Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:19, курсовая работа
Цели:
- рассмотреть тему: «Организационные структуры инновационных предприятий»;
- на примере компании рассмотреть инновации и рассчитать показатели инновационной активности;
- освоение навыков практических расчетов в области управления инновациями;
- разработка проектных предложений по совершенствованию управления инновациями на предприятии.
Введение…………………………………………………………………..3
1 Организационные структуры инновационных предприятий……....6
1.1 Понятие организационной структуры предприятия…………………6
1.2 Особенности организационных структур инновационных предприятий……………………………………………………………….............7
1.3 Виды организационных предприятий………………………………...9
2 Исследование отраслевых особенностей инновационного процесса…………………………………………………………………………..20
2.1 Характеристика отрасли…………………………………………20
2.2 Исследование особенностей отрасли……………………………..22
3 Комплексная оценка инновационной деятельности на ОАО «Макфа»………………………………………………………………………….27
3.1 Краткая характеристика ОАО «Макфа»……………………………………………………………….………….27
3.2 Исследование особенностей инновационного процесса ОАО «Макфа»………………………………………………………………………….30
3.3 Оценка стратегической инновационной позиции (СИП)…………..35
3.4 Оценка инновационной активности, результатов и эффективности инновационной деятельности ОАО «Макфа»…………………………………42
4 Рекомендации по усовершенствованию инновационной деятельности предприятия……………………………………………………………………...44
Заключение………………………………………………………………..47
Список используемой литературы………………………………………48
Реструктуризация. Реструктуризация - процесс комплексного изменения методов и условий функционирования организации в соответствии с внешними условиями рынка и стратегией ее развития. Реструктуризация в условиях переходной экономики обусловлена неэффективностью функционирования организаций из-за неотработанности механизма государственного регулирования и низкого уровня менеджмента.
На исходное состояние организации влияет внешняя среда и внутренняя структура организации. К компонентам внешней среды организации относятся факторы макросреды, инфраструктуры региона, города, микросреда. Внутренняя структура организации состоит из подсистем научного обоснования (сопровождения): целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей.
Комплексная диагностика организации - установление и изучение признаков, показателей, факторов, характеризующих техническое, экологическое, экономическое, социальное, психологическое состояние, ее конкурентоспособность, эффективность и устойчивость в текущий момент и перспективе.
Диагностика проводится с целью нахождения сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и внешних угроз для разработки программы реструктуризации. На основе комплексной диагностики разрабатывается программа реструктуризации, которая включает следующие разделы:
- общие положения;
- цель и основание для разработки;
- результаты комплексной диагностики организации;
- обеспечение программы (ресурсное, информационное, правовое, методическое, организационное);
- направления реструктуризации организации;
- ожидаемые результаты внедрения;
- результаты моделирования и расчетов;
- приложения.
Выявлению приемлемого уровня риска при реструктуризации предшествует большая аналитическая работа и специальные расчеты на всех этапах реформы предприятия.
Компенсирующие меры, снижающие инвестиционные риски реализуются в две стадии, эти стадии следующие:
1) оценка риска (регулярная процедура анализа риска, идентификация источников его возникновения, определение возможных масштабов последствий проявления факторов риска);
2) управление риском (разработка и реализация экономически обоснованных рекомендаций, направленных на уменьшение исходного уровня риска до приемлемого уровня).
Оценка риска стратегии предприятия включает:
- всестороннее изучение маркетинговой, научно-технической, технологической, социологической ситуации на инновационном предприятии, среды его функционирования как источника риска;
- анализ внешних и внутренних факторов риска; построение и анализ сценариев развития событий при действии тех или иных факторов риска; определение показателей оценки уровня риска; установление механизмов и моделей взаимосвязи показателей и факторов риска.
Управление риском опирается на результаты оценки риска. Объектом оценки и управления риском являются стратегические решения предприятия, стратегический план и совокупность проектов, детализирующих его.
Практическое использование рекомендаций позволяет:
1) выявить потенциально возможные ситуации, связанные с неблагоприятным развитием событий, результатом которых может быть не достижение поставленных целей;
2) получать характеристики возможного ущерба, связанного с нежелательным развитием событий;
3) заблаговременно при подготовке решений планировать и при необходимости осуществлять меры по снижению уровня риска до приемлемого;
4) учитывать при принятии решений расходы, связанные с предварительной оценкой и управлением риском. [4]
2. Исследование отраслевых особенностей инновационного процесса.
