Повышение эффективности инновационного предпринимательства в ООО «СП Механика-Брянск»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является рассмотрение инновационной деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса и определение направления ее совершенствования. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание инновационного предпринимательства;
2. Описать формы инновационного предпринимательства;
3. Описать методы оценки эффективности инновационного предпринимательства;
4. Рассмотреть краткую организационно-экономическую характеристику ООО «СП Механика-Брянск»;
5. Провести анализ состояния инновационного развития предприятия;
6. Разработать бизнес-план мероприятия по повышению эффективности инновационного предпринимательства;
7. Провести анализ показателей эффективности инноваций на примере ООО «СП Механика-Брянск».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы инновационного предпринимательства……..5
1.1. Сущность и содержание инновационного предпринимательства………..5
1.2. Формы инновационного предпринимательства……………………………9
1.3. Оценка эффективности инновационного предпринимательства………..13
Глава 2. Анализ состояния инновационной деятельности предприятия на примере ООО «СП Механика-Брянск»………………………………………..17
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «СП Механика-Брянск»……………………………………………………………….17
2.2. Анализ состояния инновационного развития предприятия……………...23
Глава 3. Повышение эффективности инновационного предпринимательства
в ООО «СП Механика-Брянск»………………………………………………..26
3.1 Мероприятия по повышению эффективности инновационного предпринимательства……………………………………………………………26
3.2 Анализ показателей эффективности инноваций на примере ООО «СП Механика-Брянск»………………………………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………47
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Инновационная деятельность на предприятиях малого и среднего бизнеса и определение направления ее совершенствования.doc

— 807.00 Кб (Скачать файл)

К настоящему времени предприятие имеет 8,7 тысяч м2 производственных площадей, расположенных в двух корпусах. Структурно производство состоит из трех цехов основного производства и вспомогательного. На предприятии имеется своя газифицированная котельная с котлом типа ДКВР -20, кислородная станция, компрессорная.

В основном производстве имеются цех по производству мелкоразмерных строительных изделий, цех по выпуску полистиролбетонных плит, цех по производству щелевых решеток. Во вспомогательном производстве имеются заготовительный цех, цех по производству нестандартных блоков, ремонтно-механический цех. Предприятие имеет развитые подъездные автотранспортные пути.

Местоположение производства – пгт. Белые Берега, территория БССК. Предприятие ООО «СП Механика-Брянск» имеет склад для хранения строительных материалов и магазин, которые расположены на территории БССК, в которых занимается продажей оптом и в розницу произведенных строительных материалов. Кроме того, предприятие осуществляет розничную торговлю на строительном рынке в Фокинском районе города Брянска и проводит оптовые поставки строительных материалов в Дубровский, Почепский и Стародубский районы Брянской области.

Организационно-производственная структура предприятия может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. «Организационно-производственная структура

ООО «СП Механика-Брянск»

Приведем основные производственно-экономические показатели деятельности предприятия, основываясь на данных бухгалтерской и статистической отчетности предприятия за последние три года, приведенные в приложении 1.

Таблица 1

Основные производственно-экономические показатели деятельности

ООО «СП Механика-Брянск»

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. в % к

2007

2008

1.Среднесписочная численность работников, чел.

В т. ч.

- рабочие

- служащие

 

40

 

30

12

 

56

 

44

15

 

63

 

49

18

 

157

 

163

150

 

112

 

111

120

2. Среднемесячная зарплата 1 работника, руб.

7 560

8 362

12 260

162

147

3. Фонд заработной платы, тыс. руб.

302,4

468,272

772,38

255

165

4.Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

5 128

10 272

10 299

201

100

5. Выручка от реализации, тыс. руб.

18 434

37 351

38 912

211

104

6. Себестоимость произведенной продукции, тыс. руб.

17 577

34 009

35 360

201

104

7. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

16 980

33 398

34 705

204

104

8. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

1 454

3 953

4 207

289

106

9. Затраты на 1 руб. реализованной продукции (п.7/п.5)

0,92

0,89

0,89

97

100

10. Балансовая прибыль, тыс. руб.

1 632

4 094

3 636

223

89

11. Производительность труда, тыс. руб./чел. (п.5/п.1).

461

667

617

139

92

12. Рентабельность деятельности предприятия, % (п.8/п.4)

28,4

38,5

40,8

143

106

13. Рентабельность производства, % (п.10/п.4)

31,8

39,8

35,3

111

87

По данным таблицы наблюдается улучшение основных показателей предприятия за 2009 год. Выручка от реализации в 2009 г. выросла более чем в два раза по сравнению с 2007 г., так как были введены в эксплуатацию новые производственные мощности, далее увеличение выручки по сравнению с 2008 г. было незначительным - на 4%. Себестоимость произведенной и реализованной продукции выросла по той же причине – за счет увеличения ОПФ. Причем рост себестоимости реализованной продукции за анализируемый период не превышает прирост выручки.

Фонд заработной платы в 2009 г. увеличился на 155% по сравнению с 2007 г. и на 65% по сравнению с 2008 г. Этот рост вызван увеличением среднесписочной численности работников предприятия и ростом заработной платы. Положительная динамика видна в изменении прибыли от реализованной продукции – увеличение на 189% относительно 2007 г. и на 6% относительно 2008 г. Затраты на 1 руб. произведенной продукции уменьшились с 2007 г. от 92 коп. до 89 коп. в 2009 г. Однако отрицательным фактором явилось снижение производительности труда в 2009 г. по сравнению с 2007 г., что объясняется вероятно не продуманными действиями руководства по чрезмерному увеличению численности работников. Также негативным результатом деятельности является снижение уровня рентабельности производства с 39,8% в 2007 г. до 35,3% в 2009 г., что обусловлено ростом операционных расходов в деятельности предприятия. Общая рентабельность предприятия возросла с 28,4% в 2007 г. до 40,8% в 2009 г., что является позитивным фактором в развитии организации.

Далее рассмотрим обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования.

Таблица 2

Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. в % к

2007

2008

1. Фондовооруженность, тыс. руб.

128,2

183,4

163,5

128,0

89,1

2. Фондоотдача, руб.

по денежной выручке

3,59

3,64

3,78

105,3

103,8

3. Фондоемкость

0,28

0,27

0,26

92,8

96,3

4. Коэффициент оборачиваемости активов

0,6

1,33

1,64

273,3

123,3

За анализируемый период произошли следующие изменения: стоимость основных фондов в 2009 г. повысилась на 101% по сравнению с 2007 г., по сравнению с 2008 г. осталась практически на том же уровне. Положительные факторы – это увеличение выручки от реализации в 2009 г. на 111% по сравнению с 2007 г. и на 4% по сравнению с 2008 г. Также фондоотдача выросла на 5,3% по сравнению с 2007 г. и на 3,8% по сравнению с 2008 г. Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении использования основных фондов. Ситуация на 1.01.2009 года такова: на каждый рубль, вложенный в основные средства, приходится 3,78 рубля, полученных в результате реализации.

Фондоёмкость уменьшилась, т.к. увеличилась фондоотдача. Снижение фондоёмкости свидетельствует об улучшении использования основных фондов.

Отрицательная тенденция – это снижение фондовооружённости предприятия в 2009 г. практически на 11% по сравнению с 2007 г. Уменьшение фондовооружённости произошло за счёт увеличения числа работников без значительного увеличения стоимости основных фондов.

Используя данные о среднесписочной численности работников и учитывая, что в период экономического кризиса, нестабильности и инфляции, рекомендовано оценку размера предприятия осуществлять по количеству работников, имеем что предприятие в 2007 году относилось к малым, но рассматривая изменение данного показателя в динамике видно, что к 2009 году на предприятии работает более 50 человек (63), что позволяет отнести его к средним.

В целом деятельность предприятия в период 2007-2009 гг. характеризуется как стабильная с тенденцией к росту.

 

 

2.2. Анализ состояния инновационного развития предприятия

 

Инновации на предприятии используют при производстве товаров. В ООО «СП Механика-Брянск» ширина ассортимента составляет семь ассортиментных групп: камень бордюрный, плитка тротуарная, поребрик, бортовой камень, щелевые решетки и полистиролбетонные блоки, нестандартные изделия.

Далее проанализируем виды выпускаемой продукции и долю каждого из них в общей структуре товарной продукции. Номенклатура производимых и продаваемых товаров: камень бордюрный, плитка тротуарная квадратная, шестигранная, поребрик, бортовой камень, щелевые решетки и полистиролбетонные блоки. Приведем в табличной форме размер и структуру выручки (табл. 3).

Таблица 3

Размер и структура денежной выручки

Виды продукции

Размер, тыс. руб.

Структура денежной выручки, % к итогу

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Камень бордюрный

7 355

6 835

7082

39,9

18,3

18,2

Камень бортовой

3 171

2 951

2 996

17,2

7,9

7,7

Плитка тротуарная

5 272

3 885

4 241

28,6

10,4

10,9

Поребрик

1 677

1 718

1 596

9,1

4,6

4,1

Полистиролбетонные блоки

-

11 355

12 219

-

30,4

31,4

Щелевые решетки

-

9 711

9 961

-

26,0

25,6

Нестандартные изделия

959

896

817

5,2

2,4

2,1

Всего

18 434

37 351

38 912

100

100

100


На предприятие наблюдается увеличение денежной выручки с 18 434 тыс. руб. в 2007 г. до 38 912 тыс. руб. в 2009 г. Анализируя структуру выручки, хотелось бы отметить, что в 2007 г. доля выпуска камня бордюрного (39,9%), камня бортового (17,2%), плитки тротуарной (28,6%), поребрика (9,1%) была значительно выше, чем в последующие периоды, так как в 2008 г. на предприятии запущено производство по выпуску полистиролбетонных блоков и щелевых решеток, продукция которых более значима как в стоимостном выражении, так и на рынке сбыта – в суммарном выражении эти два вида продукции в 2008 г.и 2009 г. составляют более 56% от общей структуры продукции.

В рамках товарной политики предприятие сделало уклон на качество производимого товара и глубину ассортимента выпускаемой продукции. В 2008 году директором предприятия был осуществлен сбор и оценка информации: изучена обстановка на рынке строительных материалов, проанализирована деятельность конкурентов, в результате чего была определена возможность выпуска новых товаров и принято стратегическое решение о производстве новой продукции. Неоспоримым преимуществом на тот момент было отсутствие конкурентов у предприятия в производстве полистиролбетонных блоков для строительства и щелевых решеток для сельскохозяйственных предприятий. Благодаря этому в 2008 году эти группы товаров занимали наибольшую долю в реализуемой продукции ООО «СП Механика-Брянск». Эта тенденция сохранилась и в 2009 году, хотя появились конкуренты по производству полистиролбетонных блоков. Эти два вида продукции приносят постоянный и наибольший доход, чем исходно выпускаемые товары, так как, во-первых, их потребителями являются крупные строительные предприятия, во-вторых, практически не сказывается сезонность спроса. Тротуарная плитка на предприятии производится длительное время и занимает определенную нишу. Отрицательным явлением в отношении этого товара выступает четкая сезонность спроса – весенне-летний период. Доля таких видов продукции, как поребрик, бортовой и бордюрный камень в общем товарообороте снижается, но необходимость их производства обусловлена схемой реализации, так как в большинстве случаев покупателей интересует сопутствующие товары.

Можно отметить, что предприятие является специализированным, так как полистиролбетонные блоки и щелевые решетки занимают более 25% каждая в структуре товарной продукции.

Инновационность щелевых решеток для устройства щелевых полов для нужд сельского хозяйства. Железобетонные решетки аналогичны выпускаемым европейскими фирмами: Big Dutchman; WEDA; IKADIAN; Fog Agroteknik A/S и взаимозаменяемы с ними. Аналогов на российском рынке до сих пор не много, так как в основном производят пластиковые решетки, не подходящие для нужд свиноводства.

Напольное покрытие из железобетонных щелевых решеток отвечает высоким требованиям зоогигиены, устойчиво к аммиачной среде, имеет высокие прочностные характеристики. Пластиковые решетки имеют специальные выступы и пазы для соединения в многосекционное напольное покрытие любого размера. Подобная конструкция обладает повышенной несущей способностью и имеет длительный срок службы. Её монтаж очень прост и производится вручную. В случае необходимости, решётчатый пол можно легко разобрать. Для замыкания контура щелевых полов вдоль стен применяются замки-вкладыши длиной 300 мм.

При использовании данной системы полов создаются необходимые предпосылки для обеспечения здоровья свиноматок и поросят. За счёт оптимального соотношения площади отверстий и перемычек решёток пол легко моется и всегда остаётся чистым.

Данная продукция весьма востребована и обеспечена спросом на 1,5 года вперед.

После успешного внедрения производства инновационного товара на предприятии, произошли существенные изменения в организационной структуре предприятия, в частности в отдельное подразделение выделился отдел маркетинга, ответственный за анализ рынка и определение новых перспективных инвестиционных направлений.


Глава 3. Повышение эффективности инновационного предпринимательства в ООО «СП Механика-Брянск»

 

3.1 Мероприятия по повышению эффективности инновационного предпринимательства

 

В рамках дальнейшего развития инновационного предпринимательства на предприятии планируется освоение нового вида деятельности – строительство жилых зданий переменной этажности. Данный вид деятельности является абсолютно новым, но перспективным направлением деятельности. На данный момент заключен договор с МУП «Брянскгорстройзаказчик» об осуществлении совместной застройки жилого микрорайона по пер. Бежицкому на территории бывшего военного городка.

В целях обоснования эффективности данного инвестиционного проекта имеет смысл разработать бизнес-план проекта.

Цель проекта - проектирование и строительство жилых многоэтажных домов на территории бывшего военного городка в Бежицком районе города Брянска, отвечающих высоким требованиям в области технологий строительства, для обеспечения жителей города качественным жильем на платных условиях.

Достижение цели проекта определяет выполнение следующих задач по:

                                           строительству и вводу в эксплуатацию объектов;

                                           обеспечению хода реализации проекта финансовыми ресурсами за счет собственных и привлеченных источников;

Информация о работе Повышение эффективности инновационного предпринимательства в ООО «СП Механика-Брянск»