Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:36, курсовая работа
Итоги последних лет свидетельствуют о возникновении некоторых тенденций улучшения экономической ситуации в стране. Однако анализируя 12-летний период рыночных преобразований в РФ, можно отметить, что большинство социально-экономических показателей ухудшились примерно вдвое. Имея огромные природные ресурсы, значительный научно-производственный и кадровый потенциал, Россия плетется в хвосте мирового сообщества по качеству жизни, производительности труда и эффективности использования ресурсов, качеству товаров, конкурентоспособности различных объектов и другим показателям.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации
1.2 Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
г. Зеленогорск
КУРСОВАЯ РАБОТА
Предмет: "Инновационный менеджмент"
Тема: "Способы и методы государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации"
Выполнила студентка 4 курса
заочного отделения
специальность 0611
Соловьева Римма Ивановна
2010г.
План
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации
1.2 Внебюджетные формы
поддержки инновационной
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Введение
Итоги последних лет свидетельствуют
о возникновении некоторых
Основными причинами такого положения являются следующие:
1. Попытка спонтанного
(без стратегии) перехода с
административно-плановой
Переходная экономика -- это "невидимая рука рынка" плюс "видимая рука" научно обоснованного государственного регулирования плюс механизм глобальной мировой конкуренции. Промежуточная переходная экономика значительно сложнее как плановой, так и рыночной. В условиях российской действительности на переходном этапе как будто сконцентрировались все недостатки и проблемы обоих видов экономики. Этот аспект наши "реформаторы" в начале 1990-х гг. не учли, в настоящее время он тоже не принимается во внимание в полной мере.
2. Переход с 1992 г. с естественно-научного (немецкого) подхода к подготовке специалистов, применявшегося в России в течение 300 лет, к гуманитарному подходу. В связи с этим экономику, менеджмент (управление) и маркетинг в российских вузах стали изучать по упрощенным информационно-описателъным книгам западных (в основном американских) авторов, написанным для условий сформировавшихся рыночных отношений, т. е. книгам, малопригодным для российских переходных условий. Упрощение, или примитивизация, методов и процедур решения организационно-технических и экономико-управленческих проблем и задач резко снизило эффективность и конкурентоспособность управляемых объектов и страны в целом.
Отказ на всех уровнях управления от методов научного планирования: системного анализа, прогнозирования, оптимизации, программно-целевых методов и др. В условиях переходной экономики следует не отказываться от планирования, а наоборот, резко повышать его качество на всех уровнях управления, по всем проблемам.
Разработка законопроектов не для переходной экономики, а сразу для рыночной.
Слабое государственное регулирование экономики, сложных многоаспектных проблем повышения ее конкурентоспособности.
Слабая государственная власть, неспособная эффективно бороться с коррупцией, снижать преступность, сохранять культуру, духовность и здоровье человека и российского общества в целом, повышать качество жизни. Исследования показывают, что важнейшим фактором увеличения эффективности использования потенциала страны в настоящее время является повышение качества (конкурентоспособности) управленческих решений, которые, как известно, разрабатываются экономистами и менеджерами. Поэтому обеспечение конкурентоспособности руководителей, экономистов и менеджеров является главным условием повышения конкурентоспособности организации. Особенно это важно в связи с присоединением России к Всемирной торговой организации, механизм функционирования которой резко усиливает глобальную мировую конкуренцию.
1. Теоретическая часть
1.1 Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации
Государственное регулирование
экономики и инновационных
Главная функция государства в условиях рыночных отношений -- защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.
Для выхода из кризиса необходимо
разработать стратегию
реструктуризация научно-
создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не используемых по назначению;
разработка системы
совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;
разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс;
создание в финансово-
формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-технических работников, ученых и специалистов;
образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность (Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере и др.), ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;
формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий;
¦ разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.
Инструментами государственного регулирования должны стать:
социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;
государственно-
федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;
государственные заказы и
современные контрактные
индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;
механизм интеграции регуляторов и структур.
К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относят следующие:
аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
координацию инновационной деятельности;
стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
кадровое обеспечение инновационной деятельности;
формирование научно-
институциональное обеспечение
инновационных процессов в
обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
повышение общественного
статуса инновационной
региональное регулирование инновационных процессов;
регулирование международных аспектов инновационных процессов.
К формам государственной
поддержки научной и
прямое финансирование;
предоставление индивидуальным
изобретателям и малым
создание венчурных
снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;
создание сети технополисов, технопарков и т. п.
Основными направлениями
государственной поддержки
содействие повышению
инновационной активности, обеспечивающей
рост конкурентоспособности
ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
сочетание государственного
регулирования инновационной
содействие развитию
инновационной деятельности в
регионах России, межрегиональному
и международному трансферту
технологий, международному
В России уже введен
ряд льгот по инновационной
деятельности малых
Созданы специализированные
государственные органы -- Госкомитет
РФ по поддержке и развитию малого
предпринимательства и
Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.
Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научнотехнической и инновационной политики. В этом аспекте весьма важен Закон РФ "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. Этот документ:
установил стратегию, принципы и порядок формирования государственной научно-технической политики;
определил место научной
и научно-технической
закрепил виды научных
организаций, множественность источников
финансирования отрасли, принципы управления
научной деятельностью, основные формы
воздействия органов
отразил правовые основы регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества.
Организационный механизм государственного
регулирования инновационной