2.1 Характеристика отрасли.
Пищевая промышленность – эта часть всей промышленности, объединяющая совокупность однородных пищевых и перерабатывающих предприятий, характеризующаяся единством потребительского назначения производимого конечного продукта пищевого назначения, перерабатывающая, как правило, сырье сельскохозяйственного происхождения и располагающая специфичной материально-технической базой в виде системы машин и аппаратов и соответствующим составом кадров пищевиков.
В состав пищевой промышленности входят более 40 специализированных отраслей, подотраслей и отдельных производств. Все их объединяет, прежде всего, единство потребительского назначения производимого специфического продукта - продукта питания, что, в свою очередь, определяет специфические требования к сходному сырью, применяемой технологии, системе машин и всей материально-технической базе и к персоналу.
Отрасли пищевой промышленности классифицируются по различным направлениям в зависимости от характерных признаков, лежащих в основе формирования отрасли - от назначения продукции, характера используемого сырья, применяемой технологии и г.д.
В составе пищевой промышленности имеются отрасли добывающей, перерабатывающей, обрабатывающей промышленности. К добывающим отраслям относятся соляная, рыбодобывающая и часть безалкогольной промышленности - добыча и розлив минеральных вод.
В зависимости от особенностей организации производства различают сезонные и несезонные отрасли. К сезонным отраслям относятся, как правило, большинство перерабатывающих отраслей, т.е. отраслей, специализированных на первичной обработке сезонного сельскохозяйственного сырья и частично рыбодобывающая промышленность.
Остальные отрасли пищевой промышленности делятся по стадиям обработки пищевого сырья и производства пищевого продукта на перерабатывающую и пищевкусовую промышленность. Это не что иное, как различные стадии обработки сырья и производства готового продукта.
Но способу обработки сырья и полупродуктов, т.е. в зависимости от применяемой технологии и соответственно используемой системы машин и аппаратов пищевая промышленность делится на отрасли с преобладанием биохимической, микробиологической и химической основой и отрасли с механической основой обработки предметов труда. К первым, использующим аппаратурные процессы, типично относятся жировая, спиртовая и свеклосахарная промышленность, ко вторым, применяющим систему машин - сахаро-рафинадная, кондитерская, ликероводочная промышленность, вторичное виноделие - розлив и расфасовка, мукомольная, макаронная и др.
Пищевая промышленность, бесспорно, главенствует среди отраслей промышленности по доле производимого ею валового внутреннего продукта, национального и чистого дохода. Пищевики производят свыше пятой части всей промышленности по указанным показателям, хотя они составляют лишь около семи процентов ее численности персонала и такой же мизерной долей представлена в стоимости основных производственных фондов, во всем производственном аппарате.
Пищевая и перерабатывающая
промышленность - составная часть
всей промышленности и агропромышленного
комплекса. И это обстоятельство
делает ее, с одной стороны, представителем
самой ведущей отрасли
2.2 Исследование отраслевых особенностей инновационного процесса.
По классификатору С.В. Кортова [16, с.250] отрасль общественного питания относится к ненаукоемким отраслям (индекс наукоемкости приблизительно 0,30 %).
Таблица 2 - Структура инновационных затрат
Вид инновационной деятельности |
Затраты, % | |
2007 г. |
2006 г. | |
Исследования и разработки |
5,3 |
5 |
Производственное |
2,1 |
17,1 |
Приобретение машин и оборудования |
72,9 |
63,9 |
Приобретение новых технологий из них на патенты, лицензии |
5,7 1,8 |
2,2 0,2 |
Приобретение программных средств |
1,5 |
0,8 |
Другие виды подготовки производства |
3,6 |
3,3 |
Обучение и подготовка персонала |
0,2 |
0,2 |
Маркетинговые исследования |
2,8 |
2,4 |
Прочие затраты |
5,9 |
5,2 |
Проведем анализ и характеристику отрасли по классификатору У. Абернати и Д. Уттербека, К. Павитта.
Таблица 3 - Дифференциация отраслей по У.Абернати и Д.Уттербеку.
Фаза цикла жизни |
Текучее состояние |
Переходное состояние |
Видовое состояние |
Инновации |
Частые и крупные изменения продукта |
Существенные изменения в процессах, обусловленные ростом спроса |
Улучшение продукта и кумулятивное повышение производительности и качества |
Источники инноваций |
Пионеры отрасли, пользователи |
Производители, пользователи |
Активные поставщики |
Продукты |
Разнообразные модели, в том числе и выполненные на заказ |
По крайней мере, одна модель достаточно стабильна, чтобы производить большой объем продукции |
В основном недифференцированная, стандартизированная продукция |
Производственный процесс |
Гибкость и неэффективность, основные изменения легко согласуются с уже имеющимися решениями |
Система становится более жесткой, и при этом изменения осуществляются только в крупных звеньях |
Эффективная, с большими вложениями капитала, жесткая система, изменения требуют больших затрат |
Исследования и разработки |
Из-за высокой степени технической неопределенности особой сфокусированности нет |
Сфокусированность в процессе проектирования на отдельных характеристиках продукции |
Применительно к продукции сфокусированность на дополнительных технологиях, ставка на технологии, отношения к процессу |
Оборудование |
Общего назначения, требующие квалифицированных работников |
Некоторые части процесса осуществляются в автоматическом режиме с участками полной автоматизации |
Специального назначения, в основном использование автоматов, труд работников в большей степени связан с накладкой оборудования и отслеживанием того, как оно функционирует |
Издержки на изменение процесса |
Низкие |
Средние |
Высокие |
Предприятие |
Небольшое, расположенное вблизи пользователя или источника инноваций |
Общего назначения со
специализированными |
Крупномасштабное, с высокой специализацией по выпуску конкретных продуктов |
Соперники |
Мало, но их число растет, размеры рыночных долей часто значительно меняются |
Много, однако, после появления модели-лидера их число сокращается |
Мало, появляется классическая олигополия со стабильными рыночными долями |
Основа для конкуренции |
Функциональные показатели работы продукта |
Разнообразие моделей, соответствие целям пользователя |
Цена |
Организационный контроль |
Неформальный, предпринимательский |
Через группы проектирования и решения конкретных задач |
Через структуру, правила и цели |
Уязвимость лидеров отрасли |
Со стороны имитаторов и посягателей на патент, со стороны структур, добившихся прорывов по продукции |
Со стороны более
эффективных и выпускающих |
Со стороны технологических новаторов, которые производят лучшие продукты-заменители |
По данной классификации можем сделать вывод: у данной отрасли переходное состояние.
Таблица 4 - Дифференциация отраслей по К. Павитту
Класс отрасли |
Характеристика отрасли и компании |
Особенности инновационного процесса |
Примеры |
Отрасли промышленности с доминированием поставщика |
Компании небольшие или |
Инновации в основном зарождаются у поставщиков |
Сельское хозяйство, строительство, медицинский сектор |
Отрасли промышленности интенсивного типа |
Зрелая промышленность. Продукция общего назначения. Крупные компании. Экономия на масштабах производства и рыночная доля - основные конкурентные преимущества. Дифференциация продукта и пены. |
Преобладают процессные инновации, направленные в первую очередь на снижение производственных издержек. |
Производство нефтехимических веществ, продуктов питания и автомобилей. |
Секторы с ориентацией на информацию |
Основной фактор производства - знание. |
Инновации, главным образом, основаны на приложениях информации и коммуникационных технологий. |
Большинство отраслей обслуживания, банковские и консалтинговые услуги, проектные фирмы. |
Наукоемкие отрасли промышленно |
Главную роль играют исследования и разработки. |
Преобладают продуктовые инновации. Характерна передача части исследовании внешним структурам. |
Электроника, фармацевтика, аэрокосмическая отрасль. |
Специализированные поставщики |
Компании в основном небольшого и среднего размеров. |
Заказчиками выступают другие компании. Основные роли отведены проектированию и инженерным работам. |
Структуры, действующие в областях инструментов и приборостроения, машиностроения и программного обеспечения. |
3. Комплексная оценка инновационной деятельности на ОАО «Макфа».
3.1 Краткая характеристика.
Строительство первого макаронного предприятия Южного Урала завершается 11 октября 1937 года. С этого времени начинается отсчет истории и традиций предприятия. Фабрика оснащается мощным и передовым оборудованием: гидравлическими макаронными прессами и лапшерезкой. Ассортимент включает макароны, вермишель и лапшу - все возможные форматы, которые в то время выпускала пищевая промышленность. Производственная мощность составляет 17 тыс. т макаронных изделий в год. Уже в декабре 1937 г. первая партия продукции поступает к покупателям.
Информация о работе Управление инновационной деятельностью предприятия