Теоритическая основа инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Время, в которое мы живем – время стремительных и неизбежных перемен. Вся страна и все наше общество вынуждены очень быстро меняться и приспосабливаться к новым условиям труда и жизни. Более того, постоянные изменения, происходящие в экономике, вносят дополнительный дезориентирующий фактор. Чтобы выжить в этом мире динамики и скорости, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность инновационного менеджмента 5
1.1 Основные понятия и концепции 5
1.2 Инновационные процессы 8
1.3 Особенности принятия решений в управлении инновациями 11
2 Инновационные стратегии 15
2.1 Понятие и виды инновационных стратегий 15
2.2 Типы инновационного поведения компаний 17
2.3 Стратегии в сфере массового производства 19
2.4 Стратегии дифференциации и сегментирования 21
2.5 Стратегии инновационных организаций 22
2.6 Стратегии неспециализированного бизнеса 25
3 Управление инновационными преобразованиями 28
3.1 Концепция проектирования 28
3.2 Цели и потенциал 29
3.3 Построение дерева инновационных целей.................................................30
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение............................................................................................................35

Файлы: 1 файл

Курсовая Инновационный Менеджмент.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Для крупных  фирм жизненно важное значение имеет  постоянное сокращение издержек. Инновационное решение этой проблемы заключается в переходе на новые ресурсосберегающие технологии, которые они создают сами или, что случается более часто, перенимают у разработчиков и первых инноваторов.

  • 2.4 Стратегии дифференциации и сегментирования

  •  

    Фирмы-патиенты («хитрые лисы») могут быть разных размеров: малые, средние и даже изредка  крупные. Патиентная стратегия —  это стратегия дифференциации продукции и занятия своей ниши, узкого сегмента рынка. В патиентной (нишевой) стратегии четко прослеживаются две составляющие подстратегии:

    - ставка на  дифференциацию продукта;

    - необходимость  сосредоточить максимум усилий  на узком сегменте рынка.

    Дифференциация продукции – шаг навстречу тому потребителю, которому не нужна массовая стандартная продукция. Она позволяет также патиенту открыть свое дело по производству дифференцированной продукции. При этом патиент использует различия в качестве товара, сервисе и рекламе.

    При специализированном производстве запас конкурентоспособности  товара возникает в основном благодаря  высокой потребительской ценности товара. Патиенту приходится точно  определять и обеспечивать ее.

    Прежде всего, необходимо найти или создать собственную нишу. Это трудная задача, так как не каждый узкий сегмент рынка для этого подходит. Пути: участие в модификации серийной продукции; исполнение специфических заказов и другие. Ниша должна отличаться устойчивой обособленностью. В роли стабилизатора достигнутой дифференциации товара могут выступать: уникальный технологический опыт; особая сбытовая сеть; исторический престиж марки.

    Фирма накапливает  опыт и концентрирует ресурсы  в избранной узкой области, все  более обосабливая нишу и отсекая  конкурентов. Оборот быстро растет. Растет популярность товара. О появившемся новом товаре с особыми достоинствами узнает все более широкий круг потенциальных потребителей. Фирма становится высокодоходной, оставаясь небольшой по размерам.

    На этапе  наступившей зрелости патиента есть свои проблемы. Ценность патентов, технологии, специализированной сбытовой сети существует до тех пор, пока есть особая рыночная потребность. Патиент, вложивший средства в узкую нишу, обладает преимуществами только пока ниша существует. Он стал ее заложником. Изменение производственного профиля почти невозможно. Научно-производственная гибкость потеряна.

    Большинство специализированных компаний рыночный успех превращает в объект поглощения. Типичная для патиентов численность работников от 200 до 500 является критическим размером уязвимости фирмы по отношению к захватам со стороны виолентов. Для последних такой захват может быть единственным путем получения доступа к патентам, ноу-хау, специализированной сбытовой сети. В то же время как попытка прямого вторжения на рынок, контролируемый патиентом, для крупной фирмы может привести к непоправимым потерям.

    Развитие патиентов, избежавших поглощения, может происходить  по двум направлениям:

    - Стагнация  или умеренный рост вместе  с занимаемой нишей. Этот путь типичен для большинства патиентов, когда их размеры достигают границ рыночной ниши. Их деятельность определяется стратегией узкой специализации. Качественно фирма не меняется, но переходит в стационарное состояние. Если объем занимаемого ею сегмента рынка не увеличивается, то она прекращает свой рост. Если ниша растет, то и патиент может немного увеличиваться в размерах.

    - Смена стратегии  и превращение в крупного виолента.

  • 2.5 Стратегии инновационных организаций

  •  

    Фирмы-эксплеренты  — в основном небольшие организации. Их главная роль в экономике — инновационная, состоящая в создании радикальных, «прорывных» нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели радикальных нововведений фирмы-эксплеренты, или так называемые «ласточки» отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем сотрудников и лидера, большими расходами на НИОКР.

    В России питомником фирм-эксплерентов является оборонный  комплекс. Даже спустя 10 лет после начала конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, с помощью которых можно революционизировать многие отрасли производства. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные награды, получаемые россиянами на международных научно-технических ярмарках, и, с другой стороны, «утечка мозгов» за границу.

    Фирма-эксплерент в своем развитии сначала создается  или существует как компания-пионер, которая ничем, кроме одержимости  идеей, не отличается от множества других мелких и средних фирм. Однако она ведет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. Все средства, по большей части привлеченные, тратятся на ОКР. На рынок первоначально ничего не поставляется. Заметим, что инновационный бизнес — это не занятие чистой наукой или изобретательством, хотя все это важно. Деятельность фирмы подчинена главной задаче — подготовке конкурентоспособного нового товара. И этот подготовительный, по существу дорыночный этап, имеет скрытый характер.

    На первом этапе  фирмы-пионеры, берущиеся за трудное и рискованное дело внедрения или коммерциализации открытия и изобретения, бедны и слабы, нуждаются в поддержке. В последние десятилетия, когда появились технологические центры и парки, венчурный капитал, ситуация изменилась к лучшему. Поддержка фирм-эксплерентов приняла организованный характер. Неизбежный при финансировании эксплерентов инновационный риск снижается с помощью различных способов.

    Для большинства  эксплерентов поиск нового товара оканчивается неудачей. Те же, кто удачно воплотил идею, вступают во второй этап развития — период бурного подъема.

    С чем связан стремительный рост эксплерентов на этапе вывода нового товара на рынок? Все дело в потребительской ценности нового товара. Инновации позволяют решить старые, ранее казавшиеся неразрешимыми, проблемы потребителей или открывают перед ними новые возможности. При этом потребительская ценность нового товара оказывается очень велика, так как формируется путем сравнения с суммой затрат на старые товары, которые пришлось бы понести, чтобы достичь того же результата, какой обеспечивает новый товар. Это общее свойство так называемых прорывных инноваций. Поэтому относительно высокая цена нового товара обычно много ниже потребительской ценности. Новинка обретает очень высокую конкурентоспособность.

    У компаний-первооткрывателей  после очевидного рыночного успеха становится все больше последователей. Рынок нового товара растет. На новые возможности, наконец, обращают внимание ведущие корпорации. Значит, наступил этап массового производства. Как правило, фирму-первооткрывателя вытесняют с рынка закаленные в конкурентной борьбе «виоленты-слоны».

    Прямую конкуренцию  гигантов выдерживают лишь очень  немногие эксплеренты. Истощение ресурсов еще долгое время сказывается  на состоянии фирмы и делает его неустойчивым. Уступив же лидерство, эксплеренты превращаются во второстепенных производителей массовой продукции и занимают на рынке позицию вице-лидера, также опасную.

    Фирма-эксплерент на практике не всегда относится к  потере самостоятельности как к трагедии. Отцы-основатели фирмы при «дружественном» захвате часто остаются руководителями подразделений, а за свои акции получают щедрую компенсацию. Главный же выигрыш состоит в появлении доступа к ресурсам крупной фирмы, без которых надежный успех часто невозможен.

  • 2.6 Стратегии неспециализированного бизнеса

  •  

    Мелкий бизнес важен не только своей многочисленностью, но и способностью решать функциональные задачи, выдвигаемые экономикой:

    - обслуживать  локальные потребности;

    - выполнять  производственные функции на уровне деталей и повышать эффективность крупного производства;

    - наполнять  инфраструктуры производственных  процессов;

    - стимулировать  предприимчивость граждан страны;

    - повышать занятость  населения, особенно в непромышленных  населенных пунктах.

    В современном  развитии экономики платежеспособный спрос далеко не автоматически рождает  предложение. Производство избирательно, поскольку экономически оправдано лишь при достаточном уровне рентабельности и соблюдении определенных условий. Многие потенциальные потребители остаются неудовлетворенными. Мелкие фирмы, удовлетворяя локальный и узкогрупповой или даже индивидуальный спрос, тем самым связывают экономику на всем пространстве. Они берутся на все, что не вызывает интереса у виолентов, патиентов и эксплерентов. Их роль объединительная, связывающая. Поэтому их назвали «коммутантами».

    Роль «серых мышей» в инновационном процессе двояка: они содействуют, с одной стороны, диффузии нововведений, с другой — их рутинизации. Инновационный процесс, таким образом, расширяется и ускоряется.

    Мелкие фирмы  активно содействуют продвижению  новых продуктов и технологий, в массовом порядке создавая на их основе новые услуги. Это ускоряет процесс диффузии нововведений.

    Коммутанты  также активно участвуют в  процессе рутинизации нововведений за счет склонности к имитационной деятельности и за счет организации новых услуг на основе новых технологий.

    Создание мелкой фирмы не вызывает особых трудностей. В соответствии с интересами и возможностями основателей выбирается направление деятельности: сфера и вид обслуживания, предмет субпоставки, объект имитации. Появившись, коммутанты сразу же включаются в конкурентную борьбу.

    Коммутанты  традиционного типа, определившись  в сфере обслуживания, используют свои конкурентные преимущества, находят свой стиль и ценностные ориентации, чтобы закрепиться на рынке. Обычно это исполнение индивидуальных заказов по приемлемым ценам, качественно и в срок. При этом коммутанты традиционного типа остаются в своих небольших размерах. Однако у некоторых фирм размеры постепенно увеличиваются, что ведет к потере их гибкости и устойчивости, росту издержек и потере управляемости. Это «мыши-переростки». Тут требуется смена стратегии, вероятнее всего, на патиентную.

    Во всем мире подражание является одной из самых распространенных сфер деятельности легального мелкого бизнеса. Отсюда появление клонов (копий программ). Клон-мейкеры — производители легальных копий продуктов известных фирм являются одним из распространенных типов действия фирм-коммутантов. Здесь несколько причин. В целом ряде отраслей промышленности (например, в мебельной и швейной) патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В других отраслях (например, в фармацевтике, электронике) срок патентной защиты существенно короче жизненного цикла товара. Это дает возможность вполне законно копировать лучшие разработки известных фирм, тем самым, участвуя в процессе их распространения (диффузии).

    Мелкий коммутант-подражатель  получает значительные конкурентные преимущества по сравнению с фирмой, выведшей товар на рынок, поскольку имитировать дешевле, чем создавать новое самому. Издержки малы. Поэтому нет нужды в выпуске громадного числа стандартных товаров, чтобы распределить между ними расходы на НИОКР и т. п. Мелкое подражательное производство оказывается эффективней крупного, обеспечивая качество, примерно совпадающее с качеством соответствующих оригинальных товаров известных фирм.

    Падение спроса на услуги и товары коммутантов автоматически  ведет к их ликвидации, но не банкротству. Они довольно легко переносят эти трудности и возрождаются вновь на новом сегменте рынка.

     

    3. Управление  инновационными преобразованиями

  • 3.1 Концепция проектирования

  •  

    Инновационные преобразования осуществляются на протяжении нескольких этапов16.

    I. Этап постановки цели:

    - устанавливаются  миссия-предназначение, миссия-ориентация  и миссия-политика организации, в которых подчеркивается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям.

    - формулируется  цель развития организации. Строится «дерево цели».

    II. Этап стратегического анализа:

    - анализируется  внутренняя среда организации  и оценивается инновационный потенциал.

    - анализируется  состояние внешней среды и  дается оценка инновационного климата.

    - определяется  инновационная позиция организации.

    III. Этап выбора инновационной стратегии:

    - устанавливаются  базовые стратегии развития и  их инновационные составляющие.

    - осуществляется  подбор и оценка альтернативных  инновационных стратегий.

    - осуществляется  выбор и формулируется предпочтительная инновационная стратегия.

    IV. Этап реализации инновационной стратегии:

    - разрабатываются  стратегический проект (состав стратегических  изменений и мероприятия по их осуществлению) и план реализации проекта. Особо учитывается инновационный характер преобразований.

    - организуется  стратегический контроль процесса  реализации проекта.

    - оценивается  эффективность процесса реализации  и проводится необходимая корректировка проекта, стратегий, цели, миссии.

    Избранная инновационная  стратегия развития предприятия должна быть реализована. Процесс реализации любой инновационной стратегии вызывает лавину последующих нововведений.

    Например, решение  о переходе на новую технологию выдвигает  требования по обновлению состава и использованию ресурсов (материально-технических, информационных, трудовых, финансовых), перепроектированию (инжинирингу) всех основных и вспомогательных деловых процессов по стадиям жизненного цикла изделия (НИОКР, производство, реализация продукции, обслуживание потребителей), приводит к нововведениям в системе и аппарате управления, организационной структуре. Этот поток изменений коренным образом преобразует состояние организации, позволяет ей адаптироваться к внедряемой инновации17.

    Информация о работе Теоритическая основа инновационного менеджмента