Анализ финансовой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучений теоретических аспектов финансового планирования, в том числе стратегического и тактического. Основ системы бюджетирования, а также изучение методологии постановки системы бюджетирования на предприятии на современном этапе и основных проблем с этим связанных.
Первая глава посвящена рассмотрению системы финансового планирования на предприятии, ее сущности и основным принципам построения. Особое внимание уделено процессу бюджетирования, которое является составной частью финансового планирования, краткосрочным оперативным планированием.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...……..3
Глава 1 Бюджетирование как составная часть системы управленческого учета, анализа и финансового менеджмента на предприятии…………………………………………..………5
1.1 Назначение, задачи и функции бюджетирования. Виды бюджетов на предприятии……………………………………………………………………………………..5
1.2 Организация бюджетирования на предприятии………………………………….12
1.3 Возникновение и решение конфликтов с персоналом при постановке бюджетирования на предприятии……………………………………………………………..13

Глава 2 Анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта……………………….22
2.1 Общие сведения о предприятии СПК «Пригородное»…………………………22
2.2Анализ основных показателей финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта (экспресс-анализ)…………………………………23
2.3 Оценка и анализ финансового положения………………………………………..34
2.4 Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности СПК «Пригородное»……………………………………………………………………………42
Заключение ………………………………………………………………………………..……57
Список использованной литературы……………………………………………………….…60
Приложения…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовой проект по эк. анализу Устиновой Анны (Восстановлен).docx

— 301.42 Кб (Скачать файл)

Кроме того, любой финансовый анализ, детально разработанный инструментарий финансового менеджмента применимы  лишь тогда, когда есть необходимые  исходные данные, т. е. сведения об ожидаемом, будущем, а не о прошлом финансовом состоянии предприятия или фирмы. Если таких исходных, первичных данных нет, а есть лишь вести из прошлого, то вся система управления финансами  оказывается висящей в воздухе, оперирующей призраками прошлого. Сценарный  анализ, расчет и оценка вариантов  даже на ближайшую перспективу по принципу "что, если..." уже невозможны.

Роль системы управленческого  учета и бюджетирования заключается  в том, чтобы представить всю  финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия  в максимально удобной форме  для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.

Поставка товара или оказание услуги потребителю, который хочет  их купить, не обязательно сопровождается их оплатой. Вот когда потребитель  полностью оплатит поставку (в  западных странах на это обычно уходит до 30 дней и более), тогда отгруженная  продукция превратится в выручку  от реализации, а поставка в натуральной  форме станет денежными средствами. Проблема не в том, почему это происходит. От директоров российских предприятий, особенно тех, которые испытывают наибольшие финансовые трудности, постоянно приходится слышать, что их продукция очень  нужна потребителям, но вот денег  у потребителей нет (задержки в оплате есть и на так называемом цивилизованном Западе). Оставим в стороне вопрос о том, насколько действительно  нужна такая продукция (как правило, на то, что действительно очень  нужно, деньги или их адекватные заменители всегда находятся). Важно понять, что  отражение всех перипетий движения денежных средств предприятия собственно и является одной из главных задач  при разработке эффективной системы  бюджетирования и финансового планирования.

Для того чтобы принимать  решения, делать это осознанно и  своевременно, а не когда поезд  уже ушел, нужна система координат, нужен прогноз, по которому можно  оценить все возможные проблемы или вероятные трудности и  выработать систему мер для их исправления. Без такой системы  координат у руководителя предприятия  или фирмы не будет даже возможности  оценить, куда двигается компания, верной ли дорогой "шагают" ее бизнесы. Система  бюджетов позволяет заблаговременно  оценивать последствия текущего положения дел на предприятии  или фирме и реализуемой стратегии  для финансового самочувствия этого  предприятия или фирмы (путем  расчета и анализа финансовых коэффициентов или применения других инструментов финансового анализа). Таким образом, бюджетирование позволяет  заранее оценивать финансовую состоятельность  отдельных видов бизнеса и  продуктов, обеспечивая финансовую устойчивость всего предприятия  или фирмы.

Для определения любых  мер по повышению конкурентоспособности (будь то улучшение качества или  увеличение производительности труда) необходимо формирование системы координат, в которой можно будет отслеживать  происходящие изменения. Бюджетирование помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности или  эффективности по отдельным видам  товаров и услуг, видам бизнеса  и структурным подразделениям предприятия  или фирмы. Превышение установленных  лимитов - сигнал бедствия, повод разобраться в положении дел на конкретном участке и определить пути решения. Все показатели качества и производительности труда, мониторинг процессов их повышения, так или иначе, связаны с системой бюджетов.

Назначение внутрифирменного бюджетирования.

• Разработка системы координат  для бизнеса, базы исходных данных для  финансового анализа и финансового  менеджмента; перевод системы планирования с натуральных и физических единиц измерения на финансовые показатели; повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений  на всех уровнях управления.

• Рост эффективности использования  имеющихся в распоряжении компании и ее отдельных структурных подразделений  ресурсов, активов (материальных и нематериальных) и ответственности руководителей  различного уровня управления за предоставленные  в их распоряжение ресурсы и активы (за превышение лимитов товарных запасов, за просрочку оплаты товарных кредитов и т. п.).

• Создание возможности  для оценки инвестиционной привлекательности  отдельных бизнесов (сфер хозяйственной  деятельности), которые реализует  или которыми собирается заняться в  будущем предприятие или фирма.

• Повышение обоснованности выделения финансовых (прежде всего  инвестиций и кредитов) и нефинансовых ресурсов (товарных кредитов) по отдельным  направлениям хозяйственной деятельности и видам бизнеса компании; более  точное определение направлений  инвестиционной политики, направлений  реструктуризации предприятия.

• Превращение компании в "финансово прозрачную", понятную в финансовом отношении для тех, кто вложил в данный бизнес свои деньги.

• Укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более  эффективной работы структурных  подразделений в интересах всей организации.

• Проведение постоянного  мониторинга финансовой эффективности  отдельных видов хозяйственной  деятельности и структурных подразделений.

• Контроль за изменением финансовой ситуации в компании; повышение финансовой устойчивости и улучшение финансового  состояния компании в целом, отдельных  структурных подразделений и  видов бизнеса.

Бюджетирование - основа финансовой дисциплины на предприятии, прежде всего  повышения ответственности руководителей  различного уровня управления за финансовые результаты, достигнутые возглавляемыми ими структурными подразделениями.

Бюджетирование предполагает стимулирование не за сиюминутный финансовый выигрыш (который чаще всего может  обернуться большими потерями в будущем), а за вклад в повышение финансовой устойчивости всей компании. Причем премирование чаще всего вообще не связано с бюджетированием, а базируется лишь на достигнутых показателях качества продукции и работы. Куда важнее роль бюджетирования в обеспечении контроля за всеми видами затрат, за которые может нести ответственность конкретный руководитель, в установлении так называемого контроля снизу. Все необходимые ограничения отслеживаются и обеспечиваются самими исполнителями, которые в случае необходимости должны "изыскать внутренние резервы", чтобы уложиться в установленные лимиты и нормативы затрат.

В условиях глобального дефицита инвестиционных ресурсов (денег не хватает не только в России, но, как  показал азиатско-тихоокеанский  финансовый кризис конца 1997 - начала 1998 г., и во всем мире) не менее важно определить, куда нужно вкладывать деньги в первую очередь. Бюджетирование помогает выбрать наиболее перспективные сферы приложения инвестиций.

До сих пор на большинстве  наших предприятий действует  так называемый "котловой" принцип  учета затрат. В отсутствии бюджетирования, например, невозможно, во-первых, разделить  высокорентабельные, низкорентабельные  и нерентабельные виды бизнесов, а  во-вторых, решить, какие из низкорентабельных  видов бизнеса следует все-таки развивать и далее по той простой  причине, что они приносят основную массу прибыли.

Кроме того, бюджетирование позволяет сделать предприятие  или фирму, что называется, "прозрачной", а потому более привлекательной  для инвесторов. В Российской Федерации  для подавляющего большинства предприятий  реального сектора острой проблемой  является обилие доставшейся в ходе приватизации собственности и неумение эффективно управлять ей. Бюджетирование позволяет определить неработающие, неэффективные активы, которые нужно  побыстрее продать или от которых  нужно избавиться иным образом. И  в числе таких активов отнюдь не всегда оказывается только так  называемая социальная сфера. Наследство старой системы хозяйствования таково, что многие производственные процессы, технологии, оборудование, здания и  сооружения, без которых хозяйственная  деятельность в прошлом была немыслима, сегодня выступают в качестве главного фактора неконкурентоспособности, например инструментальные цехи большинства  машиностроительных заводов.

Поэтому бюджетирование является основой осмысленной реструктуризации предприятия, оптимизации его структуры  капитала (активов).

 

 

 

Виды бюджетов.

Бюджет, охватывающий общую  деятельность предприятия - генеральный (общий) бюджет. Цель генерального бюджета - суммировать сметы и планы  различных подразделений предприятия (частные бюджеты).

Генеральный бюджет состоит  из следующих частей:

• финансовые (основные) бюджеты (бюджет прибылей и убытков (бюджет доходов и расходов), бюджет движения денежных средств, прогнозируемый (расчетный) баланс);

• операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет прямых материальных затрат, бюджет управленческих расходов и др.);

• вспомогательные бюджеты (бюджеты налогов, план капитальных (первоначальных) затрат, кредитный  план и др.);

• дополнительные (специальные) бюджеты (бюджеты распределения  прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ).

Основные бюджеты собственно и предназначены для управления финансами предприятия, оценки финансового  состояния бизнеса для выполнения всех тех управленческих задач, о  которых шла речь выше. Основные бюджеты позволяют руководителям  иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения  компании и контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности  бизнеса и инвестиционной привлекательности  проекта. Вот почему для полноценного бюджетирования необходимо обязательное составление всех трех основных бюджетов.

Операционные и вспомогательные  бюджеты нужны, прежде всего, для  увязки натуральных показателей  планирования (кг, шт.) со стоимостными, для более точного составления  основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и  допущений, которые стоит учитывать  при составлении основных бюджетов.Если набор основных бюджетов является обязательным (для серьезной постановки не только финансового планирования, но в целом  финансового менеджмента в компании), то состав операционных и вспомогательных  бюджетов может определяться руководителями предприятия или фирмы, прежде всего  исходя из характера стоящих перед  ним целей и задач, специфики  бизнеса, а также уровня квалификации работников финансовых и планово-экономических  служб, степени методической, организационной  и технической готовности предприятия  или фирмы.

Специальные бюджеты (вспомогательные  и дополнительные) необходимы для  более точного определения целевых  показателей и нормативов финансового  планирования, более точного учета  особенностей местного (регионального) налогообложения. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно руководителями предприятия или фирмы в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

В зависимости от целей  сравнения и анализа показателей  деятельности предприятия бюджеты  делятся на статические (жесткие) и  гибкие.

Статический бюджет - бюджет организации, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет статические. При сравнении статического бюджета  с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень  деятельности организации, т.е. все  фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости  от достигнутого объема реализации.

Гибкий бюджет - бюджет, который  составляется не для конкретного  уровня деловой активности, а для  определенного его диапазона, т.е. предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для  каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая  сумма затрат. Гибкий бюджет учитывает  изменение затрат в зависимости  от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов  с запланированными показателями.

В основе составления гибкого  бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в  статическом бюджете затраты  планируются, то в гибком бюджете  они рассчитываются. В идеальном  случае гибкий бюджет составляется после  анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу  продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую  сумму переменных затрат в зависимости  от уровня реализации.

Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.

В отличие от финансовой отчетности, формы бюджетов нестандартизированы. Их структура зависит от объекта  планирования, размера организации  и степени квалификации разработчиков.

Бюджеты могут разрабатываться  на годовой основе (с разбивкой  по месяцам) и на основе непрерывного планирования (в течение 1 квартала пересматривается смета на 2 квартал  и составляется смета на 1 квартал  следующего года, бюджет все время  проецируется на год вперед).

1.2 Организация бюджетирования на предприятии

Для постановки бюджетирования необходимы не только грамотное решение  методологических проблем, вдумчивое  осмысление нужного инструментария финансового планирования, но и разработка соответствующих организационных  процедур, регламентирующих все вопросы  взаимоотношений отдельных структурных  подразделений, ЦФО, МВЗ или ЦФУ  с руководством предприятия либо фирмы. Очень часто возможность  принятия нужного руководителю структурного подразделения бюджета или его  корректировки в надлежащую сторону  обеспечивается его доступностью к "телу" генерального директора. Чтобы  уменьшить субъективизм в управлении финансами предприятия, нужен собственно четкий порядок, бюджетный регламент. Именно графики и процедуры составления, согласования, консолидации и утверждения  бюджетов в компании, графики и  процедуры составления отчетов  об исполнении бюджетов, их анализа  и корректировок, а также соответствующие  им графики документооборота превращают бюджетирование и финансовое планирование из игры в "цифири" в управленческую технологию, в инструмент финансового  контроля.

Информация о работе Анализ финансовой деятельности предприятия