Австрийская школа экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы осуществить всесторонний анализ научных достижений австрийской школы маржинализма и на этой основе выявить те методологические и теоретические заслуги данной школы, которые имеют непреходящее значение для судеб современной экономической теории и практики хозяйственной жизни.
В соответствии с этой целью поставлены следующие основные задачи:
- выявить историко-экономические предпосылки обособления австрийской школы маржинализма;
- определить общие и специфические характерные признаки австрийской школы;
- рассмотреть особенности трактовки предназначения экономической науки в трудах лидеров австрийской школы Менгера, Бем-Баверка и Визера;
- выявить позитивные элементы теории австрийской школы и особенности их отображения в современной экономике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы Австрийской школы...................................4
1.1. История возникновения Австрийской школы……………………………...4
1.2. Методологические особенности австрийской школы……………………..5
1.3. Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка………………………...7
1.4. Теория альтернативных издержек и вменения Визера…………………...11
1.5. Теория капитала и процента Бём-Баверка………………………………...15
Глава 2. Инвестиционный кризис в России 90-х годов
с позиции Австрийской школы…………..………………………..20
2.1. Теоретические предпосылки……………………………………………….20
2.2. Анализ некоторых распространенных объяснений высокого
уровня процентных ставок в российской экономике……………………..21
2.3. Временные предпочтения в российском обществе и их роль
в экономическом кризисе 90-х годов……………………………………...24
2.4. Институциональные препятствия реструктуризации
общественного капитала……………………………………………………29
2.5. Институциональные факторы вызывающие «проедание»
общественного капитала……………………………………………………32
2.6. Возможности экономической политики…………………………………..34
Заключение...........................................................................................................36
Список литературы…………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая работа по методологии Австрийская школа.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Методология и история экономических  учений и государственного управления»

тема: «Австрийская школа экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы Австрийской школы...................................4

1.1. История возникновения Австрийской школы……………………………...4

1.2. Методологические особенности австрийской школы……………………..5

1.3. Учение о благах  и обмене Менгера и Бём-Баверка………………………...7

1.4. Теория альтернативных  издержек и вменения Визера…………………...11

1.5. Теория капитала  и процента Бём-Баверка………………………………...15

Глава 2. Инвестиционный кризис в России 90-х годов 

                с позиции Австрийской школы…………..………………………..20

2.1. Теоретические предпосылки……………………………………………….20

2.2. Анализ некоторых  распространенных объяснений высокого

      уровня  процентных ставок в российской  экономике……………………..21

2.3. Временные предпочтения  в российском обществе и их  роль 

       в  экономическом кризисе 90-х годов……………………………………...24

2.4. Институциональные  препятствия реструктуризации

       общественного  капитала……………………………………………………29

2.5. Институциональные  факторы вызывающие «проедание»

       общественного  капитала……………………………………………………32

2.6. Возможности экономической политики…………………………………..34

Заключение...........................................................................................................36

Список литературы…………………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В конце XIX в. появилась группа экономистов, которая рассматривала человека как субъекта, принимающего решения и делающего выбор из альтернатив при ограниченных ресурсах и рыночных условиях. Однако созданная ими концепция человека, а также их подход к пониманию природы и функционирования экономики, разительно отличался от того, который превалирует в экономической науке XX в.

     Именно поэтому адекватную теоретическую базу для изучения проблем капитала в российской экономике может дать так называемая австрийская экономическая школа, наиболее последовательно применяющая субъективистскую (маржиналистскую) теорию ценности к изучению экономических и общественных явлений. Характерной особенностью этой школы является то, что центральную роль в экономической теории она отводит проблемам капитала и процента.

     Цель данной  работы состоит в том, чтобы  осуществить всесторонний анализ  научных достижений австрийской  школы маржинализма и на этой  основе выявить те методологические  и теоретические заслуги данной  школы, которые имеют непреходящее значение для судеб современной экономической теории и практики хозяйственной жизни.

     В соответствии  с этой целью поставлены следующие  основные задачи:

- выявить историко-экономические  предпосылки обособления австрийской  школы маржинализма;

- определить общие и специфические характерные признаки австрийской школы;

- рассмотреть особенности  трактовки предназначения экономической  науки в трудах лидеров австрийской школы Менгера, Бем-Баверка и Визера;

- выявить позитивные  элементы теории австрийской школы и особенности их отображения в современной экономике.

 

 

Глава 1. Теоретические основы Австрийской школы экономики

 

1.1. История возникновения  Австрийской школы

     Австрийская школа возникла в 70-х годах 19-в., которые характеризовались дальнейшим ростом капитализма и обострением его противоречий. На основе растущей концентрации производства в 70-х годах начали возникать первые кап. монополии. Австрийская школа оспаривала учение Маркса, и в авангарде этого движения были австрийские и германские экономисты. Цель школы состояла в том, чтобы в борьбе против марксизма противопоставить ему теории, изображавшие капитализм вечным способом производства, отрицавшие противоречия между пролетариатом и буржуазией.

     До 70-х годов в Австрии большое распространение имели взгляды немецкой исторической школы, возникшей в 40-х годах 19-в. Однако экономисты ист. Школы оказались не в состоянии бороться с марксизмом, фактически эта школа была разгромлена. Задачу теоретически победить марксизм и взяли на себя экономисты новой школы, которая получила название австрийской (или венской). Её основоположником был Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета, опубликовавший в 1871 г. " Основания политической экономии", а в 1887 г. - "Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности ". Другой представитель австрийской школы - Фридрих Визер (1851-1926) развивал идеи Менгера в своих работах "Происхождение и основные законы хозяйственной ценности"(1884), "естественная ценность"(1889), "Закон власти"(1926), но наиболее видным представителем этой школы стал Евгений Бем-Баверк (1851 - 1919) - профессор Венского университета, президент Австрийской академии наук и министр финансов Австрии. Основные труды Бем-Баверка - "Права и отношения, рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах"(1881), "Основы теории ценности хозяйственных благ"(1886), "Естественная стоимость "(1889), "Капитал и прибыль"(1889) и др. В названных изданиях обстоятельно излагалась теория предельной полезности, характерная для австрийской школы. Если Менгер формулировал основные положения этой теории, описывая индивидуальные акты обмена, то Визер уже использовал принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства, а Бем-Баверк, развивая идеи Менгера и Визера, дал наиболее развернутый вариант новой теории, дополнив её субъективистской концепцией процента.

     Теория предельной полезности непосредственно противопоставлялась марксистской трудовой стоимости, на которой базируется теория прибавочной стоимости. Е. Бем-Баверк, указывая на железную логику "Капитала" К. Маркса заявил, что для опровержения марксизма в целом достаточно показать несостоятельность его учения о стоимости.

 

1.2. Методологические  особенности Австрийской школы

     Главные методологические особенности австрийской школы можно сформулировать следующим образом.

     Последовательный и бескомпромиссный субъективизм. Австрийская теория ценности подчеркивала чисто субъективный характер этого феномена. Меновая ценность, т.е. меновое соотношение благ, лежащее в основе цен, выводилась представителями австрийской школы исключительно из субъективной важности или ценности, приписываемой им обменивающимися лицами. Даже категорию издержек австрийцы трактовали чисто субъективно: как ценность наилучшей упущенной альтернативной возможности, от которой пришлось отказаться в процессе выбора. Последовательный субъективизм проявился также в том, как австрийская школа решала вопрос о ценности производительных благ, которая полностью выводилась из субъективных оценок потребительских благ, произведенных с их помощью.

     Строгий методологический индивидуализм. При этом австрийская теория в отличие от Госсена и Джевонса не использует предпосылку гедонизма, т.е. не исходит из того, что все действия людей движимы желанием получить удовольствие или избежать страданий. Австрийская школа последовательно выступала против любого агрегирования. То, что происходит в экономике, с их точки зрения, следует объяснять только как равнодействующую индивидуальных предпочтений и решений. На макроуровне, с точки зрения австрийцев, нет никаких субъектов, которые могли бы вести себя целенаправленно и рационально. Здесь проявилась методологическая установка Менгера и его учеников на раскрытие сущности явлений, причинно-следственных связей, что хорошо сочетается с использованием предпосылки рационального индивида, и их недоверие к функциональному анализу агрегатных величин, характерному для макроэкономического подхода.

     Дискретность анализа. В отличие от других направлений маржинализма, «австрийцы» обращают внимание на то, что блага не могут быть бесконечно делимыми. Возможна только дискретная шкала спроса и предложения, а следовательно, нет и однозначно определяемой точки равновесной цены — определить можно только интервал, в котором эта цена будет находиться.

Отсюда, в свою очередь, вытекает невозможность применить  в австрийской теории математические методы. Австрийский маржинализм  — чисто словесный, без формул и диаграмм, и дело тут не в  том, что представители австрийской  школы не получили достаточного математического образования, а прежде всего в их желании отразить некоторые аспекты экономической действительности в теории как можно более реалистично.

     Рассмотрение экономики как процесса, происходящего в реальном времени. Эта черта, в которой также можно заметить стремление к большей реалистичности анализа, отделяет австрийскую школу от других направлений маржинализма.

     Австрийцы  рассматривали не только и  не столько итоговое оптимальное  состояние равновесия, сколько ведущий к нему процесс. Но такой подход неминуемо ведет к тому, что приходится учитывать фактор времени, неопределенность, знания, ожидания и даже ошибки экономических субъектов. В дальнейшем исследования в области экономики информации, неопределенности и риска во многом опирались на австрийскую традицию. Повышенное внимание австрийцев к фактору времени сказалось и в теории процента и капитала, разработанной Бём-Баверком. С другой стороны, этот подход явился еще одним препятствием на пути обобщения и формализации экономического анализа, что повредило репутации австрийской школы.

 

 

1.3. Учение о благах  и обмене Менгера и Бём-Баверка

     Учение о благах

     Главная  тема «Оснований учения о народном  хозяйстве» Менгера — изложение  его субъективной теории ценности. Начинается оно с развернутого учения о благах. Менгер определяет благо как предмет, удовлетворяющий определенную человеческую потребность в силу некоторых своих свойств, причем человеку известна эта его способность и он может ею воспользоваться. Здесь автор особенно подчеркивает субъективный характер благ.

     Важным  моментом теории Менгера и  всей австрийской школы является  разделение благ на блага первого  порядка, непосредственно удовлетворяющие  человеческие потребности, и блага  высших порядков (второго, третьего и т.д.), которые служат для производства благ первого порядка и удовлетворяют человеческие потребности через них, т.е. косвенно. Средство производства является для нас благом и может обладать ценностью только в том случае, если у нас есть полная комбинация комплементарных (взаимодополняющих) благ данного порядка, достаточная для производства полезного продукта – блага низшего порядка.

     Если потребность  в благе первого порядка (например, в табаке) почему-либо исчезает, все  плантации, станки, рабочие руки, необходимые для производства, перестают быть благами. То же самое происходит, если утрачивается одно из комплементарных производственных благ. Ценность передается от потребительских благ производительным, а не наоборот, как это было у классиков.

     Потребительские  блага сами наделяют ценностью  те производственные ресурсы,  или факторы, которые участвуют  в их изготовлении. Блага первого  порядка сообщают ценность благам  более высоких порядков, которые  нужны, чтобы могли появиться  на свет те первоочередные блага. В этой идее заключается знаменитая теория вменения Австрийской школы. Ценность вменяется производственным благам в силу их нужности для существования потребительских благ (сегодня экономисты называют последние предметами конечного потребления).

     В специальном параграфе «Время – заблуждение» Менгер подчеркивает также, что процесс преобразования благ высшего порядка в блага, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, требует времени и поэтому связан с неопределенностью, «неуверенностью относительно количества и качества конечного продукта». Отсюда берут начало исследования феноменов неопределенности, ошибок и ожиданий в рамках австрийской и шведской школ.

     Чтобы превратить руду в дверную ручку, зерно – в батон хлеба, а плотину – в сигнал на экране телевизора, требуется известный промежуток времени, который Менгер называет производственным периодом. Такой промежуток становится все больше и больше по мере того, как нарастает число этапов переработки между благами самого высокого и первого порядков. А удлинение производственных периодов означает, что возможны ошибки и неточности.

     Меняются численность и состав населения, его запросы, предпочтения, мода и пр. Со всем этим изменяется не только размер совокупного спроса, но и интенсивность различных потребностей.

     В конечном счете получается, что преобладающее большинство благ предлагается на рынке в меньшем количестве, чем требуется по потребностям населения. Такие блага Менгер называет экономическими. Те же, которые имеются в большем количестве, чем потребность в них, называются неэкономическими. Твердой границы между обеими категориями нет, экономические блага могут переходить в неэкономические и обратно. А соотношение между потребностью и данным предложением блага определяет ценность этого блага.

 

     Учение о ценности

     Все экономические блага обладают ценностью, которую Менгер определяет как

«значение, которое для  нас имеют конкретные блага или  количества благ вследствие того, что  в удовлетворении своих потребностей мы сознаем зависимость от наличия их в нашем распоряжении». Таким образом, ценность придает благам их субъективно осознаваемая относительная редкость.

     Ценность – это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и степенью удовлетворения потребностей. Каждая дополнительная единица данного блага получает поэтому все меньшую и меньшую ценность.

     Неэкономические блага, по Менгеру, не имеют ценности, причем не только меновой, но и потребительной. Величина этой субъективной ценности определяется значением, которое имеет для человека конкретный акт удовлетворения потребностей, а оно в свою очередь зависит от двух факторов: субъективного – какое место в иерархии занимает данная потребность, и объективного – сколько единиц блага, удовлетворяющего данную потребность, у нас есть.

Информация о работе Австрийская школа экономики