Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 19:51, курсовая работа
Современный этап становления рыночной экономики в России требует создания системы инновационного менеджмента. Это приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.
Ранее в условиях нерыночных отношений в экономике России инновационными процессами централизованно управляли административно-командными методами государственные органы власти (министерства, государственные комитеты, главные управления, администрации всех уровней), а также их представители на государственных предприятиях в лице директоров.
Поэтому в настоящее время имеется настоятельная необходимость создания научно-практических основ системы менеджмента инновационной деятельности организаций. Для этого можно использовать имеющиеся научные и практические разработки зарубежных ученых и первые положительные успехи в этой области российских предпринимателей.
Стратегические инновации, служащие реализации стратегических целей развития, имеют социально-экономический характер. Они являются следствием реализации долгосрочных мероприятий инновационного характера, имеющих значение, как для всего общества, так и для отдельных предприятий, институтов и других образований.
Текущие инновации (фактические), целью которых является повышение эффективности хозяйственной деятельности на более коротких временных отрезках: различного рода текущие изменения в изделиях, методах производства и организации труда.
По критерию приносимой обществу пользы М. Хучек выделяет инновации: ведущие к сокращению затрат; приводящие к улучшению качества изделий; способствующие увеличению количества производимых продуктов; сберегающие человеческий труд; ведущие к охране окружающей среды (экологические инновации).
Особенно важным является деление инноваций с учетом предмета инновации, в этом случае выделяются технические, организационные, экономические, социальные и экологические инновации.
П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели, В.Ю. Тюрина, П.Н. Завлин, А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТГТ, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.
По особенностям инновационного процесса выделяются внутриорганизационные и межорганизационные нововведения.
По уровню новизны различают радикальные инновации, основанные на внедрении открытий, изобретений, патентов и ординарные инновации, представляющие собой ноу-хау, рационализаторские предложения и другие формы новшеств.
В зависимости от стадий жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество, различают инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства; производства, включая маркетинг; сервиса, осуществляемого изготовителем.
По масштабу новизны инновации (новшества) Р. А. Фатхутдинов подразделяет инновации (новшества), новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты), новые в стране, отрасли, для фирмы; а по частоте применения выделяет инновации разовые и повторяющиеся (диффузия). В зависимости от отрасли внедрения инновации в народное хозяйство различают новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки, образования, социальной сфере и материальном производстве; а по сфере применения инновации (новшества) подразделяют инновации для внутреннего применения, а также новшества для накопления на фирме и в основном для продажи. По подсистемам системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация выделяют инновации для подсистемы научного сопровождения; целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. В зависимости от формы новшества - основы инновации Р. А. Фатхутдинов выделяет открытия, изобретения, патенты; рационализаторские предложения; ноу-хау; товарные знаки, торговые марки, эмблемы; новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и другие формы; а по виду эффекта, полученного в результате внедрения инновации различают научно-технический, социальный, экологический, экономический (коммерческий) и интегральный виды эффектов.
Классификация
И.Т. Балабанова объединяет
цели, форму и место применения инноваций
и образует систему классификационных
признаков, включающую целевой, внешний,
структурный признак.
Целевой признак классификации инноваций дает ответ на вопрос, что является целью инновации: решение немедленной (текущей) задачи или задачи будущего времени (стратегической)?
Текущие и стратегические цели определяются причинами возникновения потребности в данной инновации.
Текущая потребность в инновации вызывается
наличием кризиса хозяйственного или
другого процесса, необходимостью немедленной
ликвидации этого кризиса за счет нововведений
и представляет собой кризисную инновацию.
Главным
признаком, определяющим кризисную инновацию,
является решение проблемы реализации
товара (работы, услуги) в связи с падением
спроса
на этот товар и уменьшением объема его продажи, а также
решение более сложной проблемы — проблемы выживания хозяйствующего
субъекта
на рынке в условиях жесткой конкуренции. Кризисная
инновация направлена на ликвидацию организационного,
производственного, экономического или
финансового кризиса данного хозяйствующего
субъекта.
Стратегическая
потребность представляет собой потребность
в инновации на перспективу или инновацию
развития. Она вызвана перспективными
прогнозами хозяйственной деятельности:
прогнозами потерь качества и конкурентоспособности
товара, падением рейтинга и имиджа хозяйствующего
субъекта, возможным его банкротством
и другими параметрами. Целью инновации
является повышение конкурентоспособности
продукта и - конкурентоустойчивости всего
хозяйствующего
субъекта в будущем.
Внешний классификационный признак указывает на форму реализации инновации. По нему выделяются инновации следующих форм: продукта и операции.
Инновация в форме продукта представляет собой результат инновации, материализованный в виде вещи как экономического продукта (станок, товар, сырье и другая продукция).
Инновация в форме операции практически представляет собой процессную инновацию. По утверждению И. Т. Балабанова название инновации в форме процесса является неудачным, так как процесс представляет собой последовательную смену состояний или совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Он считает, что более правильно называть инновацию в форме операции, то есть действия, особенно когда речь идет о финансовой операции. Инновация в форме операции представляет собой результат инновации, направленный на осуществление определенного действия и выраженный определенными правилами, инструкциями, условиями действия и другими нормативами. К этим инновациям относятся технология производства продукции, обслуживания населения, формы торговли, финансовые операции, договор банковского счета, операции по поглощению других предприятий (мэрджер), операции по захвату рынка; операция, оформленная в виде инструкции, правил, положений и других различных форм и другие виды.
Структурный классификационный признак показывает, для какой отрасли народно-хозяйственного комплекса или для какой сферы экономических отношений предназначена данная инновация и определяет групповой состав инноваций как единой сферы экономических интересов государства. Комплексный характер инноваций, многосторонность, разнообразие областей и способов использования требуют разработки комплексной обобщающей классификации инноваций. Такая попытка была сделана P.P. Бездудным, ПА. Смирновой и О. Д. Нечаевой.
Как отмечено в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы и рядом авторов по причинам возникновения инновации подразделяются на реактивные и стратегические.
Реактивная инновация обеспечивает выживание фирмы, представляет реакцию на новые преобразования (нововведения), осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии нести борьбу на рынке. Реактивные инновации фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом для ведения эффективной конкурентом борьбы и владения конкурентным преимуществом.
Стратегическая инновация представляет нововведение, внедрение которою носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
Как отмечают ряд исследователей,
по сферам деятельности, типу новшества
и области применения инноваций они подразделяются
на управленческие (инновации в области
управления), организационные, организационно-управленческие,
экономические, социальные, торговые,
промышленные, производственные, технологические,
технические, материально-технические
(техника, технология, материалы), правовые,
педагогические, социальные и другие инновации.
По степени новизны инновации могут быть
основаны на новых открытиях или быть
созданными на основе нового способа,
примененного к открытым явлениям, а по степени
новизны различают новизну (новинку, новые)
в мировом масштабе, в стране или отрасли,
на предприятии.
Ряд авторов классифицируют инновации по следующим основополагающим признакам: значимости, инновационному потенциалу, направленности и глубине вносимых изменений. Они предполагают выделение базисных (базовых, радикальных, основных, отраслеформирующих, проникающих в другие отрасли инноваций, макроэкономических); улучшающих (существенное усовершенствование базисных, модифицирующих, модифицированных, дополняющих, совершенствующих, комбинаторных, микроэкономических, частных) инноваций и псевдоинноваций, представляющих незначительные изменения базисных. По направленности воздействия на процесс производства инновации подразделяются на расширяющие, рационализирующие и замещающие.
Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация от ограниченного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров). Рационализирующие по сути близки к улучшающим. Замещающие инновации предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций (замена газовых светильников на электрические).
По классификационным признакам, характеризующим предмет и сферу приложения инноваций, место в производственном цикле, зависимость от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые инновации (новые продукты и новые материалы), рыночные (инновации, открывающие новые сферы применения продукта; инновации, позволяющие реализовать продукт на новых рынках), инновации-процессы (технологии, организация процесса производства и управленческие процессы); инновации рабочей силы (человеческий фактор); инновации управленческой деятельности; инновационные процессы.
