Основные направления государственной инновационной политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований, а также анализе государственной инновационной политики. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические изучение понятия и сущности государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-изучение необходимости государственного регулирования инновационной политики;
-изучение структуры и функций органов государственного регулирования инновационной политики России;
-исследование целей и задач государственной инновационной политики России;
-анализ основных проблем развития инновационной политики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИИ 5
1.2. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 13
1.3. ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИЙ 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ 19
2.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ 19
2.2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 26
2.3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Курсач[1] ред.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов).

Инновационная политика в отношении этих групп  отраслей отличается по характеру, масштабам  поддержки и объему ресурсов, необходимых для модернизации производственных мощностей. К основным направлениям государственной инновационной политики относят:

  • разработку нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности и введения ее в хозяйственный оборот;
  • комплексную поддержку инновационной деятельности, развитие производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
  • развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, экспертизу, сертификацию и продвижение разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую мотивацию товаропроизводителей к внедрению новшеств как способа конкурентной борьбы;
  • развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для высокотехнологичных организаций и оказания им на начальном этапе государственной поддержки;
  • введение конкурсного отбора инновационных проектов и программ. Реализация небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволяет поддержать перспективные производства, увеличить приток частных инвестиций;
  • реализацию приоритетных направлений инновационной политики через выбор небольшого числа базовых технологий, оказывающих влияние на эффективность производства и рост конкурентоспособности продукции;
  • использование технологий двойного назначения, применяемых как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Государственная инновационная политика в базовых  отраслях экономики в первую очередь направлена на ускоренное освоение отечественных и зарубежных технологических достижений и воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, питьевых и промышленных вод, флоры и фауны и др.).

Так, в топливно-сырьевом комплексе инновационная политика ориентирована на внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности:

  • в нефтегазовом комплексе - на повышение эффективности геологоразведочных работ, увеличение извлекаемости на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов;
  • в нефтеперерабатывающей промышленности - на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития глубокой переработки нефти, внедрение катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородосодержащих добавок;
  • в угольной промышленности - на улучшение свойств угля на основе новых технологий глубокой переработки, обогащения и брикетирования, решение проблем приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водо-угольной суспензии, совершенствование открытого способа разработки месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов, а также внедрение автоматизированных комплексов и микропроцессорных контрольных сетей.

В электроэнергетике инновационная политика сконцентрирована на использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек, паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе, применении новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе, развитии малой и нетрадиционной энергетики, решении проблем захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортного топлива и повышении эффективности передачи электроэнергии на большие расстояния.

в транспортном комплексе инновационная политика ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.

В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.

Технологическими  ориентирами в химической и нефтехимической промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.

В машиностроительном комплексе инновации ориентированы на технологическое перевооружение производств за счет автоматизации проектирования и изготовления продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов, автоматизации сборочных процессов, развития методов диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.

Уточняются  и формируются приоритеты инновационной  политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др. Особое значение получили экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

Для реализации инновационной политики совершенствуется система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования растет актуальность привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных кредитно-финансовых организаций).

В нашей стране все больше уделяется внимания созданию комплексных концепций научно-технического развития:

- ориентирование  и поддержка научных исследований;

- регулирование  направлений научно-технического  развития;

- защита отечественной  промышленности, повышение ее конкурентоспособности;

- совершенствование  системы стимулирования научно-технического  развития;

- лицензионно-патентное  право (патентование, доступность  патентной информации);

- поддержка  регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.);

- совершенствование  методов управления научно-техническим  развитием;

- формирование  и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение;

- финансирование  научной и научно-технической  деятельности за счет средств  федерального бюджета;

- содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ;

- совершенствование  управления государственными научными  организациями федерального значения;

- реализация  обязательств по научным и  научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ;

- охрана прав  интеллектуальной собственности;

- формирование  единых систем стандартизации, обеспечения  единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;

- установление  государственной системы аттестации  научных и научно-технических работников.

Основными целями государственной инновационной  политики Российской Федерации являются:

- создание экономических,  правовых и организационных условий  для инновационной деятельности;

- повышение  эффективности производства и  конкурентоспособности продукции  отечественных товаропроизводителей  на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

- содействие  активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;

- расширение  государственной поддержки инновационной  деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

- содействие  расширению взаимодействия субъектов  Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;

- осуществление  мер по поддержке отечественной  инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала Российской Федерации.

Основными приоритетными  направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:

- работы по  созданию, освоению и распространению  техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны.

- работы по  крупным отраслевым научно-техническим  проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;

- научно-техническое  обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);

- направления  НТП, связанные с международным  разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Результатами  реализации новой инновационной  политики должны являться:

- качественно  новый уровень ресурсосбережения,  рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;

- качественно  новый уровень жизни населения  в результате совершенствования бытовой предметной среды для городского и сельского населения; преодоление технического отставания страны;

- достижение  высокого уровня социальной направленности  НТП за счет широкого распространения  новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства.

Необходимо  разработать систему социальных нормативов, регламентирующих требования к новым технологиям и технике, проектируемым машинам с точки зрения условий, содержания и творческого характера труда. Для реализации социальных гарантий необходимо создать механизм переподготовки кадров. Требуется создать более универсальную, гибкую и непрерывную систему образования и повышения квалификации работников.

 

2.2. Органы государственного регулирования  
инновационной политики

 

В России сложилась  четырехуровневая система управления инновационным процессом:

  1. Высший государственный, федеральный;
  2. Средний государственный, отраслевой;
  3. Государственный региональный;
  4. Нижний государственный, институциональный.

По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает:

- организационную структуру управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей;

- систему сбора, обработки и анализа необходимой информации;

Информация о работе Основные направления государственной инновационной политики в Российской Федерации