Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение инновационных проектов и программ. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды инновационного проекта и программы;
- изучим критерии оценки инновационных проектов и программ;
- рассмотрим управление реализации инновационных проектов.
Введение
1. Сущность и значение инноваций
1.1. Виды и содержание инновационных проектов, их классификация
1.2. Управление инновационными проектами
1.3. Критерии оценки инновационных проектов
2. Основные принципы оценки эффективности инноваций.
2.1. Система показателей оценки инноваций.
2.2. Показатели народнохозяйственной эффективности инноваций.
2.3. Показатели финансовой эффективности инноваций.
2.4. Научно-техническая эффективность инноваций
3. Анализ эффективности инноваций на примере компании "Barnes&Nobles".
Заключение
Также необходимо учитывать возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта. Возможно проведение соответствующих маркетинговых мероприятий по информированию населения - информация в средствах массовой информации, коментарии компетентных специалистов и т.д. Например при введении в эксплуатацию нового производства моюгут проводиться рекламные мероприятия несущие информацию о том, что это экологически безопасное предприятие, что будут созданы дополнительные рабочие места, будет совершенствоваться инфраструктура региона, то есть рассказать о всех положительных моментах запуска нового производства в данном регионе, чтобы выработать положительное общественное мнение.
Эффективность проекта оценивают с помощью анализа финансовой эффективности инновационного проекта, а также бюджетной и народно хозяйственной экономической эффективности вариантов.
Финансовая эффективность, учитывает финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников. Финансовая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности, и рассчитывается как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов. При этом в качестве эффекта на t-шаге выступает поток реальных денег.
Для оценки финансовой эффективности инновационной деятельности пользуются следующими показателями:
Фондоотдача, т.е. отношение среднего годового валового дохода, полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдач и, тем ниже в общих расходах организации доля постоянных издержек, не зависящих от изменения загрузки производственных мощностей, а, следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи в данной организации ниже среднеотраслевого, то в случае кризиса у нее больше шансов разориться одной из первых).
Оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов).
К критериям оценки научно-технической
эффективности инновационной
Для практического расчета эффективности инноваций была выбрана американская компания по розничной продаже книг Barnes & Noble Inc, у которой в 2002 г. насчитывалось около 900 розничных магазинов. Примером инновации на уровне компании, может служить открытие интернет-магазина Barnes & Noble.com в 2003 г. Основными конкурентами компании являются интернет-магазины Amazon.com и Borders.com.
Развернутый отчёт о прибылях и убытках Barnes & Noble Inc за 2002-2006 гг. Для анализа эффективности инновационного поекта приведён в таблице 3.
Таблица 3. Общий финансовые показатели компании Barnes & Noble Inc за 2002-2006гг.
Как видно из приведенной таблицы, прибыль компании в 2002-2004 гг. снижалась из-за высокозатратных продаж через розничную сеть.
Для оценки эффективности инновационного проекта открытия интернет-магазина, необходимо выделить денежные потоки полученные непосредственно от деятельности интернет-магазина Barnes & Noble.com. В таблице 4, в обобщенном виде, приведены показатели интернет-магазина.
Таблица 4. Финансовые показатели интернет-магазина Barnes & Noble.com за 2002-2006гг.
На основе этих данных можно рассчитать следующие показатели эффективности инновационной деятельности в период с 2002 г. по 2006 г.
Интегральный эффект или чистый дисконтированный доход.
Для расчета интегрального эффекта от инвестиций в инновационный проект интернет-магазина представим имеющиеся данные в таблице 5.
Таблица 5. Интегральный эффект или чистый дисконтированный доход.
ЧДД или Эинт = 13 956 000 долл. США.
Чистый дисконтированный доход был рассчитан по денежным потокам, используя произвольно выбранную годовую ставку дисконтирования равную 10%.
Норма рентабельности:
Ер = 12%
Норма рентабельности была рассчитана функцией IRR пакета Excel.
Период окупаемости (табл.6):
То = 3 + 80 531 / 94 487 = 3,85 года
Период окупаемости был
Вышеуказанные показатели свидетельствуют о том, что открытие интернет-магазина Barnes & Noble.com было высокоэффективной инновацией.
Капитальные затраты на создание интернет-магазина окупились чуть менее чем за 4 года. Стабильный рост продаж через интернет-магазин, и низкая себестоимость (все заказы обрабатываются автоматически, а вместо аренды дорогих магазинов арендуются более дешёвые складские площади) привели к уменьшению доли продаж через розничную сеть по отношению к реализации через сеть интернет. Так к 2006 г. у компании наблюдается заметное уменьшение числа розничных магазинов до 800., что способствовало значительному сокращению затрат на обслуживание розничных магазинов, и, как следствие, росту чистой прибыли компании.
Внедрение инноваций – это весьма сложный процесс, требующий значительтных инвестиций.
Инновационный проект представляет собой
сложную систему
Конкурентоспособность фирмы или предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к инновациям, внедрению новинок техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экономический эффект.
Наряду с техническими критериями
выбора инновации инвесторы
В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.
Эффективность определяется через соотношение результата (эффекта) и затрат.
Бюджет – роспись денежных доходов и расходов государства, отрасли, предприятия на определенный период, утвержденная в законодательном порядке.
Дисконт – разница между ценой в настоящий момент и ценой на момент погашения ссуды или ценой номинала ценной бумаги.
Дисконтирование – приведение разновременных инвестиций предприятия к определенному периоду времени и определение коэффициента окупаемости капиталовложений – «внутренней нормы доходности».
Инвестиции – совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в какую либо отрасль хозяйства.
Инвестор – приобретатель ценных бумаг, вносящий реальные инвестиции (вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.).
Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационная деятельность – деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного к пракическому использованию. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у потребителей – реализацию инноваций.
Интегральный эффект (чистый приведенный эффект) – один из важнейших показателей оценки эффективности инноваций. Определяется как разность между результатами и инновационными затратами за расчетный период, приведенными к одному году, обычно начальному.
Инфляция – обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен на товары и падением реальной заработной платы.
Капиталовложения – вклад инвестиций в воспроизводство основных фондов путем строительства новых и реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий.
Конкуренция – состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала.
Норма рентабельности (внутренняя норма доходности) – один из важнейших показателей оценки эффективности инновационных инвестиций. Характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения.
Обоснование технико-экономическое – предплановая и предпроектная разработка, определяющая основные направления и задачи проектирования предприятий, зданий и сооружений, направлена на повышение качества проектирования и обоснованности инвестиционных проектов.
Период окупаемости – показатель эффективности инновационных инвестиций, характеризующий срок, в течение которого они полностью окупятся. Рассчитывается делением общей суммы инвестиций в инновации на среднегодовой денежный поток, приведенный к настоящей стоимости.
Проект инвестиционный – деятельность, предполагающая осуществление в перспективный период комплекса технических и экономических обоснований, обеспечивающих достижение определенных целей.
Рентабельность инвестиций – показатель оценки эффективности инвестиций, определяемый как отношение чистой прибыли к объему инвестиций.
Экономическая эффективность инноваций – отношение экономического эффекта от внедрения инноваций к обусловившим его затратам.