Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:19, курсовая работа
Цели:
- рассмотреть тему: «Организационные структуры инновационных предприятий»;
- на примере компании рассмотреть инновации и рассчитать показатели инновационной активности;
- освоение навыков практических расчетов в области управления инновациями;
- разработка проектных предложений по совершенствованию управления инновациями на предприятии.
Введение…………………………………………………………………..3
1 Организационные структуры инновационных предприятий……....6
1.1 Понятие организационной структуры предприятия…………………6
1.2 Особенности организационных структур инновационных предприятий……………………………………………………………….............7
1.3 Виды организационных предприятий………………………………...9
2 Исследование отраслевых особенностей инновационного процесса…………………………………………………………………………..20
2.1 Характеристика отрасли…………………………………………20
2.2 Исследование особенностей отрасли……………………………..22
3 Комплексная оценка инновационной деятельности на ОАО «Макфа»………………………………………………………………………….27
3.1 Краткая характеристика ОАО «Макфа»……………………………………………………………….………….27
3.2 Исследование особенностей инновационного процесса ОАО «Макфа»………………………………………………………………………….30
3.3 Оценка стратегической инновационной позиции (СИП)…………..35
3.4 Оценка инновационной активности, результатов и эффективности инновационной деятельности ОАО «Макфа»…………………………………42
4 Рекомендации по усовершенствованию инновационной деятельности предприятия……………………………………………………………………...44
Заключение………………………………………………………………..47
Список используемой литературы………………………………………48
3.3 Оценка стратегической инновационной позиции (СИП)
Для определения стратегической инновационной позиции необходимо рассчитать инновационный потенциал и дать оценку инновационного климата. Поскольку исследуемое предприятие является реальным, инновационный потенциал предпочтительнее оценить экспертным путем.
При экспертной диагностике вопросы сгруппированы по экспертным блокам и оцениваются по 5-балльной шкале, где
5 – очень хорошее
состояние, совершенно
4 – хорошее состояние, удовлетворяющее нормативной модели, - сильная сторона;
3 – среднее состояние,
требующее ограниченных
2 – плохое состояние, требует серьезных изменений – классифицируется как слабая сторона;
1 – очень плохое состояние, требует радикальных преобразований – очень слабая сторона.
Таблица 5- Экспертная оценка инновационного потенциала ОАО «Макфа». [17,c260-261]
Компоненты блоков |
Уровень состояния компонентов | ||||
2008 г. |
2009 г. | ||||
1 Функциональный блок | |||||
1.1 |
НИОКР, опытно-экспериментальные и испытательные работы |
5 |
4 | ||
1.2 |
Производство: основное и вспомогательное |
5 |
5 | ||
1.3 |
Маркетинг и сбыт (продажи) |
5 |
5 | ||
1.4 |
Сервисные работы для потребителей |
5 |
5 | ||
Итоговая оценка состояния функционального блока |
20 |
19 | |||
2 Ресурсный блок | |||||
2.1 |
Материально-технические | ||||
1) |
Сырьё, материалы, топливо и энергия, комплектующие |
5 |
5 | ||
2) |
Площади и рабочие места, связь и транспорт |
5 |
5 | ||
3) |
Оборудование и инструменты |
5 |
5 | ||
Итоговая оценка состояния материально- |
15 |
15 | |||
2.2 |
Трудовые ресурсы | ||||
1) |
Состав и компетентность руководителей |
5 |
5 | ||
2) |
Состав и квалификация специалистов |
5 |
5 | ||
3) |
Состав и квалификация рабочих |
5 |
5 | ||
Итоговая оценка состояния трудовых ресурсов |
15 |
15 | |||
2.3 |
Информационные ресурсы | ||||
1) |
Научно-технический задел; патенты и ноу-хау; информация |
4 |
4 | ||
2) |
Экономическая информация |
4 |
5 | ||
3) |
Коммерческая информация |
5 |
5 | ||
Итоговая оценка состояния информационных ресурсов |
13 |
14 | |||
2.4 |
Финансовые ресурсы | ||||
1) |
Возможности финансирования из собственных средств |
4 |
4 | ||
2) |
Обеспеченность оборотными средствами |
5 |
5 | ||
3) |
Обеспеченность средствами на зарплату |
5 |
5 | ||
Итого оценка состояния финансовых ресурсов |
14 |
14 | |||
Итого по видам ресурсов | |||||
2.1 |
Состояние материально-технических ресурсов |
15 |
15 | ||
2.2 |
Состояние трудовых ресурсов |
15 |
15 | ||
2.3 |
Состояние информационных ресурсов |
13 |
14 | ||
2.4 |
Состояние финансовых ресурсов |
14 |
14 | ||
Итоговая оценка состояния ресурсного блока |
57 |
58 | |||
3 Организационный блок | |||||
3.1 |
Организационная структура | ||||
1) |
Конфигурация: звеньев, диапазон и уровни управления |
5 |
5 | ||
2) |
Функции: состав и качество разделения труда |
5 |
5 | ||
3) |
Качество вертикальных и горизонтальных связей |
5 |
5 | ||
4) |
Отношения: разделение прав и ответственности по звеньям |
4 |
5 | ||
Итоговая оценка состояния организационной структуры |
19 |
20 | |||
3.2 |
Технология процессов по всем функциям и проектам | ||||
1) |
Прогрессивность используемых технологий и методов |
5 |
5 | ||
2) |
Уровень автоматизации |
4 |
4 | ||
Итоговая оценка состояния технологии |
9 |
9 | |||
3.3 |
Организационная культура | ||||
1) |
Коммуникационная система и язык общения |
5 |
5 | ||
2) |
Традиции, опыт и вера в возможности организации |
5 |
5 | ||
3) |
Трудовая этика и мотивирование |
5 |
5 | ||
Итоговая оценка состояния организационной культуры |
15 |
15 | |||
Итого по компонентам организационного блока |
|||||
3.1 |
Организационная структура |
19 |
20 | ||
3.2 |
Технология процессов |
9 |
9 | ||
3.3 |
Организационная культура |
15 |
15 | ||
Итоговая оценка состояния организационного блока |
43 |
44 | |||
4 Управленческий блок | |||||
4.1 |
Общее, функциональное и проектное руководство |
5 |
5 | ||
4.2 |
Система управления: планирования, организация, контроль, стимулирование, координация |
5 |
5 | ||
4.3 |
Стиль управления (сочетание автономности и централизации) |
4 |
4 | ||
Итоговая оценка состояния управленческого блока |
14 |
14 | |||
Итого по блокам инновационного потенциала | |||||
1 |
Состояние функционального блока |
20 |
19 | ||
2 |
Состояние ресурсного блока |
57 |
58 | ||
3 |
Состояние организационного блока |
43 |
44 | ||
4 |
Состояние управленческого блока |
14 |
14 | ||
Итоговая оценка состояния инновационного потенциала |
134 |
135 |
Рассчитаем индекс инновационного потенциала для предприятия ОАО «Макфа»:
1,01
Таким образом, происходит укрепление инновационного потенциала, т.е. благоприятные изменения факторов внутренней среды организации.
При максимальных оценках по всем компонентам полученная сумма составила бы 140 баллов.
134/140=0,957 (т.е. 95,7% составляет фактический инновационный потенциал за 2008 год, от максимально возможного).
135/140=0,964 (т.е. 96,4% составляет фактический инновационный потенциал за 2009 год, от максимально возможного).
5 * 0,957 = 4,785 (превышает хорошее состояние инновационного потенциала за 2008 год, удовлетворяющее нормативной модели);
5 * 0,964 = 4,82 (превышает хорошее состояние инновационного потенциала - сильная сторона).
Проведём оценку инновационного климата ОАО «Макфа».
При экспертной диагностике вопросы сгруппированы по экспертным блокам и оцениваются по 5-балльной шкале, где 1 – наименьшая оценка, соответствует наибольшей степени угрозы, а 5 – наибольшая оценка, соответствует наибольшей степени возможности. Результаты представим в таблице 6.
Таблица 6 - Экспертная оценка инновационного климата ОАО «Макфа»[17, с. 262]
Оцениваемые компоненты |
Уровень состояния компонентов | |||||
2008 г. |
2009 г. | |||||
1 Оценка инновационного | ||||||
1.1 |
Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряжённость, транспорт, связь) |
5 |
5 | |||
1.2 |
Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации) |
4 |
5 | |||
1.3 |
Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы, инвестиционный климат на федеральном уровне) |
4 |
4 | |||
1.4 |
Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база) |
5 |
5 | |||
Итоговая оценка состояния инновационного макроклимата |
18 |
19 | ||||
2 Оценка инновационного | ||||||
2.1 |
Зона хозяйствования, сегмент рынка, уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнёрами |
5 |
5 | |||
2.2 |
Зона капиталовложений- |
5 |
5 | |||
2.3 |
Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов |
5 |
4 | |||
2.4 |
Зона сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов |
5 |
5 | |||
2.5 |
Зона трудовых ресурсов – рынок труда специалистов, менеджеров, рабочих |
4 |
5 | |||
2.6 |
Группа стратегического влияния (на уровне отрасли, региона, города, района) |
5 |
5 | |||
Итоговая оценка состояния инновационного микроклимата |
29 |
29 | ||||
Итого по инновационному климату | ||||||
1 |
Оценка макроклимата |
18 |
19 | |||
2 |
Оценка микроклимата |
29 |
29 | |||
Итоговая оценка состояния инновационного климата |
47 |
48 |
Рассчитаем индекс инновационного климата :
48/47= 1,02
, то можно сделать вывод, что данный результат говорит об улучшении инновационного климата, т.е. состояние внешней среды организации способствует достижению инновационных целей.
При максимальных оценках по всем компонентам полученная сумма составила бы 50.
47/50 = 0,94;
48/50 = 0,96;
5 * 0,94 = 4,7 балла (оценка инновационного климата за 2008 г. говорит о том, что возможности велики)
5 * 0,96 =4,8 балла (оценка инновационного климата за 2009 г. говорит о том, что внешняя среда способствует достижению инновационных целей);
При наличии данных об инновационном потенциале и инновационном климате, оценим инновационную позицию по предприятию, по формуле:
,
где - оценка инновационного потенциала, баллы;
- оценка инновационного климата, баллы.
= 1,0158
Также этот показатель характеризует потенциальные инновационные возможности предприятия.
После оценки СИП определим
базовую инновационную
Таблица 7 - Матрица классификации конкурентных стратегий для ОАО «Макфа»[16]
Критерии |
Тип стратегии (по классификации Л.Г. Раменского) | |||
Коммутантная (приспособительна) |
Патиентная (нишевая) |
Виолентная (силовая) |
Эксплерентная (пионерская) | |
Тип компании (по классификации Х. Фризевинкеля) | ||||
«мыши» |
«лисы» |
«львы», «слоны», «бегемоты» |
«ласточки» | |
Сущность стратегии |
Удовлетворение нестандартного спроса на локальном рынке |
Доминирование в узком сегменте рынка |
Доминирование на обширном рынке |
Привитие спроса на принципиально новые товары |
Уровень конкуренции |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
Новизна отрасли |
Новые, зрелые |
Зрелые |
Новые, зрелые |
Новые |
Профиль производства |
Универсальное мелкое |
Специализированное |
Массовое |
Экспериментальное |
Масштаб компании |
Мелкие |
Мелкие, средние, крупные |
Крупные |
Мелкие, средние |
Устойчивость компании |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
Низкая |
Тип НИОКР |
Отсутствует |
Приспособительный |
Улучшающий |
Прорывной |
Расходы на НИОКР |
Отсутствуют |
Средние |
Высокие |
Высокие |
Фундаментальные особенности компании |
Локальный масштаб бизнеса Индивидуальный подход к конкретному клиенту «Партизанский» маркетинг |
Узкая специализация Определённый круг потребителей Нестандартная продукция |
Относительно низкие издержки Широкомасштабные НИР Развитая сбытовая сеть Крупные рекламные кампании |
Поиск преобразующих решений Повышенный риск Внедрение радикальных нововведений |
Характеристика товара и спроса |
Простая продукция Изменчивый и неоднородный спрос Многочисленность потребителей |
Уникальный товар Высокое качество Ограниченный спрос Высокая цена |
Сравнительно дешёвый товар Среднее качество Массовый спрос |
Непрерывное обновление товара Расчёт на привитие потребностей и спроса |
Преимущества в конкуренции |
Гибкость реакции Предприимчивость |
Приспособленность к особому рынку |
Высокая производительность |
Лидерство в нововведениях |
По данным таблицы 7, приведенной выше, тип базовой конкурентной инновационной стратегии ОАО «Макфа» в большей степени - виолентная. Тип компании, по классификации Х. Фризевинкеля, - «львы».
Виолентная стратегия характерна
для фирм, действующих в сфере крупного,
стандартного производства товаров и/или
услуг.
Фундаментальный источник силы фирм заключен
в том, что такое производство обычно можно
наладить более эффективно и с меньшими
издержками, чем изготовление небольших
партий сильно отличающихся друг от друга
товаров. Кроме того, виоленты используют преимущества,
создаваемые широкомасштабными научными
исследованиями, развитой сбытовой сетью
и крупными рекламными кампаниями.
Три основные разновидности фирм - виолентов за свои гигантские размеры и экономическую мощь получили в науке звучные названия «гордых львов», «могучих слонов», «неповоротливых бегемотов».
3.4 Оценка инновационной активности, результатов и эффективности инновационной деятельности ОАО «Макфа».
Основные результаты инновационной деятельности организации можно разделить в зависимости от оказанного эффекта на эту организацию. Рассмотрим основные эффекты, являющиеся результатами инновационной деятельности, на ОАО «Макфа».
Таблица 8 - Основные результаты ИД организации.
Вид эффекта |
Результат инновационной деятельности |
Экономический эффект |
Прибыль от лицензионной деятельности Прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау. Прирост объема продаж Улучшение использования производственной мощности Сокращение срока окупаемости инвестиций Сокращение сроков капитального строительства Улучшение использования ресурсов: рост производительности труда; повышение фондоотдачи; снижение материалоемкости; ускорение оборачиваемости оборотных средств и др. Улучшение показателей финансового состояния |
Научно-технический эффект |
Количество зарегистрированных авторских свидетельств Увеличение удельного веса новых информационных технологий Увеличение удельного веса новых прогрессивных технологических процессов Повышение коэффициента автоматизации производства Повышение организационного уровня производства и труда Рост количества публикаций (индекса цитирования) Повышение конкурентоспособности организации и ее товаров на рынках промышленно развитых стран |
Социальный эффект |
Прирост дохода работников Повышение степени безопасности работников Повышение степени удовлетворения социальных и духовных потребностей Увеличение количества рабочих мест Повышение квалификации работников Улучшение условий труда и отдыха Увеличение продолжительности жизни работников и членов их семей |
Экологический эффект |
Снижение выбросов вредных компонентов в атмосферу, почву, воду Снижение количества отходов производства Повышение эргономичности производства Улучшение экологичности выпускаемых товаров Улучшение эргономичности (уровень шума, вибрации и т. п.) выпускаемых товаров Снижение штрафов за нарушение экологического законодательства и других нормативных документов |
4 Рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности предприятия.
Для оценки инновационных идей исследуемого предприятия используем двумерную матрицу «Полезность – усилия» (рисунок 2).
Рисунок 2 - Матрица «Полезность - усилия»
По данной матрице к категории «А» на ОАО «Макфа» относится:
В организации также существуют проекты, относящиеся к категории «В».
Например, производство макаронных изделий «Смак». В них содержится много витаминов и минеральных веществ, таких как натрий, кальций, магний, железо и другие.
Также в последнее время, это производство нового товара - оливковое масло высшего качества extra virgin Grand di Oliva, изготовленное из отборных свежих оливок. Эти плоды оливкового дерева содержат ненасыщенные жирные кислоты, которые снижают уровень вредного холестерина. Качественное оливковое масло помогает поддерживать баланс жизненно важных элементов в организме.
К категории «С» относится проект - Разработка более удобных и практичных упаковок.
Для масла используют темные стеклянные бутылки, емкостью 500 и 250 мл. Для круп используют картонные упаковки, и содержимое удобно расфасовано по пакетикам. Для макарон – полипропиленовый пакет, но производство таких упаковок вредит окружающей среде. И по этой причине следует доработать данный проект.
Основные продукты и разработки компании «Макфа»:
Информация о работе Управление инновационной деятельностью предприятия