Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 19:51, курсовая работа
Современный этап становления рыночной экономики в России требует создания системы инновационного менеджмента. Это приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.
Ранее в условиях нерыночных отношений в экономике России инновационными процессами централизованно управляли административно-командными методами государственные органы власти (министерства, государственные комитеты, главные управления, администрации всех уровней), а также их представители на государственных предприятиях в лице директоров.
Поэтому в настоящее время имеется настоятельная необходимость создания научно-практических основ системы менеджмента инновационной деятельности организаций. Для этого можно использовать имеющиеся научные и практические разработки зарубежных ученых и первые положительные успехи в этой области российских предпринимателей.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФГБОУ ВПО
«Костромская государственная сельскохозяйственная академия»
Кафедра менеджмента и права
Курсовая работа
по инновационному менеджменту
на тему:
«Основы инновационной деятельности в ЗАО СП «Меленковский» Ярославского района Ярославской области»
Выполнила: студентка экономического
факультета 5 курса 8 группы
Полозова Любовь Александровна
Руководитель: к.э.н., доцент
Степанченко Ольга Николаевна
Кострома 2012
Современный этап становления рыночной экономики в России требует создания системы инновационного менеджмента. Это приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.
Ранее в условиях нерыночных отношений в экономике России инновационными процессами централизованно управляли административно-командными методами государственные органы власти (министерства, государственные комитеты, главные управления, администрации всех уровней), а также их представители на государственных предприятиях в лице директоров.
Поэтому в настоящее время
имеется настоятельная
Несмотря на сложное экономическое положение многих коммерческих организаций, в настоящее время начинает проявляться тенденция к усилению их инновационной деятельности, особенно в области продуктовых и технологических инноваций. Это требует соответствующих финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров в области экономики, организации и управления инновационными процессами.
Важное место для дальнейшего
развития и повышения экономической
эффективности инновационной
Инновационный менеджмент должен создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т.д.). [2, с.5-6]
Так как инновационный менеджмент – это процесс управления инновациями, то целесообразно начать с определения инновации.
Существует множество
определений понятия «
Фатхутдинов Р.А. считает, что инновация - это результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Свободная энциклопедия Википедия
дает следующее определение
Инновация, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.
В экономическом словаре инновация определяется как результат инновационного процесса, т. е. изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования и распространяющееся на рынке в виде нового продукта или процесса.
Авторы учебника «Инновационный менеджмент» Морозов Ю.П. и Гаврилов А.И. считают, что инновация – это процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в новации.
В словаре иностранных слов инновация толкуется как вложение средств в новую технологию, новые формы организации труда и управления, охватывающие не только отдельное предприятие, но и их совокупность, отрасль.
Далее перейдем
непосредственно к понятию «
Доктор экономических наук, профессор Ю.П. Морозов и кандидат экономических наук А.Г. Городнов дают следующее определение:
Инновационный менеджмент – это менеджмент, преимущественно направленный на повышение эффективности функционирования и развития предприятия, это менеджмент предприятия-лидера или предприятия, стремящегося стать лидером в определенной сфере, видах деятельности на рынках конкретных товаров и услуг.
Уделяя значительное внимание инновационному менеджменту как функциональной системе управления, А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева и Н.А. Саломатин характеризуют его как «самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов».
С таких позиций инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства.
Свободная энциклопедия Википедия дает следующее определение инновационного менеджмента:
Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.
Экономический словарь представляет инновационный менеджмент как взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.
Авторы учебника «Инновационный менеджмент» Морозов Ю.П. и Гаврилов А.И. считают, что инновационный менеджмент – это одно из направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства коммерческой организацией. Главная цель инновационного менеджмента – определение направления инновационной деятельности организации в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции и технологии; рационализация менеджмента организацией, совершенствование организации производства продукции или услуг, экономические и социально-психологические изменения.
Н.М. Цыцарова определяет инновационный менеджмент как науку, направленную на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро- и микроуровнях. В отличие от традиционного менеджмента управление инновациями связано с нестабильными внутренними и внешними условиями организации, высокой степенью неопределенности и рисков, поэтому в данной области разрабатываются особые подходы и методы принятия управленческих решений.
Классификация
инноваций производилась
Для эффективного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное и более детальное изучение инноваций.
Результативность способов и средств управляющего воздействия определяется классификацией инноваций, классификационной схемой и ее научной обоснованностью. С рыночных позиций новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам. Классификации инноваций означают их распределение на конкретные группы по определенным классификационным признакам.
В специальной теоретической, научно-методической литературе и на практике встречаются разнообразные классификации, отличающиеся по принципам группировки и способам организации и базирующиеся на двух основных подходам: структурной характеристике инновационного изменения и интенсивности этого изменения.
Классификация инноваций с точки зрения их структурной характеристики производится с позиции сферы деятельности предприятия, которой касается инновационное изменение. По этой классификации можно системно классифицировать инновации и подразделить их на 3 группы:
Этой классификации придерживаются И.Т. Балабанов, Л. Водачек, О. Водачкова, С.Д. Ильенкова, В.В. Горшков, Е.А. Кретова и др.
Классификация, приведенная Л. Водачек, О. Водачковой, предполагает 4 основных вида инноваций на предприятии: инновации продукции, инновации процессов (технологических), инновации рабочей силы (человеческого фактора), инновации управленческой деятельности.
Описание технологических инноваций базируется на международных стандартах, охватывающих новые продукты и новые процессы, их значительные технологические изменения. Исходя из этого, приняты 2 типа технологических инноваций: продуктовая и процессная.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов и подразделяются на 2 вида: базисная продуктовая и улучшающая продуктовая инновация.
Процессные инновации представляют освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организацию производства (новой технологии).
По этой классификации по степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). Как отмечают П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели, за этим разделением стоят 2 различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства, что характерно для США. Догоняющий тип дешевле и может дать быстрый результат, что свойственно предприятиям и отраслям Японии. На этом пути создаются улучшающие (приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов.
По направленности результатов инновации делятся на инновации в качестве научного инструментария, инновации – процессы и инновации – продукты.
Классификация инноваций по степени новизны представляет собой распределение совокупности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятие новизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса. С этих позиций выделяются виды инноваций по уровню новизны продукта, и их классифицируют как базисные инновации, относящиеся к принципиально новым продуктам; улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.
По мнению М. Хучека классификация инноваций зависит от ряда критериев, а одна инновация может быть отнесена к нескольким видам. Основными классификационными признаками являются: оригинальность изменений, отрасль народного хозяйства; масштабы, вызываемые инновацией последствий; приносимая обществу польза, предмет инноваций.
С точки зрения критерия оригинальности изменений выделяются оригинальные и имитирующие инновации.
Оригинальные (креативные, творческие) инновации являются самостоятельными результатами работы отдельного человека, группы или предприятия. Типичными примерами являются открытия и изобретения, а также их первое практическое применение.
Имитирующие (неоригинальные, подражающие) инновации заключаются в копировании и воспроизведении оригинальных изменений, которые в данном времени и месте приносят определенные выгоды. Примером такого рода инновации является второе и последующие производственные использования изобретения. В современной экономике они являются ценным направлением прогресса, о чем свидетельствует пример развития японской экономики.
На основе критерия отрасли народного хозяйства М. Хучек выделяет следующие инновации: твердые (материализованные) и мягкие (управленческие, нематериализованные). Инновации, воплощенные в материале, так называемые твердые инновации - новые машины и оборудование.
Невоплощенные инновации или мягкие - вид новой системы организации, улучшений в системе учебы трудового коллектива и другие, касающиеся в основном науки, организации и управления, экономики, общественных наук.
По масштабам, вызываемых инновацией последствий, выделяют стратегические и текущие инновации.