Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение инновационных проектов и программ. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды инновационного проекта и программы;
- изучим критерии оценки инновационных проектов и программ;
- рассмотрим управление реализации инновационных проектов.
Введение
1. Сущность и значение инноваций
1.1. Виды и содержание инновационных проектов, их классификация
1.2. Управление инновационными проектами
1.3. Критерии оценки инновационных проектов
2. Основные принципы оценки эффективности инноваций.
2.1. Система показателей оценки инноваций.
2.2. Показатели народнохозяйственной эффективности инноваций.
2.3. Показатели финансовой эффективности инноваций.
2.4. Научно-техническая эффективность инноваций
3. Анализ эффективности инноваций на примере компании "Barnes&Nobles".
Заключение
Состав стадий и этапов проекта определяется его отраслевой и функциональной принадлежностью.
В инвестиционном проекте используются следующие формы инвестиций: денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги, и т.п.), земля, здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью, имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом.
Исследование инвестиционных возможностей предусматривает:
- предварительное изучение
- оценку уровня базовых,
- подготовку предложений по
организационно-правовой форме
- оценку предполагаемого объема
инвестиций по укрупненным
- подготовку предварительных
- утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;
- подготовку контрактной
Цель исследования инвестиционных возможностей - подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет и все работы производятся за счет собственных средств, тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта.
Этап «ТЭО проекта» в полном объеме предусматривает проведение полномасштабного маркетингового исследования, подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг), подготовку исходно-разрешительной документации, разработку технических решений, в том числе генерального плана, градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения, инженерное обеспечение, мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне, писание организации строительства, данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве, описание системы управление предприятием, организации труда рабочих и служащих, формирование сметно-финансовой документации, оценку рисков, связанных с осуществлением проекта, планирование сроков осуществления проекта, оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций), формирование условий прекращения реализации проекта.
Итак,
инновационный проект представляет
собой сложную систему
Управление проектом или программой является сложной задачей. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими функциональными подразделениями.
Между рабочей группой и всей организацией существует устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру. Для управления инновационными проектами руководителям следует придерживаться следующих принципов управления инновационными проектами [14;64]:
- принцип селективного выборочного управления, заключается в выборе приоритетных направлений, адресное поддержке инновационных фирм и новаторов);
- принцип
целевой ориентации проектов
на обеспечение конечных целей.
- принцип
полноты цикла управления
- принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами;
- принцип
иерархичности организации
- принцип многовариантности при выборе управленческих решений;
- принцип системности (разрабатывается совокупность мер, необходи мых для организации проекта - организационных, административных и других),
- принцип
обеспеченности или
Этап формирования предложений по приоритетным направлениям:
1. Фиксируется
перечень наиболее
2. Для
каждого проекта, реализующего
приоритетное направление,
3. Технологии,
которые не имеют оценок «выше
среднего» или «высокий», из
дальнейшего рассмотрения
4. Технологии,
имеющие не ниже одной оценки
«высокий» или не менее двух
«выше среднего»,
Степень приоритетности определяется так. Каждый проект (программа) нижнего уровня оценивается по двум показателям: конечный результат, измеряемый приростом анализируемого показателя за фиксированный период; затраты при производстве программной продукции (общие, включая инвестиции и текущие издержки). Рассчитывается значение показателя эффективности, характеризующего степень приоритетности: результат делится на затраты. Все проекты упорядочиваются по степени приоритетности всоответствии с уровнем эффективности (результат (эффект)/затраты).
В мировой практике анализ «затраты - результат» является обязательной процедурой любых механизмов распределения финансов. Это объясняется тем, что при всей простоте для практического применения этого решающего правила обеспечивает выбор такого портфеля проектов, который дает максимально возможную эффективность при заданном ограниченном объеме средств и минимальные затраты при достижении требуемого уровня результата и эффективности.
В итоге, для управления инновационными проектами руководителям следует придерживаться ряда необходимых принципов. А именно, принципа выбора приоритетных направлений, нацеливание проекта на достижение конечных результатов, придерживаться системности и иерархичности организации инновационных процессов и так далее.
Для реализации
инновационных проектов необходимы
специалисты, занимающиеся различными
организационно-экономическими аспектами
нововведений – инновационные менеджеры.
Они могут действовать в
Для снижения
риска инновационной
Поскольку
на каждом конкретном предприятии существуют
свои факторы, оказывающие влияние
на эффективность инновационных проектов,
то универсальной системы оценки проектов
нет, но ряд факторов имеет отношение к
большинству инвестиционных предприятий.
На основе этих факторов выделяют определенные
критерии для оценки инновационных проектов,
которые включают в себя:
1. цели, стратегия, политика и ценности
предприятия;
2. маркетинг;
3. НИОКР;
4. финансы;
5. производство.
Но в первую очередь необходимо рассмотреть критерии, позволяющие оценить реальность проекта:
1.Нормативные критерии (правовые)
т.е. нормы национального,
2. Ресурсные критерии, по видам:
3. Количественные критерии, позволяющие оценить целесообразность реализации проекта:
. стоимость проекта;
. чистая текущая стоимость;
. прибыль;
. рентабельность;
. внутренняя норма прибыли;
. период окупаемости;
. чувствительность прибыли к горизонту (сроку) планирования, к изменениям в деловой среде, к ошибке в оценке данных.
Основные критерии для оценки инновационных проектов [10;63]:
1. Цели
организации, стратегия,
2. Финансовые
критерии: размер инвестиций в
производство, маркетинг и НИОКР,
потенциальный годовой размер
прибыли, ожидаемая норма
В некоторых случаях выгоднее направлять ресурсы на разработку нескольких инвестиционных проектов. В таком случае проявление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализации других.
Следует оценить количественно все затраты, необходимые для разработки проекта. Основные затраты, производимые до того, как продукт или технологический процесс начнет давать отдачу, состоят из затрат на НИОКР, капитальных вложении в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем уровень этих затрат зависит от направленности проекта. Здесь же необходимо оценить возможный метод финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта.
3. Маркетинг, для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инвестиционного проекта -продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования - спрогнозировать спрос на новую продукцию которая в начальный период предложения ее на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новую продукцию будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукции, создающие ее новую модификацию.
Однако провести маркетинговое исследование по инвестиционному проекту, предлагающему принципиально новый продукт, очень сложно, т.к. в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование в такой ситуации с большей долей вероятности может дать ошибочный и даже отрицательный результат.
Однако целью маркетингового исследования инновационного проекта является не только оценка спроса, но и оценка объема продаж, который будет обеспечен в результате выпуска товара или услуги, причем эта оценка имеет очень важное значение, т.к. объем продаж - это конечный показатель успеха проекта. При оценке возможного объема продаж необходимо оценить общий объем рынка, долю рынка, срок выпуска новой продукции, вероятность коммерческого успеха.