюджетных средств” наказывают весьма строго. И совсем не риторический вопрос, до какой стадии фундаментальные исследования, особенно если они прямо связаны с практическим использованием, можно финансировать из средств Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).» 16

Из-за высоких  рисков инновационной деятельности научным коллективам и инновационным компаниям обычные коммерческие кредиты, как правило, недоступны. Зачастую единственным видом их активов является интеллектуальная собственность в форме патентов и ноу-хау. Поэтому для финансирования приходится искать другие источники, среди которых можно выделить различные некоммерческие фонды и гранты, коммерческие венчурные фонды, средства частных инвесторов, в том числе иностранных, и промышленных компаний. Немалый вклад вносят различные государственные фонды, создаваемые под определенные целевые программы.

Первые в  стране объекты инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы) стали появляться в начале 90-х годов в инновационно активных субъектах Федерации как ”точки роста” при долевом финансировании за счет федеральных, региональных, собственных средств и средств зарубежных фондов. Организационно этот процесс поддерживался и поддерживается государственной Межведомственной программой активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере. РАН активно участвует в этой работе. За прошлый год в шести федеральных округах на конкурсной основе созданы шесть центров трансфера технологий - ЦТТ (три - на базе РАН, два - на базе университетов и один - при Государственном научном центре).

Важными субъектами финансирования являются Государственный  фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд фундаментальных исследований, Международный научно-технический центр, Фонд СRDF, ТАСIS и др.

Эта группа, на долю которой приходится значительная часть финансирования, аккумулирует гигантский массив научно-технической информации и оказывает большое влияние на тенденции развития российской науки. Правда, объем финансирования, выделяемый такими фондами в расчете на одну заявленную тему, обычно невелик. Да и требования, предъявляемые к проектам с точки зрения потенциала их коммерциализации, также минимальны. Кроме того, большинство фондов не заявляет своих прав на интеллектуальную собственность, полученную в результате реализации финансируемого проекта. Обращение к данному источнику средств удобно на начальной стадии процесса коммерциализации, так как позволяет провести необходимый минимум исследований (например, изготовить первый прототип инновационного продукта), не обременяя авторов излишними обязательствами.

Для современной  России весьма важно изучение и использование  зарубежного опыта в этой области, в первую очередь таких программ, как Link (Великобритания), SBIR и STTR (США), IRAP (Канада) и др.

Сравнение схем государственной поддержки начальных  этапов коммерциализации результатов научных исследований в развитых странах свидетельствует о том, что модели процессов передачи технологий из академического сектора в промышленность варьируют от страны к стране и разрабатываются с учетом культурной, политической и финансовой ситуации в каждой из них. Общее, что объединяет все схемы, - стремление правительств этих стран создать наиболее эффективные механизмы освоения новых знаний, оказать максимальную поддержку службам передачи технологий на уровне конкретных научно-исследовательских институтов.

Венчурные фонды  занимаются финансированием разработок на коммерческой основе, т.е. в целях получения прибыли от вложения своих средств. Они осваивают ограниченное количество разработок, часто специализируются в определенной области науки и техники. По некоторым оценкам, коммерческий результат дает всего лишь один венчурный проект из десяти; прибыль от него должна с лихвой окупить все сделанные затраты.

Кооперация  разработчиков с этими фондами  предусматривает полную или частичную  передачу прав на результаты исследований финансирующей стороне, которая  в дальнейшем может перепродать их другому стратегическому инвестору.

Ряд венчурных  фондов создан и функционирует на основе российского капитала, в большинстве случаев при финансово-промышленных группах.

Промышленные  компании финансируют научные разработки обычно за счет собственных средств в целях внедрения их в производство и выхода на рынок с инновационными продуктами. Не всякая даже достаточно крупная компания в России может позволить себе капиталовложения такого рода.

Таковы существенные недостатки в финансировании инноваций в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, следует отметить, что в России в связи с реформированием отношений собственности, трансформацией механизма управления экономикой, развитием бюджетного федерализма - формирование инновационной системы нового типа только начинается. При этом происходит смещение процессов реформирования научной сферы из федерального центра на региональный уровень.

Возникает потребность  выработки новых подходов к управлению функционированием и развитием  региональных хозяйственных систем и, прежде всего, эффективной инновационной политики, обеспечивающей комплексное развитие регионов страны в новых условиях.

Возникает потребность  в четко разработанной и продуманной  государственной инновационной политике, как в Российской Федерации, так и в ее субъектах. При этом под государственной инновационной политикой обычно понимается часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности. Оживление и переустройство научной системы возможно только при активном участии региональной власти и частного капитала, поскольку эта система потеряла многие внутренние стимулы к самоорганизации и развитию, а бюджетные ресурсы для этих целей крайне ограничены. Внедрение достижений современной науки, инновационных методов управления в материальную и социальную сферы - задача стратегическая.

В целях обеспечения  взаимодействия инновационных систем различных уровней необходимо:

-совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;

-проведение  действенной экономической политики  в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;

-формирование  и развитие объектов инновационной  инфраструктуры (инновационно-технологические  центры, технопарки и т.п.), сети  организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

Обобщая результаты теоретического анализа и практического  состояния инновационной политики России, можно уточнить определяющее для данного раздела понятие и предложить новое смысловое, содержание категории государственная инновационная политика как системы согласованных законодательных, административных, финансово-экономических решений и действий, сбалансированных по ресурсам, позволяющих управлять развитием страны или ее отдельных регионов в соответствии со стратегическими целями и прогнозируемыми показателями развития.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 1996.
  2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер,2001 - 304 с.
  3. Весенин В.Р. Менеджмент. - М.: Проспект, 2007. - 512 с.
  4. Гринев В.ф. Инновационный менеджмент. - К.: МАУП, 2001. - 152 с.
  5. Козлов В.В. Роль Российской академии наук в реализации инновационной политики //. Человек и труд, 2004. - № 10.
  6. Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.- М.: Проспект, 2007. - 128 с.
  7. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2004.-295 с.
  8. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 446 с.
  9. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 127 с.
  10. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 238 с.
  11. Уткин. Э.А., Фролов Д.А., Управление рисками предприятия. - М.: ТЕИС, 2003. - 247 с.
  12. Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер. 2007.- 448 с.
  13. Хотящева О.М. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2006. - 230 с.

 

 

1 Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2004.-295 с.

2 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 127 с.

3 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 127 с.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 1996.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 1996.

6 Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 446 с.

7 Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер. 2007.- 448 с.

8 Гринев В.ф. Инновационный менеджмент. - К.: МАУП, 2001. - 152 с.

9 Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.- М.: Проспект, 2007. - 128 с.

10 Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 446 с.

11 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 127 с.

12 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 127 с.

13 Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер. 2007.- 448 с.

14 Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.- М.: Проспект, 2007. - 128 с.

15 Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.- М.: Проспект, 2007. - 128 с.

16 Козлов В.В. Роль Российской академии наук в реализации инновационной политики //. Человек и труд, 2004. - № 10.




Информация о работе Основные направления государственной инновационной политики в Российской Федерации