Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:36, курсовая работа
Итоги последних лет свидетельствуют о возникновении некоторых тенденций улучшения экономической ситуации в стране. Однако анализируя 12-летний период рыночных преобразований в РФ, можно отметить, что большинство социально-экономических показателей ухудшились примерно вдвое. Имея огромные природные ресурсы, значительный научно-производственный и кадровый потенциал, Россия плетется в хвосте мирового сообщества по качеству жизни, производительности труда и эффективности использования ресурсов, качеству товаров, конкурентоспособности различных объектов и другим показателям.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации
1.2 Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. В 1995 г. при Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике -- консультативный орган. Основными задачами совета являются:
информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом;
разработка предложений
о стратегии научно-
анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам;
подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам;
участие в подготовке официальных документов и материалов по научно-техническим вопросам для Президента РФ.
Органы законодательной власти РФ -- Государственная дума и Совет Федерации -- имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты -- Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.
Основным органом, координирующим
деятельность министерств и ведомств
в научно-технической и
Министерство образования
и науки РФ является центральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим
формирование и практическую реализацию
государственной и научно-
организация научно-технического прогнозирования;
выбор и оценка приоритетных направлений развития образования, науки и техники;
разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;
создание государственных научно-технических программ и проектов;
методическое руководство
подготовкой кадров региональных и
межрегиональных научно-
финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;
создание и развитие благоприятной
среды для научной и
формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур;
организация условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований;
обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере образования, науки и техники и др.
Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:
непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику;
устанавливает приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов;
определяет основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности;
организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.
Минфин РФ осуществляет бюджетное
обеспечение инновационной
Структура механизма государственного
регулирования инновационных
Рис.1. Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации.
Задачи каждого элемента,
вошедшего в структуру
Предлагаются меры государственного
регулирования научно-
К мерам государственного регулирования для всей промышленности РФ относятся следующие:
1. Согласование ценовой
политики с принятой
2. Формирование финансово-
предоставления приоритетного права на приобретение пакетов акций предприятий;
снятия ограничений на деятельность инвестиционных фондов и предоставления налоговых льгот;
содействия формированию системы взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними.
Распределение прав и полномочий по управлению предприятиями различных уровней: федерального, регионального, местного.
Регулирование степени открытости внутреннего рынка.
Меры по государственной поддержке отраслей пятого технологического уклада России.
Внутренний спрос на продукцию этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника, биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника) должен генерироваться государством, а продажа на внешний рынок -- контролироваться.
Государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок.
Государственная поддержка формирования совместных предприятий.
Создание и организация
функционирования государственных
и государственно-Частных
Формирование и оплата госзаказа на высокотехнологичную продукцию.
Оказание государственного
содействия при создании вертикально
интегрированных холдинговых
Меры по государственной
поддержке отраслей третьего и четвертого
технологических укладов
Стимулирование внутреннего и внешнего спроса на потребительские товары, выпускаемые отечественными предприятиями, путем роста заработной платы.
Ипотечное кредитование населения в целях стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования.
Предоставление населению кредитов.
Направление бюджетных средств только на приобретение отличной продукции.
Развитие лицензионных и сборочных производств предметов потребления совместно с ведущими зарубежными фирмами.
Содействие в формировании собственной сбытовой сети.
Создание в России информационных систем по всем видам выпускаемой продукции.
Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере должно базироваться на ряде общих принципов, таких как взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон, рациональное сочетание либерализации и протекционизма и т. п. Как и при воздействии на внутренние научно-инновационные процессы, здесь используются прямые и косвенные связи.
Государство может инициировать
и непосредственно
В перечне инструментов государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества отмечаются также:
выбор и рационализация приоритетных направлений сотрудничества;
финансирование кадровых обменов;
подключение к мировым системам научно-технической информации;
включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм;
оказание юридических, посреднических, консультационных и других услуг участникам сотрудничества;
поддержка международных контактов малого и среднего инновационного бизнеса;
государственное стимулирование зарубежных инвестиций в инновационную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за границей;
зарубежное патентование за государственный счет;
закупка зарубежной научно-технической литературы;
привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных программ и проектов и другие инструменты.
В России в настоящее время происходит формирование законодательных и организационных предпосылок государственного регулирования сотрудничества. Действуют законы "О защите инвестиций", "О таможенном тарифе", "О соглашениях о разделе продукции" и др. Введен ряд льгот по уплате налога на прибыль для предприятий с иностранным участием. Предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в Россию в качестве оказания безвозмездного технического содействия по линии государств, правительств, международных организаций, а также ввозимых периодических печатных изданий, книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой. Не облагаются налогом на прибыль и подоходным налогом гранты, полученные организациями и физическими лицами от иностранных благотворительных обществ.
Первостепенное значение
для активизации российского
участия в мировых научно-
Правительством РФ принята
Комплексная программа
В систему государственного
регулирования входит также экспортный
контроль, направленный на предотвращение
утечки из РФ инновационных разработок,
в первую очередь технологий двойного
назначения, в страны, где их использование
может нанести ущерб
Государственные стратегия
и тактика в области
Наряду с укреплением
научно-технических контактов
Доступ к мировым
экономика инновационный новаторский внебюджетный
1.2 Внебюджетные формы
поддержки инновационной
В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати (1993 г.) и России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по. организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ (табл. .1).
Таблица 1 Секторы науки и их содержание
Сектор науки
Содержание сектора
Государственный
Организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом, включая федеральные и местные органы (государственное управление, оборона, общественный порядок, здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.). Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном занимаются исследовательской деятельностью, касающейся общественных и административных функций