Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучений теоретических аспектов финансового планирования, в том числе стратегического и тактического. Основ системы бюджетирования, а также изучение методологии постановки системы бюджетирования на предприятии на современном этапе и основных проблем с этим связанных.
Первая глава посвящена рассмотрению системы финансового планирования на предприятии, ее сущности и основным принципам построения. Особое внимание уделено процессу бюджетирования, которое является составной частью финансового планирования, краткосрочным оперативным планированием.
Введение…………………………………………………………………………...……..3
Глава 1 Бюджетирование как составная часть системы управленческого учета, анализа и финансового менеджмента на предприятии…………………………………………..………5
1.1 Назначение, задачи и функции бюджетирования. Виды бюджетов на предприятии……………………………………………………………………………………..5
1.2 Организация бюджетирования на предприятии………………………………….12
1.3 Возникновение и решение конфликтов с персоналом при постановке бюджетирования на предприятии……………………………………………………………..13
Глава 2 Анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта……………………….22
2.1 Общие сведения о предприятии СПК «Пригородное»…………………………22
2.2Анализ основных показателей финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта (экспресс-анализ)…………………………………23
2.3 Оценка и анализ финансового положения………………………………………..34
2.4 Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности СПК «Пригородное»……………………………………………………………………………42
Заключение ………………………………………………………………………………..……57
Список использованной литературы……………………………………………………….…60
Приложения…………………………………………………………
Кроме того, любой финансовый
анализ, детально разработанный инструментарий
финансового менеджмента
Роль системы управленческого учета и бюджетирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.
Поставка товара или оказание
услуги потребителю, который хочет
их купить, не обязательно сопровождается
их оплатой. Вот когда потребитель
полностью оплатит поставку (в
западных странах на это обычно уходит
до 30 дней и более), тогда отгруженная
продукция превратится в
Для того чтобы принимать
решения, делать это осознанно и
своевременно, а не когда поезд
уже ушел, нужна система координат,
нужен прогноз, по которому можно
оценить все возможные проблемы
или вероятные трудности и
выработать систему мер для их
исправления. Без такой системы
координат у руководителя предприятия
или фирмы не будет даже возможности
оценить, куда двигается компания, верной
ли дорогой "шагают" ее бизнесы. Система
бюджетов позволяет заблаговременно
оценивать последствия текущего
положения дел на предприятии
или фирме и реализуемой
Для определения любых
мер по повышению
Назначение внутрифирменного бюджетирования.
• Разработка системы координат
для бизнеса, базы исходных данных для
финансового анализа и
• Рост эффективности использования
имеющихся в распоряжении компании
и ее отдельных структурных
• Создание возможности для оценки инвестиционной привлекательности отдельных бизнесов (сфер хозяйственной деятельности), которые реализует или которыми собирается заняться в будущем предприятие или фирма.
• Повышение обоснованности выделения финансовых (прежде всего инвестиций и кредитов) и нефинансовых ресурсов (товарных кредитов) по отдельным направлениям хозяйственной деятельности и видам бизнеса компании; более точное определение направлений инвестиционной политики, направлений реструктуризации предприятия.
• Превращение компании в "финансово прозрачную", понятную в финансовом отношении для тех, кто вложил в данный бизнес свои деньги.
• Укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более эффективной работы структурных подразделений в интересах всей организации.
• Проведение постоянного мониторинга финансовой эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности и структурных подразделений.
• Контроль за изменением финансовой ситуации в компании; повышение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния компании в целом, отдельных структурных подразделений и видов бизнеса.
Бюджетирование - основа финансовой
дисциплины на предприятии, прежде всего
повышения ответственности
Бюджетирование предполагает стимулирование не за сиюминутный финансовый выигрыш (который чаще всего может обернуться большими потерями в будущем), а за вклад в повышение финансовой устойчивости всей компании. Причем премирование чаще всего вообще не связано с бюджетированием, а базируется лишь на достигнутых показателях качества продукции и работы. Куда важнее роль бюджетирования в обеспечении контроля за всеми видами затрат, за которые может нести ответственность конкретный руководитель, в установлении так называемого контроля снизу. Все необходимые ограничения отслеживаются и обеспечиваются самими исполнителями, которые в случае необходимости должны "изыскать внутренние резервы", чтобы уложиться в установленные лимиты и нормативы затрат.
В условиях глобального дефицита
инвестиционных ресурсов (денег не
хватает не только в России, но, как
показал азиатско-
До сих пор на большинстве наших предприятий действует так называемый "котловой" принцип учета затрат. В отсутствии бюджетирования, например, невозможно, во-первых, разделить высокорентабельные, низкорентабельные и нерентабельные виды бизнесов, а во-вторых, решить, какие из низкорентабельных видов бизнеса следует все-таки развивать и далее по той простой причине, что они приносят основную массу прибыли.
Кроме того, бюджетирование
позволяет сделать предприятие
или фирму, что называется, "прозрачной",
а потому более привлекательной
для инвесторов. В Российской Федерации
для подавляющего большинства предприятий
реального сектора острой проблемой
является обилие доставшейся в ходе
приватизации собственности и неумение
эффективно управлять ей. Бюджетирование
позволяет определить неработающие,
неэффективные активы, которые нужно
побыстрее продать или от которых
нужно избавиться иным образом. И
в числе таких активов отнюдь
не всегда оказывается только так
называемая социальная сфера. Наследство
старой системы хозяйствования таково,
что многие производственные процессы,
технологии, оборудование, здания и
сооружения, без которых хозяйственная
деятельность в прошлом была немыслима,
сегодня выступают в качестве
главного фактора
Поэтому бюджетирование является
основой осмысленной
Виды бюджетов.
Бюджет, охватывающий общую
деятельность предприятия - генеральный
(общий) бюджет. Цель генерального бюджета
- суммировать сметы и планы
различных подразделений
Генеральный бюджет состоит из следующих частей:
• финансовые (основные) бюджеты (бюджет прибылей и убытков (бюджет доходов и расходов), бюджет движения денежных средств, прогнозируемый (расчетный) баланс);
• операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет прямых материальных затрат, бюджет управленческих расходов и др.);
• вспомогательные бюджеты (бюджеты налогов, план капитальных (первоначальных) затрат, кредитный план и др.);
• дополнительные (специальные) бюджеты (бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ).
Основные бюджеты собственно
и предназначены для управления
финансами предприятия, оценки финансового
состояния бизнеса для
Операционные и
Специальные бюджеты (вспомогательные
и дополнительные) необходимы для
более точного определения
В зависимости от целей
сравнения и анализа
Статический бюджет - бюджет
организации, рассчитанный на конкретный
уровень деловой активности. Доходы
и расходы планируются исходя
из одного уровня реализации. Все бюджеты,
входящие в генеральный бюджет статические.
При сравнении статического бюджета
с фактически достигнутыми результатами
не учитывается реальный уровень
деятельности организации, т.е. все
фактические результаты сравниваются
с прогнозируемыми вне
Гибкий бюджет - бюджет, который
составляется не для конкретного
уровня деловой активности, а для
определенного его диапазона, т.е.
предусматривается несколько
В основе составления гибкого
бюджета лежит разделение затрат
на переменные и постоянные. Если в
статическом бюджете затраты
планируются, то в гибком бюджете
они рассчитываются. В идеальном
случае гибкий бюджет составляется после
анализа влияния изменений
Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.
Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.
В отличие от финансовой отчетности, формы бюджетов нестандартизированы. Их структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.
Бюджеты могут разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (в течение 1 квартала пересматривается смета на 2 квартал и составляется смета на 1 квартал следующего года, бюджет все время проецируется на год вперед).
1.2 Организация бюджетирования на предприятии
Для постановки бюджетирования
необходимы не только грамотное решение
методологических проблем, вдумчивое
осмысление нужного инструментария
финансового планирования, но и разработка
соответствующих
Информация о работе Анализ финансовой деятельности предприятия