Банки: их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении банковской системы, функций центрального банка и кредитных банков и особенности развития банковского сектора в Российской Федерации. Поставленная цель требует решения следующих задач:
- раскрыть сущность банка;
- рассмотреть функции банка;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты исследования банковской системы.
1.1 Сущность понятия банка и его функции ………….….………………………5
1.2 Виды банков и их операции …………………..………………………………9
1.3 Центральный банк как регулятор всей банковской сферы …………………13
2 Банковская система России и особенности её функционирования.
2.1 Структура банковской системы в РФ …..……………………………………18
2.2 Денежно-кредитная политика в РФ …….…..…..……..……………….…… 24
2.3 Этапы развития и направления модернизации российской банковской системы …….…..…..……..……………….……..…………..…………………… 30
Заключение …….……………………………………….…………………………44
Список использованных источников ………………….…………………………47

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 106.69 Кб (Скачать файл)

     Понижение  нормы денежных резервов приводит  к увеличению денежного мультипликатора , а следовательно, увеличивает объём той денежной массы, которую может поддерживать некоторое кол-во резервов. Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения.

     2. Политика  учётной ставки или ставки  рефинансирования.

     Термин «рефинансирование»  означает получение денежных  средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

     Ставка рефинансирования  – это процент, под который  центральный банк предоставляет  кредиты финансово устойчивым  коммерческих банкам, выступая как кредитор последней инстанции.

     Учётная ставка  – процент (дисконт), по которому  центральный банк учитывает векселя  коммерческих банков.

     В случае  повышения центральным банком  ставки рефинансирования, коммерческие  банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные её ростом (удорожание кредита) путём повышения ставок по кредитам, предоставляемым заёмщикам. То есть изменение учётной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

     Также изменение  официальной ставки центрального  банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике , что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

     3. Операции  на открытом рынке.

     Одним из  главных инструментов денежно-кредитной  политики являются операции на  открытом рынке.

     Этот метод  заключается в том, что ЦБ  осуществляет операции купли-продажи  ценных бумаг в банковской  системе. Приобретение ценных  бумаг у коммерческих банков  увеличивает ресурсы последних,  соответственно повышая их кредитные  возможности, и наоборот. Центральные  банки периодически вносят изменения  в указанный метод кредитного  регулирования, изменяют интенсивность своих операций , их частоту.

     По форме  проведения рыночные операции  центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми  либо обратными. Прямая операция  представляет собой обычную покупку  или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Таким образом, операции на открытом  рынке как метод денежно-кредитного регулирования значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие – это использование более гибкого регулирования.

     Кроме традиционных  денежно-кредитных инструментов  в рамках денежно-кредитной политики  может использоваться и установление  ориентиров роста денежной массы,  а также валютное регулирование.

     Управление  наличной денежной массой (агрегатом  МО) представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые центральным банком.

     Под валютным регулирование понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. [1]

     Что касается России в частности, то выбор инструментов и методов денежно-кредитной политики здесь весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стране действуют инфляционные факторы, которые требуют сокращения денежной массы, а с другой, государству необходимы инвестиции. Денежно-кредитная политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства РФ.

     Разработка  денежно-кредитной политики Банком  России проводиться в соответствии  со ст. 45 Закона о Банке России. Банк России ежегодно не позднее  26 августа представляет в Государственную Дума проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ.

     Государственная  дума рассматривает основные  направления единой государственной  денежно- кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Гос. Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

      Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий год, как правило, включают следующие положения:

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
  • краткую характеристику состояния экономики РФ;
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемые каждым сценарием;
  • прогноз основных показателей платёжного баланса РВ на предстоящий год;
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
  • основные показатели денежной программы на предстоящий год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюктуры;
  • план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платёжной системы. [12]

     Обращаясь к денежно-кредитной политике на сегодняшний день надо сказать о том, что с середины 2010 г. макроэкономическая ситуация в стране начала меняться. Начиная с августа инфляция стала расти. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам.

     В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов. В феврале Банк России объявил о еще одном повышении нормативов обязательных резервов и о повышении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.   [15]

 

2.3 Этапы становления  и направления модернизации российской  банковской системы

 

Посткризисное развитие отечественной  экономики диктует новые требования к финансово-кредитной системе страны. В связи с этим тема модернизации банковской системы становится особенно актуальной.

     В настоящее время активно обсуждаются ключевые проблемы, тенденции и перспективы, связанные с вопросами совершенствования банковского бизнеса. Однако существующие разработки требуют систематизации, обобщения, выделения приоритетных направлений. Зачастую предложения по модернизации не соответствуют реалиям российской экономики, поскольку являются копированием зарубежного опыта. Основные направления дальнейшего развития необходимо определить на основе изучения этапов развития российской банковской системы.

     В научной литературе существуют разные подходы к выделению этапов развития российского банковского сектора. По мнению авторов, можно выделить три основных этапа.

     Этап становлении (1990-1999 гг.) — на данном этапе происходит создание большого числа коммерческих банков, отмечена низкая концентрация банковского капитала. Получение прибыли происходит не за счет реального развития банковского менеджмента, а за счет высокой инфляции. В результате кризиса 1998 г. происходит сокращение ресурсной базы. К концу периода начинается ликвидация несостоятельных кредитных организаций, отмечены процессы концентрации и централизации банковского капитала.

Этап  последовательного развития (2000—2009 гг.) стал периодом экстенсивного развития. Он характеризуется ростом количественных показателей. Источником роста на данном этапе стали средства Банка России, предоставляемые в рамках различных механизмов рефинансирования и Правительством РФ.

На взгляд авторов, на данном этапе  формирование банковской системы рыночного типа не было завершено. Причины этого следующие:

  • дефицит долгосрочных ресурсов;
  • зависимость стратегии банка от интересов учредителей и крупных корпоративных клиентов;
  • неэффективное управление рисками;
  • низкий уровень банковских технологий;
  • спекулятивный и краткосрочный характер операций;
  • недостаточная квалификация персонала;
  • низкая транспарентность деятельности банков.

Окончание данного этапа связано с мировым  финансовым кризисом 2008 г. А 2009 г. стал для российской банковской системы годом стагнации.

В период кризиса государством предприняты  стабилизационные антикризисные мероприятия, которые оказались эффективными для стабилизации положения в банковском секторе. Положительная динамика финансовых рынков послужила причиной свертывания государственных программ экстренной поддержки. В этих условиях банкам необходимо выстраивать стратегию развития бизнеса на основе собственных возможностей.

Третий  этап начался в 2010 г Он является периодом посткризисного развития и модернизации российской банковской системы.

На  данном этапе банковская система  находится под влиянием внешних факторов:

  - темп роста мирового ВВП и основных экономик;

  - объем  внешних капитальных операций, которые  определяют потенциальный прирост  инвестиций и займов в Россию. Играют свою роль и внутренние факторы — состояния экономики страны и потребностей ее развития.

Основные  показатели развития банковской системы  на современном этапе представлены в табл. 1.

Основные показатели развития банковского сектора России в 2009-2011 гг.

                                                                              

Показатель

2009

2010

20I1

Изменение, %

 

 

 

 

2009

2010

Совокупные активы, млрд руб.

28 022,3

29 430

33 804,6

5,0

14,9

В процентах к ВВП

67,9

75,9

76,0

11,8

0,1

Собственные средства (капитал), млрд руб.

3811,1

4 620,6

4 732,3

21,2

2,4

В процентах к ВВП

9,2

11,9

10,6

29,3

-10,9

В процентах к активам

13,6

15,7

14,0

15,4

-10,8

Кредитный портфель банков, млрд руб.

 19 884,8

19 847,1

22 140,2

-0,2

11,6

В процентах к активам

71,0

67,4

65,5

-5,0

-2,9

Просроченная задолженность по совокупному кредитному портфелю, млрд руб.

422

1 014,7

1 035,9

140,5

2,1

В относительном выражении, %

2,1

5,1

4,7

140,9

-8,5

Вклады физических лиц, млрд руб.

5 907

7 485

9818

26,7

31,2

Депозиты организаций, млрд руб.

4 945,4

5 466,6

6 035,6

10,5

10,4

Прибыль текущего года, млрд руб.

409,2

205,1

573,4

-49,9

179,6

Действующие кредитные организации, ед.

1 108

1058

1 012

-4,5

-4,3

Информация о работе Банки: их роль в экономике