Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа
Развитие - неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.
Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.
Введение
1. Глава: Теоретические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии
1.1 Педагогические инновации
1.1.1 Сущность, классификация и направления педагогических инноваций
1.1.2 Технологии и условия осуществления инновационных процессов
1.1.3 Инновационные образовательные учреждения
1.2 Современные инновационные технологии в педагогике
1.2.1 Интерактивные технологии обучения
1.2.2 Технологии проектного обучения
1.2.3 Компьютерные технологии
2. Глава: Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии
2.1 Инновационные тенденции в профессиональном образовании
2.1.1 Мировой опыт инноваций профессионального образования
2.1.2 Инновации профессионального образования в России
2.2 Инновационные педагогические технологии на законодательном уровне
2.3 Инновационная педагогическая деятельность в столице
Заключение
Библиографический список
Содержание
Введение
1. Глава: Теоретические
подходы к проблеме
1.1 Педагогические инновации
1.1.1 Сущность, классификация и направления педагогических инноваций
1.1.2 Технологии и условия
осуществления инновационных
1.1.3 Инновационные образовательные учреждения
1.2 Современные инновационные технологии в педагогике
1.2.1 Интерактивные технологии обучения
1.2.2 Технологии проектного обучения
1.2.3 Компьютерные технологии
2. Глава: Практические
подходы к проблеме
2.1 Инновационные тенденции в профессиональном образовании
2.1.1 Мировой опыт инноваций профессионального образования
2.1.2 Инновации профессионального образования в России
2.2 Инновационные педагогические технологии на законодательном уровне
2.3 Инновационная педагогическая деятельность в столице
Заключение
Библиографический список
Введение
Развитие - неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.
Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.
Одним из средств такого развития
являются инновационные технологии,
т.е. это принципиально новые
Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.
Объектом исследования данной
курсовой работы является процесс развития
образования как целостной
К цели же курсовой работы относится
выявление видов, сложностей, методов
внедрения инновационных
1. Глава: Теоретические
подходы к проблеме
1.1 Педагогические инновации
1.1.1 Сущность, классификация и направления педагогических инноваций
Научные инновации, продвигающие
вперед прогресс, охватывают все области
человеческих знаний. Различают социально-
Педагогическая инновация -- это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) -- новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).
Соединение интенсивного
и экстенсивного путей развития
педагогических систем позволяет осуществлять
так называемые "интегрированные
инновации", которые строятся на
стыке разноплановых, разноуровневых
педагогических подсистем и их компонентов.
Интегрированные инновации, как
правило, не выглядят надуманными, чисто
"внешними" мероприятиями, но являются
осознанными преобразованиями, происходящими
из глубинных потребностей и знания
системы. Подкрепив "узкие" места
новейшими технологиями, можно повысить
общую эффективность
Основными направлениями
и объектами инновационных
разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
проектирование новых моделей образовательного процесса;
обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;
обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
* разработка учебников
и учебных пособий нового
Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.
Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление -- теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.
1.1.2 Технологии и условия
осуществления инновационных
Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму. П.И. Пидкасистый выделяет десять этапов разработки и реализации педагогических нововведений:
Разработка критериального
аппарата и измерителей состояния
педагогической системы, подлежащей реформированию.
На этом этапе нужно выявить
Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы для определения необходимости ее реформирования с помощью специального инструментария.
Экспертизе должны подвергаться все компоненты педагогической системы. В итоге должно быть точно установлено, что необходимо реформировать как устаревшее, неэффективное, нерациональное.
Поиски образцов педагогических
решений, которые носят опережающий
характер и могут быть использованы
для моделирования
Всесторонний анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем (может быть полезна информация из Интернета).
Проектирование инновационной
модели педагогической системы в
целом или ее отдельных частей.
Создается проект нововведения с
конкретными заданными
Исполнительская интеграция реформы. На этом этапе необходимо персонализировать задачи, определить ответственных, средства решения задач, установить формы контроля.
Проработка практического осуществления известного закона перемены труда. Перед внедрением в практику нововведения необходимо точно рассчитать его практическую значимость и эффективность.
Построение алгоритма внедрения в практику новшеств. В педагогике разработаны подобные обобщенные алгоритмы. В них имеются такие действия, как анализ практики для поиска участков, подлежащих обновлению или замене, моделирование нововведения на основе анализа опыта и данных науки, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.
Введение в профессиональную лексику новых понятий или переосмысление прежнего профессионального словаря. При отработке терминологии для ее внедрения в практику руководствуются принципами диалектической логики, теории отражения, и др.
10. Защита педагогической
инновации от псевдоноваторов.
При этом необходимо
Однако для инновационных процессов существуют реальные барьеры. В.И. Андреев выделяет следующие из них:
консерватизм определенной части педагогов (особенно опасен консерватизм администрации образовательных учреждений и органов образования);
слепое следование традиции по типу: "У нас и так все хорошо";
отсутствие необходимых
педагогических кадров и финансовых
средств для поддержания и
стимулирования педагогических инноваций,
особенно для педагогов-
* неблагоприятные социально-
При организации инновационной деятельности следует помнить, что:
в педагогике, по мысли К.Д. Ушинского, передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта;
"чужой" опыт педагог
должен "пропускать через себя"
(через свою психику,
инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям человека и общества, они должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии;
инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива;
инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности;
в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения.
Несмотря на очевидную
необходимость инноваций в
1.1.3 Инновационные образовательные учреждения
По мнению И.П. Подласого,
образовательное учреждение является
инновационным, если учебно-воспитательный
процесс основывается на принципе природосохранности,
педагогическая система эволюционирует
в гуманистическом направлении,
организация учебно-
Эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения, независимо от его названия. Особенности инновационного образовательного учреждения можно выявить в сравнении с традиционными учреждениями (табл. 1).
Это неполное сравнение показывает,
что основополагающими
Таблица 1 Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
Сравниваемые параметры педагогического процесса
Образовательные учреждения
Традиционное
Инновационное
Цель
Передача знаний, умений и попутное воспитание, освоение социального опыта
Содействие самореализации и самоутверждению личности
Ориентация
На потребности общества и производства
На потребности и возможности личности
Принципы
Идеологически трансформированы
Научные, объективные
Содержание образования
Разрозненные предметы со слабовыраженными межпредметными связями
Гуманизированные и личностно-
Ведущие методы и формы
Информационно-репродуктивные
Творческие, активные, индивидуально-
Отношения обучающих и обучающихся
Субъект-объектные
Субъект-субъектные
Роль преподавателя
Источник и контроль знаний
Консультант-помощник
Основные результаты
Информация о работе Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии