Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 22:31, курсовая работа
Инновационный менеджмент изучает способы целенаправленного управления инновациями (новшествами, нововведениями) различной природы и сложности в процессе их создания, освоения и распространения на предприятиях и в организациях.
Главной целью данной работы исследование практических механизмов, определяющих применимость инновационного развития к реальному сектору экономики, оценка и анализ перспектив развития современных предприятий в условиях становления инновационной экономики, задачи внедрения инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство в условиях кризиса.
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Основные цели и задачи инновационного менеджмента. 4
1.2 Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса 9
1.3 Российские учёные о проблемах практической реализации инновационной модели менеджмента в условиях российской экономики 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ … 23
2.1 Оценка уровня инновационного развития деятельности регионов Приволжского федерального округа 23
2.2 Анализ инновационной активности российских предприятий 27
2.3 Формы стимулирования инновационной активности современных предприятий 32
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 37
3.1 Формирование промышленно-инновационных кластеров 37
3.2 Целенаправленная поддержка со стороны государства 39
3.3 Внедрение инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство во время кризиса 41
Заключение 45
Список литературы 47
К = (1)
- число активных организаций, занимающихся исследованиями и разработками в регионе;
- общее число предприятий и организаций в регионе.
Интенсивный коэффициент инновационной активности бизнеса на примере Приволжского федерального округа(ПФО) рассчитывается как:
К = (2)
где - объём инновационной продукции региона;
- совокупный объём производства отрасли, или ВРП (если рассчитывается для экономики региона).
В качестве обобщающего показателя Кабанов В.Н. предлагает использовать интегральный коэффициент инновационной активности бизнеса, который представляет собой произведение экстенсивного и интенсивного коэффициентов для регионов Приволжского федерального округа в 1998—2006 гг.:
К , (3)
где К - экстенсивный коэффициент инновационной активности бизнеса;
К - интенсивный коэффициент инновационной активности бизнеса.
На основании интегральных сбалансированных показателей инновационной активности бизнеса были рассчитаны рейтинги уровня конкурентоспособности регионов Приволжского федерального округа за 1995—2006 гг. (рис. 1).
Рис. 1 Рейтинги уровня конкурентоспособности региона ПФО
Высокий рейтинг — более 2,0; значение рейтинга выше среднероссийского:
1,0—1,99; значение рейтинга ниже среднероссийского:
0,5—0,99;
низкий рейтинг: до 0,49.
Исходя из изменений значений рейтинга уровня конкурентоспособности автором данной методики было выделяю пять групп регионов в ПФО по способности к развитию в долгосрочной перспективе :
1. «Лидеры», к которым
относится только
2. «Потенциальные лидеры», куда вошли Республика Татарстан и Самарская область; характеризуются положительными темпами прироста рейтинга уровня конкурентоспособности, а его абсолютное значение выше среднероссийского. При обеспечении высоких темпов инновационного развития эти регионы имеют реальные шансы перейти в группу «лидеров». Первые две группы образуют инновационное «ядро» округа.
3. «Развивающиеся». К
этой группе относятся
4. «Неустойчивые»:
Республика Марий Эл и
5. «Спящие». В эту
группу вошли Кировская и
Группы 4 и 5 образуют группу «неиспользованных возможностей». Это и есть инновационный потенциал и инновационное будущее округа, которые дают шанс снизить уровень бедности населения.
Оценка показателя экономической надёжности инновационного развития — это оценка структурной перестройки экономики исследуемого региона в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса, который, в конечном счёте, снижает уровень бедности населения. От того, смогут ли федеральные и региональные органы власти обеспечить необходимые условия развития высокоточных наукоёмких производств различных отраслей народного хозяйства, будет во многом зависеть показатель экономической надёжности и безопасности исследуемого региона. Поэтому следует постоянно осуществлять их мониторинг на основе макроэкономических показателей страны и незамедлительно корректировать стратегию экономической безопасности в соответствии с происходящими рыночными изменениями .
2.2. Анализ инновационной активности российских предприятий
Для целей формирования и развития внутреннего рынка в период экономических реформ осуществлялись интеграционные процессы на основе вхождении предприятий в вертикальные структуры в форме кооперативных групп и создавались горизонтальные ассоциативные образования . Следует отметить, что в 1990-е годы наряду с объединением предприятий происходило и их «дробление» и разукрупнение в результате приватизационных процессов, что был о неизбежно в условиях формирования рыночной экономики в нашей стране. Экономисты отмечают существенный рост числа международных стратегических альянсов с участием российских компаний в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Создание стратегических альянсов позволило отечественным компаниям получить доступ к знаниям и технологиям, к новым рынкам и методам ведения конкурентной борьбы. Формирование таких стратегических альянсов осуществлялось в форме совместных предприятий и создавало более благоприятные условия для зарубежных партнеров: обеспечивало менее затратное и рискованное вхождение на российский рынок иностранным компаниям. Подобная форма интеграции является обоснованной с точки зрения необходимости привлечения новых технологий для развития деятельности отечественных предприятий, которые способны стать локомотивом инновационного развития национальной экономики.
В табл. 3 представлены
данные о количестве созданных
передовых производственных
Количество созданных российскими предприятиями передовых производственных технологий за период 2008-2012 гг.
Направление |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2009 к 2008 |
2010 к 2008 |
2011 к 2008 |
2012 к 2008 |
Проектирование и инжиниринг |
111 |
138 |
148 |
177 |
207 |
1,24 |
1,33 |
1,59 |
1,86 |
Производства, обработки и сборка |
342 |
291 |
362 |
365 |
395 |
0,85 |
1 ,06 |
1,07 |
1,15 |
Автоматизированные погрузочно-разгрузочные операции |
11 |
9 |
13 |
8 |
15 |
0,82 |
1,18 |
0,73 |
1,36 |
Аппаратура автоматизированного наблюдения (контроля) |
90 |
91 |
97 |
110 |
124 |
1,01 |
1,08 |
1,22 |
1,38 |
Связь и управление |
49 |
57 |
56 |
67 |
78 |
1,16 |
1,14 |
1,37 |
1,59 |
Производственные и информацион-ные системы |
23 |
21 |
24 |
14 |
22 |
0,91 |
1,04 |
0,61 |
0,96 |
Интегрированное управление и контроль |
50 |
30 |
35 |
39 |
48 |
0,60 |
0,70 |
0,78 |
0,96 |
Передовые производственные технологии, всего |
676 |
637 |
735 |
780 |
820 |
0,94 |
1 ,09 |
1,15 |
1,21 |
Источник: составлено О.В. Никулиной по данным Федеральной службы государственной статистики.
В табл. 3 показано, что за период с 2008 по 2012гг. наблюдается рост числа передовых производственных технологий на 18%, однако их разработка осуществляется неравномерно по направлениям инновационной деятельности: лидирующее положение занимает «проектирование и инжиниринг» (1,86), в числе «отстающих» направлений, как ни странно, отмечены «производственные и информационные системы» (0,96). Технологические инновации лежат в основе роста национальной экономики и способны обеспечить национальную технологическую безопасность |, однако анализ показателей инновационной активности (табл. 4) свидетельствует о низком уровне развития и недостаточном инновационном потенциале российских предприятий.
Инновационная активность российских предприятий за период 2008-2012 г.
Виды экономической деятельности |
К-во организаций, осуществлявших техноло-гические инновации |
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, % | ||||||||
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Добыча полезных ископаемых |
69 |
69 . |
85 |
76 |
82 |
5,9 |
5,6 |
7,0 |
5,8 |
6,0 |
Обрабатывающие производства |
2048 |
2122 |
2158 |
2150 |
2155 |
11,4 |
10,9 |
11,1 |
11,5 |
11,9 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
75 |
211 |
247 |
259 |
263 |
4,7 |
4,2 |
4,2 |
4,1 |
4,2 |
По добывающим, обраба-тывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, всего |
2192 |
2402 |
2490 |
2485 |
2494 |
10,5 |
9,3 |
9,4 |
9,4 |
9,4 |
Доля организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций промышленного производства снизилась за период с 2008г. (10,5%) по 2012г. (9,4%) на 10%.
Для определения перспектив развития инновационной активности российских предприятий необходимо проанализировать данные о финансировании научных исследований и разработок и определить основные направления развития. В табл. 5 показаны объемы затрат на научные исследования и разработки по секторам деятельности за период 2008-2012гг.
Таблица 5
Внутренние затраты на исследования и разработки но секторам деятельности за период 2008-2012 гг., млрд. руб.
Сектор деятельности |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2009 к 2008 |
2010 к 2008 |
2011 к 2008 |
2012 к 2008 |
Государственный |
49,5 |
60,2 |
78,0 |
108,0 |
134,0 |
1,21 |
1,58 |
2,18 |
2,42 |
Предпринимательский |
135,4 |
156,9 |
192,5 |
238,4 |
269,7 |
1,16 |
1,42 |
1,76 |
1,94 |
Высшего профессионального образования |
10,7 |
13,3 |
17,6 |
23,5 |
28,4 |
1,24 |
1 ,64 |
2,20 |
2,72 |
Некоммерческих организаций |
0,4 |
0,4 |
0,7 |
1,2 |
1,5 |
1,0 |
1,75 |
3,0 |
4,4 |
Всего |
196,0 |
230,8 |
288,8 |
371,1 |
433,6 |
1,18 |
1,47 |
1,89 |
2,21 |