Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 15:05, курсовая работа
Важнейшим элементом в процессе разработки маркетинговой стратегии являются знания о рынке. Анализ рынка необходим для последующего анализа потребителей и конкурентов, разработки маркетинговых планов и бизнес-планов. На основании результатов этого анализа принимаются решения о входе на новые рынки, выходе с рынков и способах обслуживания этих рынков. Для принятия грамотных управленческих решений необходимо знать тип структуры рынка, ведь от того, как взаимодействуют продавцы и покупатели на рынке напрямую зависит процесс ценообразования.
Введение……………………………………………….…………2
1.Рынок…………………………………………………….……..3
1.1 Рыночная структура…………………………………….……4
1.2 Конкуренция на рынке………………………………….……6
2. Инновации………………………………..………….………...9
2.1 Теория инноваций Й. Шумпетера………………………….11
2.2 Инновации и развитие………………………………………12
2.3 Инновации и конкуренция………………………………….13
3. Рынок инноваций………..……………………………………14
31. Анализ спроса на инновацию………………………………24
Заключение………………..……………………………………..29
Список используемой литературы……………………………..30
Родственным понятием является понятие радикальной или разрушающей
инновации.
Ее можно определить как инновацию,
оказывающую существенное воздействие
на рынок и на экономическую активность
фирм на этом рынке. Воздействие радикальной
инновации может, к примеру, изменить структуру
рынка, создать новые рынки или превратить
существующие продукты в устаревшие.
Теория
инноваций Йозефа Шумпетера.
Основы теории инноваций заложил выдающийся австро-американский ученый экономист и социолог Йозеф Шумпетер – как часть его теории экономического развития. Несмотря на то, что его основные работы в области экономического развития вышли в свет в первой половине прошлого века, они, в основном, сохранили свое значение до наших дней. Основополагающая роль работ Шумпетера в создании теории инноваций является общепризнанной.
Одним из важнейших положений этой теории является подразделение инноваций на постепенные (инкрементальные) улучшения (эта тема получила дальнейшее углубление и развитие в японской школе менеджмента качества в форме концепции “кайзен”-непрерывных улучшений) и радикальные, революционные инновации, которые приводят к исчезновению и появлению целых отраслей.
Йозеф Шумпетер показал, что экономическое развитие продвигают инновации – в ходе динамического процесса, в котором новые технологии заменяют старые, назвав этот процесс “творческим разрушением”. С точки зрения Шумпетера,“радикальные” инновации порождают масштабные революционные изменения, тогда как улучшающие, “инкрементальные” инновации непрерывно продвигают вперед процесс изменений. В своей работе 1934г. Шумпетер предложил перечень пяти типов инноваций:
1) освоение новых продуктов,
2) внедрение новых методов производства;
3) открытие новых рынков;
4) развитие новых источников обеспечения исходными ресурсами:
материалами, компонентами и оборудованием;
5) создание
новых рыночных структур в
отрасли.
Инновации и развитие
Согласно Шумпетеру, инновации – локомотив развития стран, отраслей и предприятий. Экономическое развитие, на уровне мировой и национальных экономик, продвигают инновации – в ходе динамического процесса, в котором новые продукты, технологии и рыночные стратегии заменяют старые. Развитие экономик реализуется через развитие отраслей, которое продвигается инновациями. Новые отрасли обязаны своим появлением инновациям. Старые отрасли либо исчезают со временем, уступая место новым, либо выживают вновь и вновь. Те, которые выживают, обязаны своим выживанием своевременному обновлению.
Развитие
компаний также продвигают инновации.
Компании реализуют инновации для достижения
целей своих стратегий развития – повышения
конкурентоспособности и расширения бизнеса.
Мерилом коммерческого успеха компании
являются продажи продукции – выручка
и прибыль.
Инновации
и конкуренция
Шумпетер
в своих работах выявил значение
инноваций как инструмента
«…до сих пор в центре внимания экономистов все еще находится конкуренция, протекающая в рамках неизменных условий, в частности, неизменных методов производства и организационных форм. Но, вопреки учебникам, в капиталистической действительности преобладающее значение имеет другая конкуренция, основанная на открытии нового товара, новой технологии, нового источника сырья, нового типа организации. Эта конкуренция обеспечивает решительное сокращение затрат или повышение качества, она угрожает существующим фирмам не незначительным сокращением прибылей и выпуска, а полным банкротством.
По своим последствиям такая конкуренция относится к традиционной, как бомбардировка к взламыванию двери. В этих условиях степень развития традиционной конкуренции не так уж важна: мощный механизм,
обеспечивающий прирост производства и снижение цен, все равно имеет иную природу».
Йозеф Алоиз Шумпетер,
Капитализм,
социализм и демократия.
Когда
речь идет о значительных для отрасли,
радикальных инновациях, освоение таких
инноваций является для всех конкурирующих
фирм не вопросом выбора, а вопросом выживания,
ибо игнорирование таких инноваций фирмой
ведет к потере конкурентоспособности.
Рынок инноваций.
Авторы, попытавшиеся собрать известные определения в одном словаре, приводят такие определения: «Рынок новшеств - система экономических форм и механизмов, связанных с инновационным предпринимательством, условиями и местом реализации товаров-новшеств»; «Рынок новаций - наличие товаров, являющихся научным и научно-техническим результатом, т.е. продуктом интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными и другими законодательными актами» (Словарь инновационных терминов, Мингалёва, Григорьян). Второе определение, которое кажется более точным, таковым является только на первый взгляд, поскольку говорится в нём только о товаре и его особенностях, но вовсе не о рыночных взаимоотношениях.
Перечислим, прежде всего, основные видовые отличия рынка инноваций от других рынков.
Во-первых, следует отметить, что в качестве основы товара выступает не какой-либо материальный объект, а идея – идея о том, как улучшить процесс производства; идея о том, как произвести более качественный товар; идея о том, как наилучшим образом организовать процесс производства, идея о новом товаре и т.п. Идея, ставшая чей-либо собственностью, является тем товаром, к которому в результате прохождения через рынок прибавляются новые потребительские свойства: проектная документация, опытные образцы и т.п. Именно в этом отличие рынка инноваций от других рынков. Очень редки случаи, когда запатентованная идея сразу же приобретается конечным потребителем.
Поэтому мы можем дать такое предварительное определение рынка инновации: рынок инноваций представляет собой рынок, на котором первичный товар в форме идеи о новшестве в ходе продвижения от собственника товара к его конечному потребителю меняет свою форму, приобретая новые потребительские свойства и материализуясь в продукт, годный к использованию в производстве (Светуньков, Ишутин, 2009).
Разберем структуру рынка, его участников и их взаимодействие. Структуру рынка инноваций, строго говоря, никто не описал. В лучшем случае описаны его участники. Поэтому учёные предпочитают говорить о рыночном механизме инноваций, но вовсе не о рынке, который и является этим самым механизмом. Например: «Современный инновационный механизм, отвечающий условиям рыночной переходной экономики, включает следующие основные элементы:
В этом перечне механизма-то и нет. Есть только некоторый весьма условный перечень элементов. В дальнейшем, описывая каждый из элементов, авторы не рассматривают их во взаимодействии, то есть рассматривают их вне самого рыночного механизма.
Изучая инновационный процесс, учёные предпочитают говорить об «инновационной модели», а не о структуре рынка, как следовало бы ожидать.
Так в чём же особенности рынка инноваций, какова его структура, и где тот самый рыночный механизм – состязательности спроса и предложения? Увы, многочисленные научные работы, находящиеся в открытом доступе, обходят молчанием эти вопросы, предпочитая рассказывать о структуре НИОКР, государственной поддержке инноваций в виде налогов и дотаций, о создании технопарков или о количестве запатентованных идей и лицензировании и т.п.
Принципиальное отличие рынка инноваций от других рынков заключается в том, что сам товар на каждом этапе рыночных взаимодействий претерпевает изменения по форме и по содержанию. Поэтому, рассматривая роль каждого участника рынка инноваций, мы должны иметь в виду и это обстоятельство.
Рынок инноваций начинается с новой идеи, которая нацелена на улучшение некоторого процесса или объекта – предмета человеческой деятельности. Опуская всё многообразие видов инновационных идей, ограничимся тем, что у каждой идеи есть автор, хорошо разбирающийся в проблемах той области человеческой деятельности, на усовершенствование которой и направлено его предложение.
Новая идея, какой бы гениальной она не была, так и останется идеей, если она не включена в хозяйственный оборот в виде товара. Идея, являясь формой материи, относится к её информационному виду. Информация, как известно, может быть зафиксирована в определённых кодах. В хозяйственной деятельности информация о новшестве фиксируется в виде специального свидетельства или патента, которое закрепляет право собственности автора идеи на эту идею. Именно в этот момент и возникает инновация как товар.
Все инновационные процессы, которыми управляют в рамках одного предприятия (инновационный менеджмент) исключены из системы рыночных отношений и в формируемой теории инноваций они не рассматриваются. Более того, подавляющая часть научных работ в области инноваций посвящена именно этой части инновационного процесса. Думается, что именно поэтому мы и не можем найти толковое объяснение тому – что же такое рынок инноваций. Главная проблема теории инноваций, что она не разделяет два процесса – инновации на рынке, и инновации на предприятии. Уделим основное внимание инновациям как товару, который включён в систему рыночных отношений.
Итак, инновации как товар возникают как право собственности на новую идею. В развитых странах мира существует широкая сеть патентных организаций, которые, прежде чем официально зафиксировать право собственности на идею, тщательно проверяют её на степень оригинальности для того, чтобы на рынке не появилось, например, сразу два правообладателя на одну и ту же идею. Следовательно, инновация как товар представляет собой уникальный товар, аналогов которому практические нет, поскольку по определению, патент или свидетельство отмечает отличие этой новой идеи от других уже высказанных кем-то.
В случае рынка инноваций мы по определению имеем место с неоднородностью товара, более того – с его уникальностью. Из этого следует очевидный вывод - обладатель права собственности на инновационную идею является монополистом на рынке инноваций, поскольку никто другой не имеет права продавать эту идею как товар. Другое дело, что разные идеи могут по-разному удовлетворять одну и ту же потребность, но такое разделение будет рассмотрено особо.
Прежде, чем рассмотреть дальнейшее продвижение этого товара в системе рыночных отношений, следует ответить на вопрос о том, как, собственно говоря, идея возникает? Какие условия способствуют или наоборот, - сдерживают появление новых идей?
Для ответа на эти вопросы, следует обратить внимание на то, в каких странах чаще всего регистрируют право собственности на инновационные идеи. Здесь мы увидим точную закономерность – чем больше средств в стране выделяется на фундаментальную науку и образование, тем большее количество патентов приходится на эту страну. Таким образом, необходимое условие для возникновения новой идеи, которая может быть оформлена в виде права собственности и стать товаром, является наличие людей, способных творить новое. Понятно, что в любой нации и в любой стране людей, способных на творчество, примерно одинаково. Но заниматься творчеством, в том числе и научным, может только человек, обладающий:
Из первого и второго условия следует, что в стране, которая собирается идти по инновационному пути развития должна быть высокоразвитая система среднего и высшего образования. Чем выше этот уровень, тем больше способных к творчеству людей получат возможность эту способность реализовать. Третье условие выполняется в том случае, когда люди, обладающие творческими способностями, и получившие образование высокого уровня, имеют возможность заняться творчеством, не отвлекаясь от него. Очевидно, что учёный, получивший самое лучшее образование, но получающий мизерное вознаграждение за свой труд, будет вынужден всё время тратить на поиски дополнительной работы для дополнительных заработков и выполнение этой работы. В такой ситуации, даже обладая новыми решениями, он не сможет их реализовать – всё имеющееся для этого время он тратит на то, чтобы выжить.