Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 22:31, курсовая работа
Инновационный менеджмент изучает способы целенаправленного управления инновациями (новшествами, нововведениями) различной природы и сложности в процессе их создания, освоения и распространения на предприятиях и в организациях.
Главной целью данной работы исследование практических механизмов, определяющих применимость инновационного развития к реальному сектору экономики, оценка и анализ перспектив развития современных предприятий в условиях становления инновационной экономики, задачи внедрения инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство в условиях кризиса.
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Основные цели и задачи инновационного менеджмента. 4
1.2 Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса 9
1.3 Российские учёные о проблемах практической реализации инновационной модели менеджмента в условиях российской экономики 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ … 23
2.1 Оценка уровня инновационного развития деятельности регионов Приволжского федерального округа 23
2.2 Анализ инновационной активности российских предприятий 27
2.3 Формы стимулирования инновационной активности современных предприятий 32
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 37
3.1 Формирование промышленно-инновационных кластеров 37
3.2 Целенаправленная поддержка со стороны государства 39
3.3 Внедрение инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство во время кризиса 41
Заключение 45
Список литературы 47
- развитие малого и среднего предпринимательства в области аутсорсинга для обеспечения бесперебойного производственного процесса, освобождения наукоемких предприятий от выполнения трудоемких работ и усиления их специализации.
3.2. Целенаправленная
поддержка со стороны
Зарубежный опыт свидетельствует о необходимости осуществления целенаправленной поддержки предпринимательского сектора со стороны государства . Инновационное партнерство бизнеса и государства реализуется в разных формах с учетом текущих и стратегических установок. Государством определены приоритетные задачи перехода от сырьевой к инновационной модели развития экономики, запланировано проведение модернизации промышленности, намечены мероприятия по выстраиванию цепочки от идеи и разработки до производства конечного инновационного продукта. Для реализации государственной инновационной политики должны быть разработаны специальные инструменты:
- финансовая поддержка научных разработок в виде грантов, ссуд, субсидий;
- формирование особых экономических зон, наукоградов, технопарков, центров трансфера технологий;
- создание специальных госкорпораций, венчурного фонда и системы частно-государственного партнерства;
- применение мер в области налогового стимулирования;
- совершенствование
Перспективы развития деятельности современных предприятий во многом сегодня определяются выбранными направлениями государственной инновационной политики:
1) энергоэффективность и энергосбережение, и том числе вопросы разработки новых видов топлива;
2) ядерные технологии;
3) космические технологии, в первую очередь связанные с телекоммуникациями;
4) медицинские технологии, в том числе медицинское оборудование и лекарственные средства;
5) стратегические
информационные технологии, включая
вопросы создания
Указанные направления деятельности выбраны с учетом имеющихся достижений и наработок в этих сферах и способны дать мультипликативный эффект и стать катализатором в смежных отраслях. Создание интеграционных форм взаимодействия и сотрудничества малых, средних и крупных предприятий при участии государства и науки по перечисленным направлениям позволит целенаправленно формировать промышленно-инновационные кластеры для реализации единой стратегии инновационного развития национальной экономики.
3.3. Внедрение инновационных
процессов и технологий в
В условиях кризиса отечественным компаниям, предприятиям-производителям и частным предпринимателям все свои действия - совершение сделок, закупок, доставки сырья и продовольствия, продаж, расходов на оплату заработной платы и аренды, затрат на энергопотребление и коммунальные услуги, другие издержки - нужно продумывать очень тщательно с целью получения наибольшей выгоды и наибольшей экономии средств, т.к. в случае продолжения и усугубления кризиса только финансовые средства смогут спасти бизнес от банкротства . Такой подход позволит создать небольшой стабилизационный фонд для бизнеса и выработать собственную стратегию, позволяющую не только пережить сложный период, но и извлечь из этого выгоду (приложение 3). Неважно, какая компания: предприятие-производитель или крупная корпорация, организация, штат сотрудников которой составляет несколько тысяч человек, небольшой магазин или собственная маленькая мастерская, где кроме хозяина других работников нет. Чтобы пережить кризис, следует начать экономить, это самое главное условие, т.к. неизвестно, сколько останется клиентов завтра, сможет ли предприятие закупать сырье или продукцию по той цене, которая существует сегодня, доставлять товары, выплачивать заработную плату в том же объеме, что и раньше, а не увольнять сотрудников и всегда оставаться конкурентоспособным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для реализации поставленной цели в работе были выполнены следующие задачи:
В результате проведенного исследования перспектив развития деятельности современных предприятий в условиях инновационной экономики можно сделать следующие выводы:
1. В условиях преодоления
экономического кризиса
2. Инновационная деятельность требует партнерства государства, науки и бизнеса в создании инновационной инфраструктуры поддержки предпринимательства, реализации программ коммерциализации, трансфера, организации стартапов и других инновационных компаний. В современных условиях для реализации этих мероприятий необходимо не просто осуществлять финансирование научных исследований и разработок, но и формировать интеграционные структуры, развивать формы взаимодействия различных участников инновационного процесса.
3. Реализация инновационного процесса предусматривает максимально эффективное участие каждого субъекта на определенных этапах жизненного цикла, что предполагает объединение усилий всех участников для обеспечения максимальной результативности. Необходимой основой такого участия является взаимосвязь и последовательность осуществления этапов инновационного цикла. В самом осуществлении инновационной деятельности заложен механизм стимулирования инновационной активности экономических субъектов.
4. Современные предприятия изыскивают ресурсы и возможности для инновационного развития, которое предполагает не только организацию процесса инноваций, но и формирование ресурсной базы и системы взаимодействия с другими экономическими субъектами. Опыт зарубежных стран показывает, что взаимное сотрудничество малых, средних и крупных предприятий приносит ощутимый результат в области инноваций, выражающийся в синергетическом эффекте за счет эмерджентности и взаимозависимости участников инновационного процесса.
5. Определение перспектив развития деятельности современных предприятий должно быть согласовано с направлениями развития государственной инновационной политики, что предполагает эффективное использование имеющихся заделов в наукоемких областях с учетом приоритетов решения социальных вопросов в условиях преодоления экономического кризиса.
6. В условиях кризиса
российским предприятиям
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис. 1. Принцип приоритетности финансирования инновационно-инвестиционных проектов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика сопоставления эффективности хозяйственной деятельности (бенчмаркинга)
ЭТАП ПЕРВЫЙ. Выделение ключевых областей хозяйственной деятельности. Ключевыми называются такие области деятельности компании, преобразования в которых способны существенно улучшить эффективность функционирования организации в целом. Основная цель данного этапа состоит в том, чтобы выявить эти области и расставить их по порядку значимости в соответствии со следующими критериями:
- области, которые являются основными источниками затрат;
- виды деятельности, от
которых зависит успех в
- области деятельности, которые
обладают наибольшим
- ресурсы, необходимые для проведения преобразований в данной области деятельности.
ЭТАП ВТОРОЙ. Выбор показателей (индикаторов) эффективности хозяйственной деятельности. Эти показатели можно условно разбить на две группы: оперативные и стратегические. Оперативные показатели включают в себя переменные издержки (стоимость сырья, расходы на заработную плату, уровень компенсационных выплат и т.п.) и маркетинговые индикаторы (длина товарной линии, набор характеристик продукта, качество, уровень обслуживания и др.). Стратегические показатели являются интегральными индикаторами эффективности рыночной деятельности (финансовые показатели, доля рынка, рост объемов продаж, соответствие стратегии компании положению дел в отрасли и др.).
ЭТАП ТРЕТИЙ. Выбор компаний, характеризующихся наибольшей эффективностью в той или иной области. Обычно такие компании входят в одну из четырех возможных категорий:
После того как составлен список компаний, необходимо четко определиться, какие из них и по каким показателям можно использовать для сопоставления. При этом следует:
показателями;
обращать особое внимание на компании с уникальными стратегиями.
ЭТАП ЧЕТВЁРТЫЙ. Сбор информации о компаниях, используемых в процессе сопоставления. Информацию можно получить из трех основных источников: публичные источники информации, обмен информацией, интервью (опрос клиентов, поставщиков, дистрибьюторов, отраслевых экспертов и других лиц, каким-либо образом связанных с исследуемыми компаниями).
В целом, существует достаточное количество источников для получения необходимой информации. Основная задача — правильный выбор этих источников и оценка достоверности получаемой информации.
ЭТАП ПЯТЫЙ. Сбор информации о самой компании. Наибольшую трудность здесь составляет не сам собственно сбор информации, а формы ее представления, которые обычно сильно различаются (разные формы бухгалтерской отчетности, различные описания организационных структур и т.п.).
ЭТАП ШЕСТОЙ. Разработка программы действий. Действия должны быть направлены на то, чтобы достичь уровня устойчивости и эффективности конкурентов. По существу, речь идет о включении в маркетинговые планы действий, инициированных использованием методов бенчмаркинга.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методы управления предприятием во время кризиса: инновационные технологии и процессы
№ |
направления |
методы |
Основные направления и методы экономии | ||
Энергопотребление |
Лучше всего эксплуатировать энергосберегающие, компактные люминесцентные лампы, которые расходуют значительно меньше электроэнергии, чем лампы накаливания. | |
Отопление |
Комплексное применение тепло-изоляционных материалов для наружных ограждающих конструкций ( в первую очередь фасадов и кровель). Использование радиаторов отопления с автоматическим регулированием температуры и др. | |
Оплата Интернета и услуг связи |
Запрещение пользования развлекательными Интернет-ресурсами или посещения сайтов в личных целях | |
Плата за переработку отходов |
Можно попробовать договориться о вывозе отходов организации на особые предприятия, перерабатывающие более серьёзные отходы, чем пластик и бумага. Причём, такие компании, обычно покупают отходы. Такой подход может сократить расходы на оплату вывоза мусора на 30-40% и привести к получению дополнительной прибыли от его продажи. | |
Методы экономии и повышения
производительности труда | ||
Удобство рабочего места |
Чтобы добиться высокой скорости обращения к коллеге, офисные рабочие места лучше всего организовать в едином зале с небольшими перегородками. Места руководителей следует расположить в начале зала или в смежной комнате, имеющей окна, находящейся немного выше. Таким образом менеджер всегда будет знать, чем в данный момент занимаются его подчинённые, а сотрудник сможет всегда видеть начальника, что на психологическом уровне не позволит отклониться от работы и приведёт к увеличению производительности труда в несколько раз. | |
Самочувствие и здоровье сотрудника |
Наиболее оптимальным в решении данной проблемы является подписание отдельных договоров с клиниками относительно лечения, диагностирования и прохождения дополнительного специализированного медосмотра , а также со спортивными, развлекательными или другими оздоровительными центрами. Поддержка ощущения востребованности и заботы у подчинённых также является очень важным условием для повышения производительности труда | |
Финансовое, психологическое, коллективное стимулирование сотрудника |
Чем сплочённей команда, тем сильнее предприятие. Если создать дружный коллектив, то помимо социального пакета предоставить дополнительные гарантии, и раздумий об уходе их фирмы будет меньше. | |
Методы повышения продаж | ||
Изменение цены товара |
Понижение цен на товары, которые пользуются наименьшим спросом и повышение цен на популярные товары. Розничным магазинам рекомендуется понижать цены на товары повседневного потребления, а на товары второстепенного значения (икра, водка) повысить цены | |
Изменение качества товара |
Важны узнаваемость, бренд и авторитет торговой марки. Не всегда дорогое сырье способно повысить качество товара | |
Замена сырья для изделий |
Использовать более дешёвое сырье. Замена в любом случае должна повышать конкурентоспособность товара | |
Повышение конкурентоспособности товара |
Если предприятие не способно выпускать конкурентоспособный и имеющий спрос товар, оно должно переориентироваться на выпуск другого товара, схожего по содержанию, или на изменение формы, цвета, содержания и т.д. | |
| ||
Электронные методы платежей и взаимообменов |
Это позволяет проводить достаточные суммы денег в очень короткий срок с наименьшими издержками | |
Открытие счетов в банках напрямую через Интернет |
Скорость взаиморасчётов, оборот и прибыльность увеличиваются | |
Возможность реализации товаров и услуг в кредит через Банк по безналичному расчёту и бартер |
В данном случае производитель не несёт риска потери финансовой прибыли. Реализация товара с помощью бартерной оплаты является наиболее актуальной во время кризиса. | |
Способы доставки сырья, продовольствия или товаров | ||
Подписать договор со специализированной организацией перевозчиков |
Это заметно сократит расходы | |
Экономически выгодно иметь собственный парк грузоперево-зочной техники в целях экономии её приобретают в лизинг, в кредит или берут в аренду |
Это сократить расходы | |
Слияние компаний | ||
Может стать единственным способом спасения бизнеса |
Грамотное планирование может стать золотым сечением в слиянии нескольких компаний. У компании могут появиться совершенно новые цели, как финансово-экономические, так и социальные | |
Проведение акций и рекламных компаний | ||
Реклама на Интернет-сайтах |
Она стоит дешевле, чем теле и радиореклама, а ежедневное количество посетителей отдельных сайтов иной раз превосходит аудиторию телевизионных или радиоканалов | |
Создание на сайте компании Интернет-магазина |
Будет работать круглосуточно и постоянно продвигать товар или услугу | |
Проведение рекламных акций |
Всегда являлось условием привлечения новых клиентов, узнаваемости товара или торговой марки. Постоянное уведомление потребителей о проводимых акциях с регистрацией пользователей в разы увеличит реализацию и узнаваемость продукции. Такая экономия средства важна для кризисного периода | |
Агенты по продаже товара или создание собственной сети агентской продажи |
С помощью собственной сети агентской продажи реализовывают не только свой товар | |
Займы в банках | ||
Тем самым фирма , получившая заём, не понесёт издержек с выплаты процентов по кредиту, а сэкономит на льготном кредите и сможет перевести полученные средства на повышение оборота компании, производство, повышение производительности или обучение сотрудников предприятия, выход на новые рынки сбыта или перепродажи товаров и услуг. , | ||
Поиск партнёров и подписание дополнительных контрактов | ||
Без них нельзя будет рассчитывать на дальнейший рост |
Проводятся экономические форумы и презентации. На них отечественные и зарубежные представители рассказывают о возможностях сотрудничества, с ними подписываются контракты и договоры Рекомендуется посещать иностранные выставки, семинары, выставки руководителей и менеджеров иностранных компаний |