Способы и методы государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Итоги последних лет свидетельствуют о возникновении некоторых тенденций улучшения экономической ситуации в стране. Однако анализируя 12-летний период рыночных преобразований в РФ, можно отметить, что большинство социально-экономических показателей ухудшились примерно вдвое. Имея огромные природные ресурсы, значительный научно-производственный и кадровый потенциал, Россия плетется в хвосте мирового сообщества по качеству жизни, производительности труда и эффективности использования ресурсов, качеству товаров, конкурентоспособности различных объектов и другим показателям.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации
1.2 Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

олеся курсач.docx

— 40.72 Кб (Скачать файл)

 

Предпринимательский 

Все организации и предприятия, основная деятельность которых связана  с производством продукции или  услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в  собственности государства. Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации 

 

Высшее образование 

Университеты и другие высшие учебные заведения независимо от источников финансирования или правового  статуса. Научно-исследовательские  институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем вузов, или управляемые  ими, или ассоциированные с ними. Организации, непосредственно обслуживающие  высшее образование, Министерство образования  и науки РФ 

 

Частный бесприбыльный (некоммерческий) 

Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профсоюзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством (тогда  они относятся к госсектору). Частные  Индивидуальные организации 

 

 

 

Перечисленные в таблице  научные организации и предприятия  по источнику финансирования относятся  к госбюджетным и внебюджетным.

 

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие:

 

государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;

 

создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в том числе лизинговых) льгот инноваторам;

 

включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;

 

государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента  государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими  документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;

 

государственное обеспечение  инновационной деятельности информацией;

 

проведение государственной  протекционистской политики во внешнеэкономической  деятельности инноваторов;

 

оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);

 

государственная поддержка  инноваторам в осуществлении ремонта сложной техники;

 

оказание государством помощи в углублении внутренней и международной  кооперации;

 

создание системы федеральных  внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;

 

осуществление государственного учета и контроля использования  средств внебюджетных фондов и др.

 

Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды  образуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ, утвердившим "Порядок  образования и использования  отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и  опытно-конструкторских работ" от 12 апреля 1994 г. № 315 (в редакции Постановления  Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 898).

 

Субъектами образования  внебюджетных фондов являются:

 

Министерство образования  и науки РФ (образует Российский фонд технологического развития);

 

федеральные министерства -- внебюджетные фонды соответствующих министерств;

 

иные федеральные органы исполнительной власти -- внебюджетные фонды ведомств;

 

корпорации, концерны и ассоциации (далее -- объединения) могут образовывать внебюджетные фонды объединений.

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ внебюджетные фонды  формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере  до 1,5 % от себестоимости реализуемой  продукции. Суммы отчисленных средств  во внебюджетные фонды предприятия (организации) включают в себестоимость  продукции в соответствии с Указом Президента РФ "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" от 22 декабря 1993 г. № 2270.

 

Данным указом освобождена  от налогообложения прибыль предприятий (организаций), направленная на проведение ими научно-исследовательских работ, а также в Российский фонд фундаментальных  исследований и Российский фонд технического развития, но не более 10 % налогооблагаемой прибыли в общей сумме.

 

Предприятия и организации  не производят отчисления во внебюджетные фонды, если реализуемая продукция  изготавливается для государственных  нужд и ее производство финансируется  за счет бюджетных ассигнований.

 

Предприятия и организации  на договорной основе ежеквартально  производят отчисления средств во внебюджетные фонды:

 

предприятия и организации, входящие в объединение, -- во внебюджетный фонд объединения, в котором они состоят;

 

предприятия и организации, входящие в несколько независимых  друг от друга образующих внебюджетные фонды объединений, -- во внебюджетный фонд объединения по своему выбору;

 

предприятия и организации, не входящие в объединение, но находящиеся  в ведении федерального министерства или иного федерального органа исполнительной власти, -- во внебюджетные фонды соответствующего министерства или ведомства;

 

предприятия и объединения, не входящие в объединение и не находящиеся в ведении федерального министерства и ведомства или  иного органа исполнительной власти, -- в любой из вышеуказанных внебюджетных фондов по своему усмотрению.

 

В соответствии с Указом Президента РФ "О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации" от 27 апреля 1992 г. № 426 федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти, а также  объединения ежеквартально перечисляют  в Российский фонд технологического развития 25 % средств, поступающих в  их внебюджетные фонды. В то же время федеральные министерства и иные органы исполнительной власти для финансирования НИОКР, по которым они являются государственными заказчиками, могут на добровольной основе консолидировать в своих внебюджетных фондах часть средств внебюджетных фондов объединений, находящихся в составе или в ведении указанных федеральных органов.

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. № 315 Миннауки РФ осуществляет регистрацию  внебюджетных фондов, ведет их реестр и извещает о внесении указанных  фондов в реестры Минфина РФ, Минэкономразвития  РФ, Федеральной службы государственной  статистики и Государственной налоговой  службы РФ.

 

В более чем 20 федеральных  министерствах, госкомитетах и ведомствах созданы и действуют внебюджетные фонды НИОКР, а в Министерстве транспорта РФ зарегистрированы внебюджетные фонды НИОКР по отдельным отраслевым департаментам, например на воздушном  транспорте, на морском транспорте, в дорожном хозяйстве, на речном транспорте, на автомобильном и городском  электрическом транспорте и др.

 

Внебюджетные фонды НИОКР  не имеют прав юридических лиц, а  действуют от имени органов, в  которых образованы, и на основании  положений, утверждаемых органами, образовавшими  эти фонды. Средства из внебюджетных фондов направляются на финансирование НИОКР, работ по стандартизации, сертификации, охране труда, созданию НТД и т. д.

