Теоритическая основа инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Время, в которое мы живем – время стремительных и неизбежных перемен. Вся страна и все наше общество вынуждены очень быстро меняться и приспосабливаться к новым условиям труда и жизни. Более того, постоянные изменения, происходящие в экономике, вносят дополнительный дезориентирующий фактор. Чтобы выжить в этом мире динамики и скорости, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность инновационного менеджмента 5
1.1 Основные понятия и концепции 5
1.2 Инновационные процессы 8
1.3 Особенности принятия решений в управлении инновациями 11
2 Инновационные стратегии 15
2.1 Понятие и виды инновационных стратегий 15
2.2 Типы инновационного поведения компаний 17
2.3 Стратегии в сфере массового производства 19
2.4 Стратегии дифференциации и сегментирования 21
2.5 Стратегии инновационных организаций 22
2.6 Стратегии неспециализированного бизнеса 25
3 Управление инновационными преобразованиями 28
3.1 Концепция проектирования 28
3.2 Цели и потенциал 29
3.3 Построение дерева инновационных целей.................................................30
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение............................................................................................................35

Файлы: 1 файл

Курсовая Инновационный Менеджмент.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей. Кроме того, в сферу инновационной деятельности включается модификация продуктов, пользующихся спросом на товарном рынке, путем доработки конструкций и применения новых технологических процессов с целью улучшения эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения дополнительной прибыли.

Инновационная деятельность в сфере технологической  подготовки производства направлена на обновление оборудования, приборов и оснастки, освоение новых способов повышения качества продукции, организации и планирования производственных процессов. Механическая обработка предметов труда последовательно на основе инновационной деятельности уступает место непрерывным физико-химическим процессам.

Технологические направления инновационной деятельности обеспечивают повышение эксплуатационных показателей новых изделий, снижают затраты труда и материалов. При этом каждая из технологических НИР на порядок ниже по затратам в сравнении со стоимостью ОКР и обеспечивает успех коммерциализации производимой и реализуемой продукции7.

  •  

  • 1.3 Особенности принятия решений в управлении инновациями

  •  

    Управление  инновациями направлено на принятие таких решений, которые обеспечили бы создание конкурентоспособной продукции, достижение эффективных результатов инновационной деятельности. Методология принятия решений в инновационном менеджменте базируется на системе научных знаний о методах управления, их целевой направленности.

    Обширный комплекс работ, выполняемых как в составе инновационных процессов, так и по многим направлениям инновационной деятельности, имеет высокую неопределенность достижения желаемых результатов, предусматриваемой конечной и промежуточными целями инноваций. При этом каждой промежуточной цели свойственна своя, конкретная ситуация, требующая адекватных решений в процессе управления. В одной ситуации управленческие решения нацелены на уменьшение коммерческого риска инвесторов, в другой — на преодоление возмущающих воздействий многочисленных изменений конструкторской документации при изготовлении опытных образцов новых изделий. Достижение конечной цели требует решений по уменьшению коммерческого риска инвесторов8.

    Особенности принятия решений в управлении инновациями  зависят от степени неопределенности достижения различных целей, как в составе инновационного процесса, так и по локальным направлениям инновационной деятельности. Поэтому очень важно иметь целостное представление обо всех без исключения работах, выполняемых в процессе инновационной деятельности.

    По результатам  эскизно-технического проектирования, которое реализует техническое предложение прикладных НИР, необходимо вынести решение о наиболее перспективном варианте представленных на конкурс проектных разработок.

    Для того чтобы  принять обоснованное решение о перспективности того или иного варианта инвестирования, необходимо заключение по результатам проектирования со стороны специалистов достаточно высокой квалификации. Только при наличии такого заключения можно принять обоснованное решение о том или другом направлении продолжения ОКР. Именно на этом этапе уместно будет использовать консалтинговые услуги.

    Затраты на технологическое  освоение производства новой продукции  значительно превышают расходы  на исследования и разработки. Положительное решение об инвестициях на эти цели может быть принято, если оно обосновано маркетинговыми исследованиями рынка и расчетами по коммерциализации новой продукции. В зависимости от принятого решения о масштабности освоения производства новой продукции проектируется соответствующий тип производства, планируется его технологическая подготовка. Каждому типу производства необходим определенный уровень технологического оснащения. Чем выше объемы производства, тем ниже себестоимость выпускаемой продукции, что существенно влияет на ее конкурентоспособность.

    В связи с  большими объемами предстоящих работ  и крупными затратами принято применять программно-целевой метод планирования технологической подготовки и освоения производства новой продукции. В процессе программно-целевого планирования строится «дерево» целей и решений по наиболее существенным промежуточным направлениям работ, связанных с достижением конечной цели. Затем разрабатывается целевая научно-технологическая программа, работы которой имеют строго ориентированный характер.

    2. Инновационные  стратегии

  • 2.1 Понятие и виды инновационных стратегий

  •  

    Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей9.

    Стратегии вообще, и инновационные в частности, направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды10. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия. Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп:

    - продуктовые  (портфельные, предпринимательские  или бизнес-стратегии, направленные  на создание и реализацию новых  изделий, технологий и услуг);

    - функциональные (научно-технические,  производственные, маркетинговые, сервисные);

    - ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические);

    - организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления).

    Это специальные инновационные  стратегии.

    Теория и практика стратегического  и проектного управления выработали ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют «базовыми» или «эталонными». Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также «стратегиями развития» или «стратегиями роста» фирмы. Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы: стратегии интенсивного развития; стратегии интеграционного развития; стратегии диверсификационного развития; стратегии сокращения. В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий11.

    Инновационные стратегии  создают особо сложные условия  для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

    - повышение уровня неопределенности  результатов. К довольно сложному стратегическому управлению добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками;

    - повышение инвестиционных  рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, то есть добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более склонных к риску инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления — инновационно-инвестиционный проект;

    - усиление потока изменений  в организации в связи с  инновационной реструктуризацией.  Реализация любой инновационной  стратегии связана с неизбежностью перестройки предприятия или, как говорят, его реструктуризации, поскольку изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов. Эти потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Потоки инновационных стратегических изменений необходимо проводить также с учетом различных жизненных циклов изделий, технологий, спроса, товаров, организации. Возникают задачи управления потоками инновационных стратегических изменений, то есть применения принципов логистики;

    - усиление противоречий  в руководстве организации. Выбор  и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений12.

  • 2.2 Типы инновационного поведения компаний

  •  

    Многообразие  конкурентных стратегий и организационных  форм хозяйствующих субъектов создает множество стратегических позиций и необъятный простор для выбора конкурентных стратегий инновационного характера. Чтобы ориентироваться в этом пространстве решений и удачно вписаться в новую рыночную структуру, необходимо адекватно оценить свое место в ней.

    В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические  разработки экономистов, закладывающие  научно-методологические основы проектирования конкурентоспособных промышленных структур. В основу при этом кладется так называемый биологический подход к классификации конкурентного поведения, предложенный российским ученым Л. Г. Раменским, и используемый специалистами для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:

    - Виолентное, характерное  для крупных компаний, осуществляющих  массовое производство, выходящих  на массовый рынок со своей  или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба;

    - Патиентное, заключающееся  в приспособлении к узким сегментам  широкого рынка путем специализированного  выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;

    - Эксплерентное, означающее  выход на рынок с новым (радикально  инновационным) продуктом и захватом  части рынка;

    - Коммутантное, состоящее  в приспособлении к условиям  спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей13.

    Автором обозначений типов  фирм, ассоциируемых по конкурентному  поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т. д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой (Приложение А).

    Порядок идентификации организации, отнесение ее к тому или иному  типу стратегического конкурентного инновационного поведения следующий:

    1. Составляется характеристика  анализируемой организации, ее  продукции, отрасли, рынка;

    2. По установленным  характеристикам данная организация  описывается с помощью морфологической матрицы идентификации по типу стратегического конкурентного инновационного поведения (Приложение Б);

    3. Проводится  анализ морфологического описания  и с использованием таблицы  1 устанавливается соответствие  одному или нескольким типам стратегического конкурентного инновационного поведения14.

  • 2.3 Стратегии в сфере массового производства

  •  

    Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, обладают большой ресурсной силой  и, естественно, им свойственно силовое  конкурентное и инновационное поведение на рынке, которое принято называть виолентным. Фирму, ведущую себя таким образом, называют виолентом.

    Эти фирмы обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и  дочерних предприятий, полнотой ассортимента, способностью к массовому производству. Их отличают большие расходы на НИОКР, производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьезные инвестиции. Их постоянная проблема – загрузка мощностей.

    Продукция виолентов  обладает высоким качеством, связанным с высоким уровнем стандартизации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству. Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т. д. Четко их типы можно выделить лишь по этапам эволюционного развития виолентов в зависимости от динамики развития:

    - «гордый лев»  — тип виолентов, для которых  характерен самый динамичный темп развития. Эту группу можно разделить на подгруппы: «лидеров», «вице-лидеров» и остальных;

    - «могучий слон»  — тип с менее динамичным  развитием, расширенной диверсификацией  компенсации за потерю позиции  лидера в отрасли;

    - «неповоротливый  бегемот» — тип виолентов,  утративших динамику развития, чрезмерно увлекшихся широкой диверсификацией и распыливших силы15.

    Крупные организации  являются стержнем любой современной  развитой экономики. От общего числа фирм США, Западной Европы, Японии они составляют не более 1-2%, но они же создают большую часть валового национального продукта и выпускают более половины всей промышленной продукции.

    Виоленты, несомненно, обладают многими преимуществами. Область  научно-технической деятельности виолентов, как и государственных компаний, — предсказуемый, текущий, программно-целевой научно-технический прогресс (рискованные прорывы в неизвестное – шанс эксплерентов). В основном виоленты участвуют в проведении плановых поисковых и прикладных НИР, создании новых моделей и модернизации ранее выпускаемой техники. Это инновационные продуктовые стратегии.

    Информация о работе Теоритическая основа инновационного менеджмента