Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов инфляции и мер практической реализации антиинфляционной политики России на современном этапе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………5
1.Сущность, причины и механизмы инфляции………………………..……….7
1.1 Сущность инфляции…………………………………………………..……..7
1.2 Причины инфляции…………………………………………………..………9
1.3 Виды и механизмы инфляции…………………………………………..….12
1.4 Социально-экономические последствия инфляции…………………..…..18
2. Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования………………....21
2.1 Цели и задачи антиинфляционного регулирования ……………………...21
2.2 Виды антиинфляционной политики……………………………………….22
2.3 Антиинфляционная стратегия………………………………………….…..28
2.4 Антиинфляционная тактика…………………………………………….….31
3. Особенности борьбы с инфляцией в России………………………………34
3.1 Развитие инфляционных процессов в 1991-1999гг………………………34
3.2 Инфляционные факторы в 2000-2008гг …………………………………..37
3.3 Итоги инфляции за 2009-2010гг…………………………………………...37
3.4 Антиинфляционная политика 2011г………………………………………39
3.5 Прогнизируемый уровень инфляции на 2012 год и методы его достижения………………………………………………………………………45
Заключение………………………………………………………………………47
Список используемых источников …………………………

Файлы: 1 файл

Инфляция.docx

— 97.26 Кб (Скачать файл)

«Валютный коридор»  является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов. При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям [10].

 

2.3 Антиинфляционная стратегия

 

Стратегия гашения  адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:

  • всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;
  • существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом правительство ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население.

Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который  оно собирается удержать, и необходимом  для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются  в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы.

Экономическое поведение людей  изменяется, что способствует снижению инфляционных ожиданий. Эффект объявления срабатывает с некоторым запаздыванием, которое зависит от промежутка времени  между введением денежных ограничений  и реальными изменениями спроса и цен.

Стратегия ограничения  денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка: M'n = Y+Pe

где: M’n – среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени;

Y – среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период; Ре – предполагаемый темп роста цен.

Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени  независимо от состояния бюджета, интенсивности  инвестиционного процесса, уровня безработицы  и т.д. Тогда экономика дополнительно  ощутит и эффект объявления. В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить лимит денежной массы, государство имеет шанс остановить инфляцию.

Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.

Рост налогов, формирующих  доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным хозяйствам.

Совершенствование налоговой  системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.

Следует признать, что  в принципе антиинфляционные резервы  налогообложения ограничены и быстрых  эффектов не дают. Поэтому основная нагрузка, связанная с сокращением  дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов.

Главный принцип сокращения бюджетных  расходов состоит в следующем: постепенное  уменьшение финансирования тех видов  деятельности государства, которые  можно передать рынку. Речь идет о  прекращении чрезмерного вмешательства  государства в инвестиционный процесс  и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и  субсидий, частичной приватизации здравоохранения  и образования и т.д.

Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Таковы основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует по прошествии длительного периода времени [9].

 

2.4 Антиинфляционная тактика

 

Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного  регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции, они  носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. Резервы краткосрочного регулирования не безграничны и  не могут заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном  терапевтическом воздействии на больную экономику, призванном подготовить  ее к более радикальному лечению  инфляционного недуга.

Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя  на инфляционный разрыв между спросом  и предложением, если она поможет  увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.

Краткосрочные резервы роста предложения

  1. Государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и т.п. такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.
  2. Поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству.

3. Разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличения государственных доходов ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.

4.  Действенными средствами краткосрочной  антиинфляционной политики могут  стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов. В странах с нерыночной экономикой возможен и такой антиинфляционный резерв, как продажа населению части накопленных предприятиями материальных ресурсов производственного назначения.

Краткосрочные резервы  снижения текущего спроса.

  1. Повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь. Однако возможности такого антиинфляционного маневра небеспредельные, так как повышение процента по вкладам чревато удорожанием кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций.
  2. Для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.
  3. Денежная реформа конфискационного типа нацелена на экспроприацию части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса. Подобный радикальный вариант не имеет отношения к причинам и механизмам инфляции и способен лишь на короткое время уменьшить величину инфляционного разрыва. Конфискационные денежные реформы осуществляются редко, как правило, после войн и других социально-политических катаклизмов [9].

 

 

 

 

 

 

3. Особенности борьбы с инфляцией в России

 

3.1 Развитие  инфляционных процессов в 1991-1999гг.

 

Исторически инфляционные процессы в российской экономике возникли в начале 60-х гг., и были связаны  с низкой эффективностью социалистического (административно-командного) общественного  производства.

Однако, до 1992 года инфляция в России носила скрытый характер. Сфера проявления инфляционных процессов  была ограничена наличным денежным оборотом, так как в сфере безналичного оборота ситуация жестко контролировалась финансовыми органами государства. Инфляция издержек была отодвинута на задний план, так как государство  регулировало зарплату и цены на природные  ресурсы, но проявлялась в форме  отказа от выпуска дешевых товаров, снижению их качества без компенсирующего  удешевления. Решающее значение играли факторы, ведущие к превышению денежного  спроса над товарным предложением – факторы инфляции спроса. Ведущая роль принадлежала эмиссии бумажных денег, потому что эта функция полностью находилась в руках исполнительной власти, и отсутствовал такой важный сдерживающий фактор, как независимый Центральный банк. Это дополнялось выдачей безвозмездных или крайне дешевых кредитов, а также гигантским отвлечением материальных ресурсов от насыщения рынков, прежде всего, потребительских товаров и услуг (гипертрофированное развитие военно–промышленного комплекса и отраслей тяжелой промышленности).

Под действием вышеназванных  факторов к началу 90–х годов в  российской экономике сформировался  мощнейший инфляционный навес, который  включал три составляющие: общее  превышение спроса над предложением; искаженные ценовые пропорции, вызванные  деформированной структурой экономики; высокие инфляционные ожидания, как следствие предшествующей экономической политики.

Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно  на монетаристские методы регулирования  экономических процессов, привели  к галопирующей инфляции.

Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли  в среднем на 2508% [14]. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 840%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%). Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен необходимой денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые банкноты достоинством 5, 10, и 50 тыс. рублей. В 1994 и году продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил 215,0% [11, 12].

В ходе трехлетнего развития экономики после либерализации  цен в России стало ясно, что  на смену государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая  политика отдельного предприятия. Для  этого необходима определенная среда  – конкурентный и стабильный рынок. В результате полного «освобождения» цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический  кризис, приведший к гиперинфляции. Это было связано с тем, что  либерализация цен проходила  в условиях крайне монополизированных структур, не поддающихся быстрому превращению их в конкурентоспособных  собственников. Нарастанию хозяйственного и финансового кризисов, усугубивших  инфляцию, способствовали национальная и социальная политическая нестабильность, а также политические процессы –  дезинтеграция хозяйственных связей со странами социалистического содружества.

Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию – сочетание  экономического спада (стагнации) с  высоким уровнем инфляции [11,13].

В начале 1995 года было принято  политическое решение об изменении  бюджетной политики: отказ от инфляционного  финансирования (печатания денег) и  поиск не инфляционного источника  развития. В итоге все это вылилось в создание системы государственного заимствования на внутреннем и внешнем  рынке (ГКО).

Благодаря введению валютного  коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 г. правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,8% и в 1997 г. – до 11%. В дальнейшим правительство планировало уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г. Однако политика Центробанка и правительства, которые брали все новые займы, чтобы сохранить валютный коридор, послужили причиной дефолта 1998 г. Ситуация была усугублена популистскими решениями в 1996 году, раздувавшими и без того дефицитный бюджет.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства