Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 22:31, курсовая работа
Инновационный менеджмент изучает способы целенаправленного управления инновациями (новшествами, нововведениями) различной природы и сложности в процессе их создания, освоения и распространения на предприятиях и в организациях.
Главной целью данной работы исследование практических механизмов, определяющих применимость инновационного развития к реальному сектору экономики, оценка и анализ перспектив развития современных предприятий в условиях становления инновационной экономики, задачи внедрения инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство в условиях кризиса.
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Основные цели и задачи инновационного менеджмента. 4
1.2 Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса 9
1.3 Российские учёные о проблемах практической реализации инновационной модели менеджмента в условиях российской экономики 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ … 23
2.1 Оценка уровня инновационного развития деятельности регионов Приволжского федерального округа 23
2.2 Анализ инновационной активности российских предприятий 27
2.3 Формы стимулирования инновационной активности современных предприятий 32
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 37
3.1 Формирование промышленно-инновационных кластеров 37
3.2 Целенаправленная поддержка со стороны государства 39
3.3 Внедрение инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство во время кризиса 41
Заключение 45
Список литературы 47
Источник: составлено О.В. Никулиной по данным Федеральной службы государственной статистики.
На рис. 2 представлена структура затрат на научные исследования и разработки но секторам деятельности в 2012г.
Рис. 2. Структура затрат на научные исследования и разработки по секторам деятельности за период 2012г.,%
Рис. 1 наглядно демонстрирует доминирующее положение предпринимательского сектора (238,4 млрд. руб., или 64,2 %), так как именно в этой области наиболее активно осуществляется процесс создания и реализации инновационных разработок.
Анализ представленных показателей свидетельствует об увеличении финансирования научных работ почти в 2 раза (2,21) в 2012 г. по сравнению с 2008 г., однако, как следует из данных табл. 2, это не привело к аналогичному росту инновационной активности отечественных предприятий за рассматриваемый период.
В настоящий момент в российской экономике недостаточно развито малое предпринимательство, особенно в промышленной сфере. В табл. 6 на основе данных Федеральной службы государственной статистики (Росстата) представлены основные показатели, характеризующие состояние малого предпринимательства по видам экономической деятельности за период 2012г.
Показатели деятельности малых предприятий (ММ) (без микропредприятий ) в 2012г.
Виды экономической Деятельности
|
Число МП, тыс. ед.
|
Среднесписочная численность работников МП, тыс. чел. . |
Оборот МП | |
млрд, руб. |
В % к итогу | |||
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
83,9 |
1659,3 |
6095,5 |
60,4 |
Обрабатывающие производ-ства |
42,5 |
1141,4 |
1311,3 |
13,0 |
Строительство |
37,9 |
1000,0 |
1228,4 |
12,2 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
55,1 |
1002,7 |
627,4 |
6,2 |
Транспорт и связь |
17,0 |
348,7 |
306,7 |
3,0 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
16,4 |
472,6 |
170,7 |
1,7 |
Гостиницы и рестораны |
8,7 |
206,5 |
106,7 |
1,1 |
Добыча полезных ископаемых |
1,2 |
36,6 |
59, 8 |
0,6 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,4 |
75,6 |
47,6 |
0,5 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
4,1 |
66,6 |
38,7 |
0,4 |
Рыболовство, рыбоводство |
0,9 |
24,2 |
23,1 |
0,2 |
Образование |
0,7 |
4,8 |
2,1 |
0,0 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
7,8 |
144,5 |
74,5 |
0,7 |
Всего |
282,7 |
6217,1 |
10093,5 |
100 |
Данные табл. 6 отражают современную ситуацию в сфере малого предпринимательства, когда наиболее привлекательными для создания и развития малого бизнеса являются коммерция и сфера услуг.
2.3. Формы стимулирования
инновационной активности
Сущность пускового механизма возрождения и выхода из кризисных ситуаций заключается в поддержке научных исследований и инноваций, создающих новые ресурсосберегающие технологии и новые виды продукции. Формирование инновационной экономики должно быть основано па партнерстве всех участников производства . В условиях кризиса меняется подход к формированию конкуренции между различными предприятиями: более предпочтительным и эффективным является не противостояние, а совместное, интегрированное в определенные структуры взаимодействие.
Для повышения уровня инновационной активности российских предприятий недостаточно использовать только одно направление стимулирования в виде увеличения финансирования научных исследований. Целесообразно развивать интеграционные формы взаимодействия малых, средних и крупных предприятий, соединять усилия государства, науки и бизнеса в области инновационных разработок, создавать промышленно-инновационные кластеры предприятий для максимально эффективной реализации всех стадий жизненного цикла инновационного процесса и обеспечения успешной коммерциализации новых продуктов и технологий.
Развитие сотрудничества малого и крупного бизнеса целесообразно с точки зрения обеспечения доступа малым предприятиям к финансовым ресурсам крупных компаний на основе финансирования научных исследований и разработок и мелкосерийного производства при внедрении и испытании инноваций. Доступность финансовых ресурсов для развития, а также для реализации новых проектов становится ключевым условием свободы создания новых инновационных производств. В свою очередь меры по поддержке малых инновационных предприятий должны быть связаны со стабилизацией положения крупных промышленных предприятий, со становлением производства в финансово-промышленных группах и комплексах.
Для формирования национальной инновационной экономики необходимо развивать промышленность, которая способна сбалансировать сырьевой сектор, создать достойную альтернативу импортным продуктам и технологиям. Поэтому приоритетным направлением деятельности при создании инновационных малых предприятий в их тесном взаимодействии с крупным бизнесом должно стать производство наукоемкой продукции для различных отраслей промышленности и сферы услуг.
По приоритетным направлениям целесообразно провести мониторинг и сформировать базу данных о потребностях современной экономики в товарах, работах и услугах обследуемых предприятий, далее определить ключевые компетенции каждого предприятия (финансовые и сырьевые ресурсы, технологическая и производственная база, трудовые ресурсы соответствующей квалификации, рынки сбыта и т.д.) и выявить потенциальные возможности и существующие потребности в ресурсах и технологиях для осуществления производства приоритетного продукта или реализации приоритетной задачи.
Для успешного функционирования малых предприятий по приоритетным направлениям развития отечественной промышленности необходимо создать инновационную инфраструктуру поддержки, которая включает в себя создание технополисов, технопарков и инновационных центров, инкубаторов бизнеса, центров трансфера технологий и пр. Формирование технопарков на базе крупных промышленных предприятий при участии научных организаций и вузов позволит малым предприятиям получить доступ к промышленным площадкам и обеспечит перспективы их «послеинкубационного» развития. К сожалению, сегодня данное направление недостаточно реализовано па практике, что существенно затрудняет возможность комплексного развития инновационной деятельности малых и средних предприятий в тесном сотрудничестве с крупным бизнесом, а также не позволяет максимально эффективно реализовать полный инновационный цикл в промышленном производстве.
На рис. 3 представлена концепция инновационного развития современных предприятий с учетом приоритетов национальной и региональной политики.
Рис.3 Концепция инновационного развития современных предприятий
Данная концепция позволяет определить комплекс мероприятий по стимулированию инновационной активности отечественных предприятий. Стимулирование инновационной активности отечественных предприятий должно осуществляться комплексно и системно по следующим основным направлениям:
- разработка и реализация политики инвестиционной технологической экспансии для «возрождения» национальной промышленности;
- формирование и применение
механизма налогового
- предоставление льготных кредитов и государственных гарантий как формы обеспечения кредитов, выдаваемых для финансирования инновационных проектов;
- создание специальной
инфраструктуры для поддержки
и развития инновационного
- защита интересов
и прав интеллектуальной
- формирование системы
государственных заказов на
Воплощение в жизнь инновационных проектов осуществляется на основе последовательного и взаимосвязанного выполнения всеми участниками этапов жизненного цикла инноваций, начиная с момента разработки и создания и заканчивая процессом устаревания и утилизации инноваций. Поэтому создание интегрированных структур для объединения и координации действий всех участников инновационного процесса (государства, научных организаций и вузов, крупных и малых предприятий) является необходимым условием успешной реализации проекта . Такое взаимодействие позволяет всем экономическим субъектам не только успешно завершать инновационный цикл на основе естественной специализации и целесообразного разделения инновационных функций, но и максимально эффективно реализовать свои экономические интересы и получить новые возможности для развития собственно инновационной деятельности, используя знания и опыт. Таким образом, в самом процессе реализации инновационного цикла заложен механизм стимулирования инновационной активности его участников па основе синергетического эффекта инновационной деятельности за счет эмерджентности.
Большое значение для формирования инновационной экономики имеют тенденции развития взаимоотношений между предприятиями малого, среднего и крупного бизнеса. Выработанная система эффективного сотрудничества различных форм предпринимательства является признаком развитости современной экономики. Общеизвестно, что крупные компании обладают необходимым потенциалом для осуществления и развития инновационной деятельности, однако малые предприятия способны более гибко реагировать на изменяющиеся запросы рынка и быстро внедрять новые технологии. Мировая практика показывает, что использование кооперации повышает эффективность работы крупных компаний, особенно это актуально в сфере производства, где происходит реализация технологических и продуктовых инноваций.
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
3.1. Формирование промышленно-инновационных кластеров
В условиях кризиса государство осуществляет поддержку системообразующих крупных компаний, которые в свою очередь должны вкладывать ресурсы в развитие малого и среднего предпринимательства. Не случайно сегодня государственная политика направлена на создание и развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. Инновационная синергия взаимодействии малых, средних и крупных предприятий наиболее ярко проявляется в процессе создания промышленно-инновационных кластеров. В структуре инновационного кластера ключевую роль играют малые инновационные предприятия , создаваемые при поддержке бизнес-инкубаторов за счет средств фонда содействия малым формам предприятий в научно-технической сфере, частных инвесторов и крупных компаний. Сотрудничество малого, среднего и крупного бизнеса в рамках создания инновационной инфраструктуры поддержки предпринимательства способствует решению следующих задач:
- позволяет распределять ответственность и доли риска, связанного с инновациями;
- способствует развитию
новых технологий и
- создаст условия для проведения на регулярной и постоянной основе маркетинговых исследований и мониторингов;
- стимулирует развитие
новых производств с целью
создания дополнительных
- позволяет более эффективно
использовать накопленный опыт
и ресурсы участников
Практикой выработаны определенные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса, среди которых основными являются:
- осуществление совместной деятельности;
- использование системы
франчайзинга; передача определенных
функций на условиях
- выполнение субподрядных работ;
- организация посреднической деятельности.
Формирование промышленно-инновационных кластеров предусматривает использование контрактной системы взаимоотношений между различными предприятиями. По своей сути это напоминает советскую систему государственных заказов, однако в условиях инновационной экономики имеет определенные особенности:
- предприятия самостоятельно
определяют характер
- формирование производственных
связей происходит в рамках
реализации производственно-
В развитых странах большинство инновационных малых предприятий действуют в сфере интересов крупных компаний, что позволяет обеспечить устойчивость функционирования экономических субъектов и стимулирует их инновационную активность в направлении достижения поставленных целей . Под механизмом интеграционного взаимодействия участников инновационного процесса понимается совокупность методов и средств объединения, концентрации ресурсного потенциала и возможностей малых, средних и крупных предприятий для максимально эффективной реализации инновационного проекта и достижения поставленных целей и задач. Механизм интеграционного взаимодействия экономических субъектов в условиях инновационной экономики состоит из следующих элементов:
- создание малых предприятий
в интересах крупного бизнеса
для разработки инновационных
идей, организации мелкосерийного
производства инновационной
- объединение предприятий в цепочки кластера для усиления инновационной направленности развития, формирования научных основ организации производства, создания последовательной технологической цепочки освоения инноваций, совершенствования механизма коммерциализации инноваций;
- формирование «команды» участников инновационного процесса с учетом специализации и компетенции каждого экономического субъекта с распределением прав, обязанностей, ответственности и результатов;
- развитие устойчивых
горизонтальных связей между
предприятиями и формирование
союзов и ассоциаций