 

Существенную роль в развитии инновационной деятельности играет Постановление Правительства РФ "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" от 19 августа 1994 г. № 967, в  котором в целях формирования условий для развития высокотехнологических  отраслей экономики и внедрения  прогрессивных машин и оборудования предприятиям предоставляется право  применения механизма ускоренной амортизации  активной части ОПФ.

 

Значительную роль в развитии инновационного предпринимательства  играет также Указ Президента РФ "О  частных инвестициях в Российской Федерации" от 17 сентября 1994 г. № 1928 (в редакции указов Президента РФ от 20 января 1996 г. № 70 и от 16 апреля 1996 г. № 565), принятый в целях привлечения  частных инвестиций. В нем предусматривается ежегодное выделение средств федерального бюджета в размере 0,5 % ВВП на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, подготовленных с участием коммерческих структур, при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Этим же документом установлено, что право на участие в конкурсе имеют высокоэффективные инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием "точек роста" экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20 % собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет. Проекты на конкурс предоставляются в Минэкономразвития РФ и должны содержать бизнес-план и заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной (независимой) экспертизы.

 

При запуске в производство инновационного продукта предприятиям в научно-технической сфере в  некоторых случаях требуется специфическое оборудование, отсутствующее у них, как и средства на его закупку. В подобной ситуации выходом является заключение договоров о лизинге, в связи с чем важными документами, способными поддержать инновационные проекты, служат Постановления Правительства РФ "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации" от 27 июня 1996 г., "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" от 29 июня 1995 г. № 633 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 528), а также "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд" от 29 апреля 1996 г. № 523, "О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства" от 4 декабря 1995 г. № 1184 и др.

 

Большая роль в поддержке  и развитии инновационной деятельности принадлежит не только законодательной  базе, но и формированию в стране соответствующей инфраструктуры. Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов инновационного предпринимательства имеет первостепенное значение.

 

Определяющее место в  структуре федеральных органов  регулирования и поддержки инновационного предпринимательства занимают Президент  Российской Федерации и высшие законодательные  органы: Федеральное собрание, Государственная  дума, а также Правительство РФ, министерства и ведомства.

 

Создание бюджетных и  внебюджетных федеральных фондов для  содействия завершению рентабельных научных  проектов, включая патентование за рубежом и сертификацию мирового уровня, что необходимо для выхода отечественных инновационных фирм на зарубежный рынок, делается для преодоления  недостатков существующей системы  финансирования инновационных проектов и для ускорения продвижения  на рынок наиболее перспективных  разработок. Число внебюджетных фондов возросло с 57 в 1994 г. до 71 в 1996 г.

 

Для осуществления государственной  поддержки высокоэффективных инновационных  проектов Постановлением Правительства  РФ от 26 августа 1995 г. был создан Федеральный  фонд производственных инноваций, который  на возвратной основе должен поддерживать инновационные проекты, способные  инициировать прогрессивные сдвиги в промышленности.

 

Значительное влияние  на развитие инновационного предпринимательства  в России оказывает деятельность Российского фонда фундаментальных  исследований, образованного согласно Указу Президента РФ "О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации" от 27 апреля 1992 г. № 426.

 

С целью стимулирования и  поддержки инновационной деятельности в сфере электронной техники  Постановлением Правительства РФ от 12 января 1995 г. № 31 создан Федеральный  фонд развития электронной техники  для обеспечения реализации Федеральной  целевой программы "Развития электронной  техники в России", одобренной Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 453. Филиалы фонда есть в Санкт-Петербурге, Саратове, Воронеже и Новосибирске. Основной задачей фонда является целевое финансирование разработок высоких наукоемких технологий, конкурентоспособных изделий электронной техники и других работ, проводимых в рамках указанной программы. Функции головной организации по научно-техническому, методическому и информационному обеспечению фонда возложены на ЦНИИ "Электроника".

 

Постановлением Правительства  РФ от 29 июня 1992 г. № 442 образован Федеральный  экологический фонд Российской Федерации  для решения неотложных природоохранных  задач и поддержки инновационной  деятельности в этой сфере. Средства фонда формируются за счет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; отчислений от доходов предприятий и организаций, образуемых фондом; добровольных взносов физических и юридических лиц и иных источников. Из средств фонда финансируются научно-технические исследования, разработки, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

 

В целях создания инжиниринговых центров по внедрению нововведений Правительство РФ Постановлением от 15 апреля 1994 г. одобрило федеральную  инновационную программу "Российская инжиниринговая сеть технических нововведений (Инжиниринг-сеть России)".

 

Основные направления  деятельности "Инжиниринг-сети":

 

интеграция с международной инжиниринг-сетью;

 

формирование сети федеральных  научно-технических центров нововведений;

 

создание траст-фонда (банка) инжиниринг-сети России;

 

повышение активности инжиниринг-сети через инкубацию "под ключ" фирм малого и среднего бизнеса;

 

интеграция инжиниринг-сети с сетью высшего образования;

 

формирование конкурентоспособной  сети инжиниринга для системного и ускоренного решения экологических  проблем;

 

создание через региональный инжиниринг предприятий малого бизнеса (включая фермерство);

 

активизация ресурсов конверсируемых предприятий за счет малозатратного формирования холдинг-инжиниринговых сетей, а затем организация с их помощью производственных холдингов.

 

Одним из важнейших направлений  создания инновационной инфраструктуры в России является основание инновационных  центров, технологических парков и  инкубаторов малых фирм и других структур, которые поддерживают деятельность наукоемких инновационных предприятий  и способствуют передаче на рынок готовой научно-технической продукции. В России действуют более 40 научных и технологических парков, в которые входят свыше 80 инновационных фирм и 150 сервисных предприятий.

Информация о работе Способы и методы государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации