Способы и методы государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Итоги последних лет свидетельствуют о возникновении некоторых тенденций улучшения экономической ситуации в стране. Однако анализируя 12-летний период рыночных преобразований в РФ, можно отметить, что большинство социально-экономических показателей ухудшились примерно вдвое. Имея огромные природные ресурсы, значительный научно-производственный и кадровый потенциал, Россия плетется в хвосте мирового сообщества по качеству жизни, производительности труда и эффективности использования ресурсов, качеству товаров, конкурентоспособности различных объектов и другим показателям.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации
1.2 Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

олеся курсач.docx

— 40.72 Кб (Скачать файл)

 

Общие вопросы инновационной  политики находят отражение в  указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие  Отдел науки и образования  Администрации Президента. В 1995 г. при  Президенте РФ создан Совет по научно-технической  политике -- консультативный орган. Основными задачами совета являются:

 

информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической  сфере в стране и за рубежом;

 

разработка предложений  о стратегии научно-технической  политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации;

 

анализ и экспертиза поступающих  на заключение Президента проектов законодательных  актов по научно-техническим вопросам;

 

подготовка предложений  о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам;

 

участие в подготовке официальных  документов и материалов по научно-техническим  вопросам для Президента РФ.

 

Органы законодательной  власти РФ -- Государственная дума и Совет Федерации -- имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты -- Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.

 

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной  областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства. Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

 

Министерство образования  и науки РФ является центральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической  политики в области образования  и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:

 

организация научно-технического прогнозирования;

 

выбор и оценка приоритетных направлений развития образования, науки и техники;

 

разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;

 

создание государственных  научно-технических программ и проектов;

 

методическое руководство  подготовкой кадров региональных и  межрегиональных научно-технических  программ;

 

финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;

 

создание и развитие благоприятной  среды для научной и инновационной  деятельности;

 

формирование соответствующих  систем экономического стимулирования и организационных структур;

 

организация условий для  опережающего развития фундаментальных  научных исследований;

 

обеспечение формирования государственной  политики в области международных  связей в сфере образования, науки  и техники и др.

 

Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:

 

непосредственно разрабатывает  государственную инновационную  политику;

 

устанавливает приоритеты в  развитии народного хозяйства страны и ее регионов;

 

определяет основные направления  инвестиционной политики, в том числе  меры по стимулированию инновационной  активности;

 

организует разработку федеральных  целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению  первоочередных социально-экономических  проблем.

 

Минфин РФ осуществляет бюджетное  обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

 

Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов  показана на рис. 1.

 

Рис.1. Структура механизма  государственного регулирования инновационных  процессов в Российской Федерации.

 

Задачи каждого элемента, вошедшего в структуру механизма  государственного регулирования, вкратце  были рассмотрены выше.

 

Предлагаются меры государственного регулирования научно-технической  политики в целом по промышленности РФ и по отдельным технологическим  укладам.

 

К мерам государственного регулирования для всей промышленности РФ относятся следующие:

 

1. Согласование ценовой  политики с принятой государственной  структурой политикой. Кризис  нельзя ликвидировать без государственного  регулирования цен.

 

2. Формирование финансово-промышленных  групп, крупных корпораций, холдинговых  компаний, охватывающих технологически  связанные цепочки предприятий,  путем:

 

предоставления приоритетного  права на приобретение пакетов акций  предприятий;

 

снятия ограничений на деятельность инвестиционных фондов и  предоставления налоговых льгот;

 

содействия формированию системы взаимодействия крупных  предприятий с малыми и средними.

 

Распределение прав и полномочий по управлению предприятиями различных  уровней: федерального, регионального, местного.

 

Регулирование степени открытости внутреннего рынка.

 

Меры по государственной  поддержке отраслей пятого технологического уклада России.

 

Внутренний спрос на продукцию  этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника, биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника) должен генерироваться государством, а продажа на внешний рынок -- контролироваться.

 

Государственная поддержка  сбыта продукции на внешний рынок.

 

Государственная поддержка  формирования совместных предприятий.

 

Создание и организация  функционирования государственных  и государственно-Частных лизинговых фирм.

 

Формирование и оплата госзаказа на высокотехнологичную  продукцию.

 

Оказание государственного содействия при создании вертикально  интегрированных холдинговых структур, включающих в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытные и  серийные предприятия, путем предоставления головной компании пакета акций.

 

Меры по государственной  поддержке отраслей третьего и четвертого технологических укладов России.

 

Стимулирование внутреннего  и внешнего спроса на потребительские  товары, выпускаемые отечественными предприятиями, путем роста заработной платы.

 

Ипотечное кредитование населения  в целях стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования.

 

Предоставление населению  кредитов.

 

Направление бюджетных средств  только на приобретение отличной продукции.

 

Развитие лицензионных и  сборочных производств предметов потребления совместно с ведущими зарубежными фирмами.

 

Содействие в формировании собственной сбытовой сети.

 

Создание в России информационных систем по всем видам выпускаемой  продукции.

 

Государственное регулирование  международных связей в инновационной  сфере должно базироваться на ряде общих принципов, таких как взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон, рациональное сочетание либерализации и протекционизма и т. п. Как и при воздействии на внутренние научно-инновационные процессы, здесь используются прямые и косвенные связи.

 

Государство может инициировать и непосредственно финансировать  из бюджетных средств двусторонние и многосторонние международные  инновационные программы, деятельность международных исследовательских  организаций и технологических  центров и т. д. Среди косвенных  методов регулирования можно  назвать как общеэкономические (например, налоговые и кредитные льготы участникам), так и специфические: таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные  патентно-лицензионные механизмы и  др.

 

В перечне инструментов государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества отмечаются также:

 

выбор и рационализация приоритетных направлений сотрудничества;

 

финансирование кадровых обменов;

 

подключение к мировым  системам научно-технической информации;

 

включение в мировое технологическое  пространство путем введения в стране международных стандартов и норм;

 

оказание юридических, посреднических, консультационных и других услуг  участникам сотрудничества;

 

поддержка международных  контактов малого и среднего инновационного бизнеса;

 

государственное стимулирование зарубежных инвестиций в инновационную  сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за границей;

 

зарубежное патентование за государственный счет;

 

закупка зарубежной научно-технической  литературы;

 

привлечение зарубежных экспертов  к оценке масштабных программ и проектов и другие инструменты.

 

В России в настоящее время  происходит формирование законодательных  и организационных предпосылок  государственного регулирования сотрудничества. Действуют законы "О защите инвестиций", "О таможенном тарифе", "О  соглашениях о разделе продукции" и др. Введен ряд льгот по уплате налога на прибыль для предприятий с иностранным участием. Предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в Россию в качестве оказания безвозмездного технического содействия по линии государств, правительств, международных организаций, а также ввозимых периодических печатных изданий, книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой. Не облагаются налогом на прибыль и подоходным налогом гранты, полученные организациями и физическими лицами от иностранных благотворительных обществ.

 

Первостепенное значение для активизации российского  участия в мировых научно-технических  связях имеет подключение страны к деятельности Всемирной торговой организации, конвенциям об охране прав на объекты интеллектуальной собственности  и другим международным соглашениям.

 

Правительством РФ принята  Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных  инвестиций в российскую экономику. Одна из ее целей -- привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достижений. Вложения зарубежных партнеров должны способствовать реализации невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию импортозамещающих производств, созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства. При этом предусматривается расширение практики проведения международных инвестиционных конкурсов (тендеров). При Минэкономразвития РФ создан Российский центр содействия иностранным инвестициям. Не менее значимыми для включения России в международное разделение труда на инновационной базе являются разрабатываемые в настоящее время Федеральные программы развития экспорта и расширения научно-технического содействия зарубежным странам в сооружении и эксплуатации промышленных объектов. В целях государственного содействия реализации международных прикладных проектов при Миннауки создан Российский дом международного научно-технического сотрудничества.

 

В систему государственного регулирования входит также экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки из РФ инновационных разработок, в первую очередь технологий двойного назначения, в страны, где их использование  может нанести ущерб безопасности экспортера и мирового сообщества. Для России весьма актуально участие в многосторонних системах экспортного контроля, прежде всего подключение к Васенаарским соглашениям, подписанным взамен бывшего КОКОМ. С этой целью разработан список технологий и товаров, экспорт которых подлежит контролю. Вывоз лицензируется МВС РФ и Комитетом по военно-технической политике на основании заключений Федеральной службы по валютному и экспортному контролю.

 

Государственные стратегия  и тактика в области международной  научно-технической кооперации должны быть дифференцированы по странам и  регионам мира, что позволяет увеличить  суммарную эффективность международных  связей.

 

Наряду с укреплением  научно-технических контактов с  ведущими государствами Запада России в ближайшей перспективе предстоит  активизировать взаимодействие с новыми индустриальными странами, развивающимися государствами, а также восстановить связи с Восточной Европой, СНГ  и ближним зарубежьем.

 

Доступ к мировым инновационным  ресурсам, а также рынкам инновационной  продукции значительно облегчается  активным участием страны в работе международных организаций инновационного профиля, таких как ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНКТАД, ЮНИДО, МАГАТЭ и многие другие.

 

экономика инновационный новаторский внебюджетный

 

1.2 Внебюджетные формы  поддержки инновационной деятельности  в Российской Федерации

 

В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати (1993 г.) и России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по. организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ (табл. .1).

 

 Таблица 1 Секторы науки  и их содержание

 

Сектор науки 

Содержание сектора 

 

Государственный 

Организации министерств  и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом, включая федеральные  и местные органы (государственное  управление, оборона, общественный порядок, здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.). Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью  или в основном финансируемые  и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся  к высшему образованию. Эти организации  в первую очередь обслуживают  правительство и не ставят своей  задачей получение прибыли, а  в основном занимаются исследовательской  деятельностью, касающейся общественных и административных функций 

Информация о работе Способы и методы государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации