Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Развитие - неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Содержание работы

Введение

1. Глава: Теоретические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии

1.1 Педагогические инновации

1.1.1 Сущность, классификация и направления педагогических инноваций

1.1.2 Технологии и условия осуществления инновационных процессов

1.1.3 Инновационные образовательные учреждения

1.2 Современные инновационные технологии в педагогике

1.2.1 Интерактивные технологии обучения

1.2.2 Технологии проектного обучения

1.2.3 Компьютерные технологии

2. Глава: Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии

2.1 Инновационные тенденции в профессиональном образовании

2.1.1 Мировой опыт инноваций профессионального образования

2.1.2 Инновации профессионального образования в России

2.2 Инновационные педагогические технологии на законодательном уровне

2.3 Инновационная педагогическая деятельность в столице

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 50.93 Кб (Скачать файл)

 

Федеральная целевая программа  развития образования на 2006--2010 годы представляет собой комплекс взаимоувязанных  по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе  управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной  деятельности и финансово-экономических  механизмах. Примечательно, что в  новой программе значительное внимание предполагается уделить проектам, касающимся решения актуальных проблем современной  школы: обновлению содержания и технологий образования, улучшению качества образовательных  услуг, введению новых моделей оплаты труда педагогических работников и  нормативного бюджетного финансирования, внедрению новых государственных  стандартов на основе компетентностного  подхода, профильного обучения в старшей школе, моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, созданию общероссийской системы оценки качества образования, развитию инфраструктуры единого информационного образовательного пространства.

 

Например, до настоящего времени  вопросом формирования единого образовательного пространства на всей территории России занимались федеральные программы  развития и образования (содержание образования, разработка образовательных  методик и технологий) и единой образовательной информационной среды (компьютеризация образовательных  учреждений). В результате интеграции этих программ в последующие годы, данные направления будут реализовываться  в едином ключе: прежде всего путем  наполнения образовательных Интернет-ресурсов и обеспечения онлайнового доступа  к ним учащихся и преподавателей.

 

Увеличение вклада государства  должно сопровождаться усилением эффективности  использования средств самой  системой образования и ликвидацией  нецелевых расходов.

 

Важной стратегической особенностью новой программы станет фактический  отказ от целевого выделения средств  субъектам Российской Федерации. Предполагается, что регионы сами должны будут  определять лучшие, перспективные учебные  заведения, способные пойти по пути инновационного развития. Они и будут  участвовать в конкурсе, победителям  которого будет предоставлен госзаказ на развитие учебной инфраструктуры, закупку оборудования, стажировку обучающихся  за границей и другие цели. Таким  образом, победителями станут мегапроекты, которые позволят получить на выходе системный продукт. Помимо этого  предполагается путем автономизации  предоставить учебным заведениям возможность  самостоятельной экономической  деятельности для получения дополнительных источников доходов. А образовательные  учреждения, не соответствующие необходимым  требованиям к уровню обучения, вообще могут быть лишены финансирования.

 

Федеральная целевая программа  предполагает также реализацию такого важного для системы образования  страны проекта, как введение нормативного подушевого финансирования образовательных  учреждений.

 

Программа состоит из системы  мероприятий в соответствии с  основными задачами сгруппированных  в четыре крупных блока по основным направлениям деятельности. Особенность  такой блочной структуры заключается  в том, что если финансовых средств  на какое-либо мероприятие будет  недостаточно, оно будет исключено, а средства между другими мероприятиями  перераспределяться не будут.

 

По замыслу разработчиков, в число которых входили и  специалисты Рособразования, основная задача программы -- системное преобразование российской школы в целом (как  общеобразовательной, так и высшей) для существенного повышения  эффективности использования бюджетных  средств и создания единой образовательной  информационной среды.

 

В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы  развития образования ее стратегическая цель -- обеспечить условия для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка  труда в качественном образовании  путем создания новых институциональных  и общественных механизмов регулирования  образовательной сферы, обновить ее структуру и содержание, развить  фундаментальность и практическую направленность образовательных программ, сформировать систему непрерывного образования. Для достижения стратегической цели необходимо решить комплекс конкретных задач в следующих конкретных областях: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных  услуг; повышение эффективности  управления в системе образования; совершенствование экономических  механизмов в сфере образования.

 

Основным результатом  реализации программы должно стать  обеспечение выравнивания доступа  к получению качественного образования  за счет введения образовательных программ для детей старшего дошкольного  возраста, введения профильного обучения в старшей школе, внедрения системы  оценки качества образования, создания системы непрерывного профессионального  образования. В числе ожидаемых  результатов следует особо назвать  опережающее развитие ряда ведущих  вузов, призванных стать центрами интеграции науки и образования, образцовой подготовки высокопрофессиональных кадров.

 

Реализация Федеральной  целевой программы развития образования  разбита на три этапа: первый этап (2006--2007 годы) предусматривает разработку моделей развития по отдельным направлениям, их апробацию, а также развертывание  масштабных преобразований и экспериментов; второй этап (2008--2009 годы) рассчитан  на осуществление мероприятий, обеспечивающих создание условий для реализации эффективных моделей, разработанных  на первом этапе; третий этап (2010 год) -- внедрение и распространение  результатов, полученных на предыдущих этапах.

 

Для оценки эффективности  решения задач программы разработана  система показателей и индикаторов, характеризующих ход ее реализации и воздействие программных мероприятий  на состояние системы образования. Наиболее значимые из них, отражающие стратегические приоритеты, -- развитие человеческого капитала и подготовка профессиональных кадровых ресурсов необходимого уровня квалификации; содействие укреплению институтов гражданского общества, улучшение  качества жизни населения.

 

В ходе реализации Федеральной  целевой программы развития образования  предполагается: более чем по 60% образовательных  областей разработать и внедрить принципиально новые стандарты  образования; в 1,3 раза в сравнении  с 2005 годом увеличить число программ профессионального образования, получивших международное признание, что позволит России выйти на международный рынок  труда; в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом  увеличить долю учащихся, обучающихся  с использованием информационных технологий; повысить рейтинг России в международных  обследованиях качества образования  до среднего по странам ОЭСР и др.

 

На финансирование мероприятий  программы помимо средств федерального бюджета будут привлечены средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а средства из внебюджетных источников будут сосредоточены на реализации совместных проектов в рамках федеральной  и региональных программ развития образования.

 

На реализацию Федеральной  целевой программы развития образования  в 2006--2010 годах выделены средства в  сумме 61,952 млрд рублей (в ценах соответствующих  лет), в том числе из федерального бюджета -- 45,335 млрд рублей, за счет бюджетов субъектов Российской Федерации -- 12,502 млрд рублей, из внебюджетных источников -- 4,116 млрд рублей.

 

Государственным заказчиком-координатором  Федеральной целевой программы  развития образования выступает  Минобрнауки, а государственными заказчиками -- Рособразование и Роснаука.

 

2.3 Инновационная педагогическая  деятельность в столице

 

В Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию, документах Государственного Совета от 24 марта 2006 года четко сформулировано, что будущее  нашей страны определяется не сырьевыми  запасами и природными ресурсами, а  интеллектуальным потенциалом, уровнем  развития науки, высоких технологий.

 

Для этого образование  в России обязано перейти в  особый инновационный режим развития, в котором возможно сохранить  лучшие традиции нашего народного образования  и одновременно учитывать мировые  тенденции развития образовательных  систем, соотносить наше образование  с мировыми нормами и стандартами.

 

Основополагающими принципами образования являются доступность, прозрачность, качество, непрерывность  и постоянное обновление, конкурентоспособность.

 

Важнейшим шагом на этом пути является приоритетный национальный проект "Образование", который ставит стратегические задачи инновационного развития образования.

 

В материалах доклада на Госсовете  сказано: "...педагогические вузы (и  без того весьма слабое звено отечественной  высшей школы) крайне неэффективны как  в профессиональном отношении, так  и с точки зрения использования  бюджетных государственных средств. Между тем, данное положение вполне устраивает педагогические вузы в плане  их корпоративных интересов, что  консервирует их избыточную численность, мешает избавиться от непрофильных видов  образовательной деятельности и  сконцентрироваться на главных задачах  по подготовке педагога нового времени, востребованного современным обществом  и всеми уровнями российского  образования. Реформа высшего педагогического  образования должна стать опережающей  по отношению к реформированию школы".

 

И столица показывает в  этом пример. Именно в вузах Департамента образования города Москвы идет формирование нового содержания педагогического  образования, не дожидаясь введения нового поколения государственных  стандартов педагогического образования:

 

-- существенное усиление  доли психолого-педагогического,  философско-культурологического и  эколого-гигиенического циклов;

 

нацеленность на практикоориентированное  обучение -- освоение инновационных  форм, методов; технологий учебной, воспитательной, организационной, проектной, психолого-консультативной  деятельности и коммуникаций;

 

введение одновременной  подготовки каждого будущего педагога общеобразовательной школы, как  по основному предмету, так и дополнительно (по желанию) по одному-двум;

 

включение в подготовку педагога начальной школы специализаций  по различным направлениям музыкального, художественного, театрального, технического, прикладного и народного творчества;

 

подготовка педагогических кадров к свободному владению компьютером, использованию информационно-телекоммуникационных технологий, баз знаний в образовательном  процессе;

 

годичная обязательная педагогическая практика (стажировка), включающая написание  и защиту квалификационной работы на основе осмысления опыта собственной  педагогической деятельности в контексте  широкой образовательной практики, а также сдача государственных  экзаменов;

 

создание при педвузах системы базовых образовательных  учреждений как инновационных и  ресурсно-методических центров для  развития образования в соответствии с потребностями регионов, а также  для организации эффективных  форм педагогической практики и стажировки.

 

Педагогические вузы Департамента образования города Москвы работают в инновационном режиме. Непосредственно  инновационное поле Московского  городского педагогического университета обеспечивают следующие блоки.

 

1. Материально-технический  блок:

 

современное оборудование (более 1200 компьютеров, локальная оптико-волоконная сеть, 41 компьютерный класс, 22 мультимедиа  класса), различные сервисные службы, современные лаборатории для  занятий;

 

учебно-лабораторные площади (18 учебных корпусов, учебный центр "Истра");

 

фундаментальная научная  библиотека (650 тыс. единиц хранения, электронный  каталог, российский и международный  книгообмен, система единого читательского  билета).

 

2. Блок научно-педагогического  состава:

 

профессиональная квалификация научно-педагогических кадров, профессиональное владение современными педагогическими  информационными технологиями (более 70% преподавателей с учеными степенями  и званиями, стажировки, повышение  квалификации);

 

преемственность и подготовка научно-педагогической смены (аспирантура, докторантура по 35 научным специальностям, диссертационные советы, Фонд поддержки  российского учительства, конкурсы "Учитель года" в номинации "Педагогический дебют", "Лидер  образования");

 

-- моральное и материальное  стимулирование (различные премии, доплаты из ВФУ, награды, дипломы,  грамоты, благодарности).

 

3. Учебно-воспитательный  блок:

 

-- структура и содержание  подготовки специалиста (подготовка  по 35 специальностям и 48 направлениям; непрерывная педагогическая практика; элективные авторские курсы и  программы, курсы по выбору);

 

-- контроль качества подготовки  специалистов (аттестация и аккредитация, Центр качества образования университета; Университетский научно-образовательный  округ).

 

4. Научно-исследовательский  блок:

 

-- информационно-аналитическая  работа (участие в правительственных  фондах, комиссиях, конкурсах; мониторинговая  служба; Дни науки, конференции, "круглые  столы"), экспертиза.

 

На межвузовской научно-практической конференции, организованной департаментом  образования города Москвы на базе Московского государственного педагогического  университета прошедшей летом прошлого года был поднят важнейший вопрос для развития образования РФ об инновационных  направлениях в педагогической деятельности:

 

Первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, доктор экономических наук, профессор  В.И. Лисов отметил обоснованность и значимость высшей школы в инновационном  развитии системы профобразования  столицы, ее особую роль в реализации приоритетного национального проекта "Образование", в создании основных предпосылок для прорыва в  инновационном развитии и укреплению конкурентоспособности образовательной  системы. Они обладают мощным научным, методическим и образовательным  потенциалом, активно участвуют  в реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих полномасштабное включение  российской высшей школы в Болонский  процесс; в совершенствовании качества и усилении практико-ориентированного характера профобразования, отвечающего  текущим и перспективным потребностям региона; в развитии университетских  комплексов.

Информация о работе Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии