Управление инновационной деятельностьюна преприятии (на примере СПК “Остромечево”)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обоснование основных направлений инновационной деятельности на предприятии.
В соответствии с целью, в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы инновационной деятельности и риска на предприятиях;
- провести анализ инновационной деятельности в СПК «Остромечево»;
- подготовить предложения и направления деятельности, которые помогут хозяйству наиболее эффективно заниматься инновационной деятельностью.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Понятие инновационной деятельности и риска.
Понятие об инновациях и рисках связанных с инновационной деятельностью…………………………………………………..5
Виды рисков и методы управления рисками…………..…….8
Инновации и последствия…………………………………….21

Глава II. Инновационная деятельность и риск на предприятиях АПК.
Характеристика предприятия…………………………………24
Инновации на предприятии АПК…………………………….26
Направления инновационной деятельности…………………29


Выводы и предложения

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая менедж.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

 

На фоне известного оптимизма  последних лет, обусловленного позитивным уклоном основных макроэкономических показателей, на первый план все больше и больше выдвигается вопрос об устойчивости наблюдаемого пока еще краткосрочного экономического роста. Ответ на него непосредственно связан с реальной эффективностью проводимой государством инновационной политики, которая должна быть подкреплена целым комплексом мер по стимулированию инвестиций в сферу науки и инноваций.

Как свидетельствует  мировой опыт, в условиях экономики, основанной на знаниях, альтернативы инновационному пути развития просто нет. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшение социально-экономической ситуации в стране.

Современные приоритеты инновационной деятельности обусловлены  недостаточной конкурентоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки. Предприятия, ориентируясь на максимальное удовлетворение внутреннего спроса, в большей мере склонны к внедрению продукции заменяющей импортную. Именно поэтому в качестве основной цели инновационной деятельности выступает расширение ассортимента продукции

Укреплению позиций  отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке способствует внедрение  продукции заменяющей импортную, что  является еще одним фактором, оказывающим существенное влияние на инновационную стратегию предприятий.

Перечисленные цели при  всей их значимости заслоняют одну из важнейших задач инноваций - достижение высокого уровня конкурентоспособности  отечественной продукции, позволяющего завоевывать новые внешние рынки сбыта. По данным статистики, белорусские предприятия не питают особых иллюзий относительно возможности выхода на новые рынки сбыта за рубежом, что выражается в минимальном рейтинге соответствующих целей среди прочих задач инновационной деятельности.

В то же время наблюдаются косвенные признаки того, что предприятия уже делают определенные шаги в данном направлении. В частности, обращает на себя внимание относительно высокая значимость такой цели инновационной деятельности, как обеспечение соответствия современным нормам и стандартам. Последнее является необходимым условием, определяющим возможность продвижения белорусских инновационных продуктов и технологий на зарубежные рынки.

В составе факторов производственного  характера, препятствующих инновациям, наибольшее беспокойство предприятий вызывает их собственный низкий инновационный потенциал, определяемый слабым уровнем развития исследовательской базы на производстве, неготовностью предприятий к освоению новейших научно-технических достижений. Недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта, возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями – все эти негативные обстоятельства являются следствием разрыва сложившихся в доперестроечные времена производственно-экономических и информационных связей.

Если же говорить в  частности о СПК «Остромечево», мне бы хотелось рассмотреть комбинат по переработке сельскохозяйственной продукции. На территории комбината расположены: винный, хлебный и колбасный цеха, введены в эксплуатацию два новейших фруктохранилища, также на территории комбината находятся холодильники и склады для хранения сельскохозяйственной продукции.

Во-первых, о фруктохранилищах, не имеющих аналогов в Беларуси, их постройка обошлась хозяйству  в 500 тыс. евро за каждое здание вместительностью 1200 тонн. Эта технология хранения не так давно используется за рубежом, но сразу завоевала первое место по хранению овощей и фруктов. Не вдаваясь в биологические нюансы и технологию хранения, нужно отметить, что овощи и фрукты могут хранится до четырех лет с минимальными потерями от хранения. Таким образом хозяйство может обеспечить себя наилучшими семенами на несколько лет вперед.

Конечно, для столь  фундаментального строительства выданные деньги «не малые» и это связано  с риском потерять достаточно большое количество капитала, но хочется отметить, что в период когда фруктохранилище не занято оно может использоваться как склад, и сдаваться в аренду другим предприятиям по оговоренной цене. Что в конечном итоге сможет окупить затраты на постройку в течении 5 лет.

Во-вторых, о винном, колбасном  и хлебном цехах. Здесь все  более обыденно, продукция производимая в этих цехах не развивалась до 2008 года.

В вином цехе начали наблюдаться  сдвиги, когда увеличился ассортимент  плодово-ягодного вина, с 2 до 7 видов. И розливом в емкости не только 0,5 и 0,7, но и в 0,2 и 1 литр. Что заметно улучшило финансовое состояние цеха. Ассортимент продукции увеличился, появились новые клиенты и заказчики. Затем хозяйство закупило польскую линию по розливу вина, это повысило качество вина и ускорило производство. Тем самым, маркетинговый шаг в сторону увеличения ассортимента и закупка новой технологии розлива – улучшили качество и снизили затраты на производство вина.

В колбасном цехе также  наблюдаются сдвиги, но это не связано с инновационной деятельностью. Производство колбасы на соевой основе уже давно используется на территории Беларуси и поэтому это нельзя назвать нововведением либо инновационной технологией. Как результат – увеличился ассортимент, а тем самым и спрос на более дешевую колбасу.

Хлебный цех, наиболее молодой, он появился не так давно и был  построен по причине занятости населения. Сперва, хлебный цех приносил убытки, т.к. производство хлеба всегда было убыточным, но благодаря установке  линии по производству макарон цех стал рентабельным. Начальство постановило свернуть производство хлеба, но тут сыграл социальный фактор. Люди захотели каждый день иметь свежий хлеб.

Также в хозяйстве  находится ферма по откорму КРС, до недавнего времени это была единственная ферма такого типа в Беларуси. Это полностью автономное здание, труд за присмотром коров и на обслуживание оборудования минимален.

В СПК «Остромечево»  находится звероводческий комплекс по выращиванию пушных зверьков –  норок, был он построен в начале 90-х  годов. Только зверокомплекс во время кризиса 1995-1998 года, позволял оставаться хозяйству на плаву. Сперва, на ферме выращивался только один вид норок, но в силу развития ассортимента меховых изделий из разных видов норок, зверокомплекс пошел на увеличение ассортимента меха. Так в 1997 году была закуплена партия «голубых» норок, в то время изделия из серого меха только появлялись на белорусских рынках. Что сразу же увеличило спрос на эту продукцию. Вместе со зверохозяйством СПК «Остромечево», закупили партию «голубых» норок такие крупные хозяйства Беларуси как «Озерский» звероводческий комплекс на Гродненщине и Пинское зверохозяйство.

В послекризисные годы СПК  «Остромечево», поняв, что сырье  стоит намного дешевле чем  продукция, организовала пошивочный цех. На то время продукция пошивочного цеха пользовалась большим спросом, а изделия из меха ежегодно получали одни из первых призов на выставках.

Ясно, что развитие производства, побуждаемое конкуренцией, не стоит на месте. Так в 2006 году была закуплена очень маленькая партия «черных» зверьков, в то время это была пробная покупка нового вида, но сразу же завоевавшая рынок своей индивидуальностью. А уже в 2008 году была закуплена другая партия нового вида, короткошерстных норок, из Дании. Зверокомплекс СПК «Остромечево» был первым в республике, который приобрел данный вид зверьков. На этот шаг возлагались большие надежды, так как реализация меха уменьшалась с каждым годом, но надежды не оправдались. Ввиду того, что мода на меховые изделия прошла. И сейчас зверокомплекс испытывает некоторые финансовые затруднения.

Таким образом видно, что не всегда что-то новое способно изменить в лучшую сторону, тем более когда исчезает спрос на продукцию.

 

 

 

 

 

 

    1. Направления инновационной деятельности.

Процесс создания научно-технических нововведений (инноваций) объединяет науку, технику, предпринимательство и управление.

Инновация - это технико-экономический  процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий. В случае, если оно ориентирована на экономическую выгоду ее результатом является добавочная прибыль. Инновация - сложный, многогранный и многоэтапный процесс, охватывающий весь спектр видов деятельность от исследований и разработок до маркетинга.

Во многих промышленно развитых странах мелким и средним фирмам для инновационных целей предоставляются на законодательной основе налоговые льготы, а также льготные кредиты для инвестиций рискового капитала, выплаты из различных специальных фондов, создающие в совокупности мощные стимулы для успешной  реализации инновационных проектов.

Принято считать, что  мотивацией всех видов предпринимательской  деятельности является получение предпринимательского дохода или прибыли. Такой подход не учитывает важнейших качественных изменений, происходящих по мере увеличения риска: в нем наиболее мотивированной являлась бы деятельность в инновационном предпринимательстве с ожиданием наибольшего дохода. Математическое ожидание, равное произведению дохода на величину вероятности его получения (остатка от единицы за вычетом размера риска), также подтверждает этот вывод, так как именно инновации выступают в качестве главного движителя экономического роста.

В действительности на развитие предпринимательства по видам влияет сложная связь величины ожидаемого результата, вероятность его получения и математического ожидания. Сравнительно небольшой доход в области малых рисков компенсируется высокой вероятностью его получения, что является мощным мотивом для участия в бизнесе хозяйствующих субъектов. Можно сказать, что области предпринимательства, в которых выигрывает большинство участников, привлекают к себе повышенное количество желающих участвовать в игре.

По мере приближения  к правому флангу повышается привлекательность  ожидаемого результата, однако математическое ожидание растет медленнее из-за низкой вероятности его получения. Чрезвычайно высокие риски распространяются на всех участников «игры», в которой выигрывают лишь немногие. И хотя благодаря им выигрывает вся экономика, высокие риски ограничивают мотивацию к участию в деятельности на правом фланге.

Величина и изменение  рисков решающим образом обуславливают  необходимость применения разных подходов к воздействию внешней среды на их регулирование. В мало- и среднерисковых видах деятельности весь риск ложится на предпринимателей, для которых внешняя среда (государство) устанавливает так называемые «правила игры» в части регистрации, налогообложения, регулирования фондовой и экономической деятельности, участия финансовых и инвестирующих учреждений.

При высоких рисках этих правил недостаточно. Главным становится усиление мотивации посредством распределения рисков между участниками инновационной деятельности и исключения катастрофических потерь для непосредственных новаторов в случае недостижения ими ожидаемого результата.

В станах с развитыми  рыночными отношениями эта проблема решается разными способами, но в  их основе заложены два направления: во-первых, использование преимуществ  крупных диверсифицированных компаний и корпораций, во-вторых, создание сети небольших специализированных фирм и системы их инфраструктурного обслуживания.

В нашей стране отдельные  исследователи инновационной деятельности в качестве признаков, характеризующих  её подъём, приводят три аргумента: организация финансово-промышленных групп (ФПГ), рост количества малых предприятий и создание всевозможных внебюджетных фондов. Несостоятельность этих аргументов показана в ряде работ: в них, кроме критики, содержаться отдельные меры по поддержке малого предпринимательства, их тщательного анализа в пределах данной работы, следует иметь ввиду дополнительные меры, отсутствующие среди предложений, но вошедшие в мировую практику инновационного предпринимательства.

В странах, переходящих  на инновационный путь развития, формирование слоя новаторов осуществляется на основе венчурного финансирования: только оно в массовом масштабе способствует перераспределению рисков. Представляется, что наиболее действенное и комплексное предложение по развитию инновационного предпринимательства в нашей стране должно содержать меры по созданию всевозможных внебюджетных и бюджетных финансовых фондов и их отделений инновационной направленности, по источникам их пополнения, по организации отбора перспективных проектов разного уровня и условий их финансирования, по предотвращению недобросовестного применения фондов при одновременном усилении  мотивов к их использованию со стороны потенциальных новаторов.

В нашей стране в настоящий  момент отсутствует, к сожалению, правовая, экономическая и организационная база для мотивации инновационной деятельностью. Поэтому перед белорусской экономикой стоит исключительно важная стратегическая задача - выйти из технологического кризиса и осуществить прорыв на узловых направлениях формирования постиндустриального технологического способа производства. Среди таких ключевых направлений можно отметить технологии и товары в области биотехнологии, электроники и информации, транспорта.

Учитывая специфику  Беларуси, кроме стимулирования вышеотмеченных приоритетных направлений развития отраслей высоких технологий, необходимо кардинальное техническое переоснащение отраслей потребительского комплекса, прежде всего производящих продовольствие. Это необходимо, чтобы оградить белорусский рынок от экспансии импортных, более дешевых, но менее качественных, чем белорусские, продовольственные товары, поддержать белорусских производителей.

Информация о работе Управление инновационной деятельностьюна преприятии (на примере СПК “Остромечево”)