Комплексный характер, многообразие точек зрения и толкований, многоаспектность и разнообразие сфер, областей и способов использования инноваций требует разработки комплексной обобщающей их классификации.
Выше приведенные классификации, их многообразие в теоретическом и методологическом подходах к классификации и типологии инноваций с выделением различных групп, типов, видов, частичное перекрывание и дублирование классификационных признаков инноваций позволяет дать объемную и комплексную характеристику типов и видов инноваций и их классификацию.
На основе изучения и обобщения теории, методологии и систематизации инноваций Дусаев Х.Б. предпринял попытку представить обобщенную классификацию инноваций по следующим предлагаемым классификационным признакам (Приложение 1).
В предлагаемой классификации выделено три основные группы классификационных признаков инноваций, определяющих содержание, результаты (результативность), уровень и сферы разработки и использования инноваций.
К первой группе основополагающих признаков классификации относятся признаки, определяющие содержание инноваций по происхождению, новизне, степени и уровню новизны, степени интенсивности, частоте применения, этапам жизненного цикла товара, технологии, организации; длительности этапов и особенностям инновационного процесса. Ко второй группе относятся признаки, определяющие результаты инновации: результативность, эффективность, вид эффекта, особенности механизма осуществления и масштабы распространения, оригинальность изменений или характера этих изменений, их вид и форма новшества; назначение и характер, удовлетворяемых потребностей потребителей; факторы общественного производства, охват ожидаемой доли рынка, инновационный потенциал или значение (значимость) в экономическом развитии.
В классификационной основе третьей группы лежат основополагающие признаки, определяющие уровень и сферы разработки и использования инноваций. К этим признакам относятся предмет и сфера приложения инноваций; уровень разработки и распространения, сфера разработки и применения, внедрение в отрасль (сферу) народного хозяйства, предметно-содержательная структура инноваций (сфера и область применения, тип новшества), подсистема внедрения инноваций в системе инновационного менеджмента, широта воздействия и масштабность инноваций.
Поскольку инновационная деятельность предприятия протекает под воздействием факторов внутренней и внешней среды, то считаем целесообразным их исследование. [5]
Если рассматривать предприятие как систему, находящуюся в постоянной взаимосвязи с внешней средой, то можно выделить 2 укрупненные группы факторов: внешние и внутренние. Известно, что первые являются внешними по отношению к предприятию, их изменение практически не зависит от хозяйствующего субъекта; вторые – напрямую определяются организацией работы самого предприятия.
Внешние факторы
отражают общеэкономические условия
деятельности предприятия, то есть
сложившееся состояние
и уровень ее развития, степень правовой и нормативной обеспеченности хозяйственной деятельности, устанавливающей определенные границы и запреты.
По мнению Фетисова Г.Г., внутренние факторы следует подразделять на три самостоятельные группы:
1) организационные – состояние менеджмента; способность к инновациям, изменениям, перестройке; внутренняя структура управления;
2) технологические – ориентация на развитие современных технологий и потребности рынка в новых продуктах;
3) экономические – достаточность капитала, качество активов и пассивов, прибыльность и ликвидность.
Внешняя среда традиционно делится на среду непосредственного воздействия (мезосреду) - различные группы, интересы которых затрагивает деятельность предприятия, и среду косвенного воздействия (макросреду). К факторам прямого воздействия относятся: потребители, акционеры, поставщики, инвесторы и кредиторы, конкуренты, торговые посредники, федеральные и местные органы, население и различные общественные организации. Внешние факторы косвенного воздействия включают в себя международные, экономические, политические, правовые, социально-культурные, технологические факторы.
В процессе прогнозирования динамики развития любого предприятия, руководство должно выяснить, обладает ли хозяйствующий субъект внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, имеются ли у него слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. В такое обследование входят такие блоки анализа, как маркетинг и сбыт, финансы, операции (производство), человеческие ресурсы, организационная структура и менеджмент, культура и образ организации, которые и являются внутренними факторами развития предприятия.