Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными.

Файлы: 1 файл

25_Problema_bednosti_i_sotsialnaya_zaschita_naselenia.docx

— 129.25 Кб (Скачать файл)

Положение людей в пожилом возрасте в 2012 г. несколько улучшилось благодаря быстрому росту пенсий. Это привело к снижению их удельного веса среди социально уязвимого населения с 22.3 до 17.5%. Тем не менее, это ощутимо выше веса пожилых людей в населении в целом (13.7%), что подчеркивает их относительную уязвимость. Она обусловлена низкой дифференциацией пенсий в Беларуси, вследствие которой большинство пенсий ненамного превышают официальную черту бедности. Это позволяет избежать абсолютной бедности, но относительно других групп населения пенсионеры сильно проигрывают. В 2012 г. были приняты меры по стимулированию сохранения занятости после достижения пенсионного возраста с отказом от пенсии. Однако выбор такой стратегии не столь эффективен в преодолении относительной бедности, так как уровень оплаты труда в пенсионном возрасте снижается (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б.4).

Население сельской местности остается единственной группой по критерию местожительства, у которой присутствует выраженный повышенный риск абсолютной и относительной бедности. Сельские жители составляют 35.5% от всего социально уязвимого населения (согласно данным ВОД, в 2012 г. сельские жители составляли 25.9% от населения). В кризисном 2011 г. их удельный вес среди социально уязвимого населения был еще выше - 42.1%. Причинами высокого риска бедности на селе являются низкая экономическая активность, что объясняется возрастной структурой сельского населения, а также относительно низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве и отсутствие широких альтернативных возможностей по трудоустройству, усугубляемые алкоголизмом.

Отсутствие работы и возможность трудоустройства только на низкооплачиваемые должности является ключевой причиной, по которой экономически неактивное население и люди с низким уровнем образования находятся в зоне риска. По этой причине система социальной защиты может лишь снизить глубину бедности, но вряд ли способна устранить риск бедности для этих групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Социальная защита населения Республики Беларусь

Одной из важнейших составляющих социальной политики является социальная защита населения – система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.

Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно детально проработан западными учеными. Так, Х. Ламперт к формам социальной защиты относит: «различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий» [13, с. 182-200].

В Республике Беларусь термин «социальная защита» стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.

В настоящее время в Беларуси действует достаточно эффективная модель социальной защиты, которая регулируется государственными программами и законодательными актами, направленные на достижение соответствующих результатов в конкретном секторе социальной сферы.

Создание эффективной системы социальной защиты населения является важнейшим направлением социальной политики.

Социальное государство – это тип государства, призванного гарантировать каждому определенный уровень жизни (минимум материального и культурного существования) посредством перераспределения доходов и собственности.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

1) избавление  от абсолютной нищеты, когда среднедушевой  совокупный доход семьи ниже  прожиточного минимума;

2) оказание  материальной помощи населению  в экстремальных условиях;

3) содействие  адаптации социально уязвимых  групп населения к условиям рыночной экономики.

С точки зрения воздействия на объекты, меры социальной защиты реализуются в активной и пассивной формах.

Активные меры воздействуют на причины снижения уровня социальной защищенности с целью их устранения. 

Широкое использование получили активные формы защиты трудящихся от безработицы: создание дополнительных рабочих мест; переобучение новым профессиям; организация самостоятельной занятости населения.

К активным формам относятся также меры по социальной реабилитации инвалидов, социальной адаптации многодетных и неполных семей.

Пассивные меры сводятся к поддержанию уровня жизни социально уязвимых слоев населения. К ним относятся: выплата пособий по безработице, семейных пособий; оказание социальной помощи малоимущим гражданам, беженцам, бездомным, пожилым людям.

Организация системы социальной защиты является одной из важнейших функций государства, так как это сфера жизненно важных интересов населения. При этом ее качественные и количественные показатели свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества. Право на социальную защиту – это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни. Таким образом, система социальной защиты предполагает обеспечение минимальных жизненных стандартов для всех членов общества.

Система социальной защиты должна гарантировать:

1) достойное  социальное существование человека, уважение его чести и достоинств;

2) максимально  полный охват социального пространства, ибо невозможно защищать тех, кто не включен в систему;

3) равномерное  и равновесное распределение  услуг, выплат и льгот в рамках  всей социальной системы;

4) эффективность  функционирования учреждений социальной  защиты.

В качестве субъектов управления в системе социальной защиты выступают прежде всего службы и организации Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (Минтруда и соцзащиты) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим управление в области труда и охраны труда, занятости населения, социальной защиты, демографической безопасности, координирующим деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления, а также осуществляющим организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Национального комитета по народонаселению при Совете Министров Республики Беларусь.

Кроме названных борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелые, инвалиды с  детства, нетрудоспособные. Подобные программы имеют целью установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц с тем, чтобы они были относительно независимы от семей родственников и близких в плане жизнеобеспечения [3, с. 224].

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является социальная защита инвалидов. В республике проживает 536908 инвалидов, в том числе 27445 детей-инвалидов. Реабилитационные учреждения – Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр и Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов – осуществляют мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов. Нуждающиеся обеспечиваются (бесплатно или на льготных условиях) протезно-ортопедическими изделиями, изделиями лечебного протезирования, техническими средствами реабилитации [15].

Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий.

Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь. Социальное страхование – это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков.

Социальная помощь – оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат. Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Минимальные социальные гарантии – важный компонент современной социальной защиты. Предполагается обеспечение равного доступа всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий.

Социальная защита осуществляется в форме натуральных или денежных выплат, льгот и пособий. В нынешних условиях социально-экономического развития Республики Беларусь границы социальной защиты более расширены, так как она снижает дифференциацию населения по уровню доходов, смягчает ситуацию, при которой сложности переходного к рынку периода перекладываются на одни группы населения при заметном выигрыше других; приостанавливает прогрессирующее обнищание населения вследствие большого отставания оплаты труда от уровня цен, недоступности для населения из-за высоких цен многих товаров повседневного спроса; обеспечивает сохранность рабочих мест как основного источника средств существования всех членов общества; обеспечивает доступность для всех слоев и групп населения необходимых благ и услуг социального характера (образование, здравоохранение, культура и т.д.); учитывает, что меры социальной защиты, достаточные для одной группы населения, могут оказаться неэффективными или невыполнимыми в отношении другой и т.д.

С точки зрения трудового вклада в общественное производство существует два вида социальной защиты: ограниченная и абсолютная.

Ограниченная социальная защита – это обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, защиты от тяжелых физических лишений. Другими словами, ограниченная защита – это определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности достижим для всех и не должен рассматриваться в качестве привилегии. 

Абсолютная социальная защита представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан. Цель абсолютной защищенности – застраховать отдельных членов общества от того, что является нормой для рынка, от возможного уменьшения уровня их доходов. Это обеспечение для определенной группы или социального слоя людей «заслуженного» или «положенного» уровня доходов.

Социальной защитой являются определенные обязательства государства и общества перед своими гражданами, и в первую очередь, наиболее уязвимыми группами населения – детьми, престарелыми, инвалидами, многодетными семьями, матерями-одиночками, молодежью. Иными словами, социальная защита – это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержания наиболее язвимых слоев населения.

Таким образом, политика социальной защиты направлена на стабилизацию материального положения наиболее уязвимых слоев населения в частности и повышения уровня жизни населения и благосостояния страны в целом, и осуществляется посредствам специальных мер и стандартов.

Можно сделать вывод, что создание системы социальной защиты является одной из основных функций социальной политики. Под социальной защитой понимаются определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции.

Средства Фонда могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.

Зачисление средств Фонда на соответствующие счета, их учет и использование осуществляются в порядке, устанавливаемом правлением Фонда по согласованию с Министерством финансов и Национальным банком.

Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2013 год 

Поступления в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) за 2013 г. составили 77 910,3 млрд. руб., из которых страховые взносы предприятий и работающих граждан – 75 539,4 млрд. руб. (97,0 % общих поступлений), взносы индивидуальных предпринимателей – 329,5 млрд. руб. (0,4 % общих поступлений). Удельный вес доходов в ВВП составил 12,2 %.

На профессиональное пенсионное страхование (далее – ППС) поступило взносов на сумму 566,4 млрд. руб. Доходов от размещения средств ППС получено в сумме 487,0 млрд. руб.

Расходы бюджета фонда составили 78 433,1 млрд. руб., из которых на финансирование выплат пенсий направлено 60 870,3 млрд. руб. (77,6 %), на выплату пособий – 16 001,8 млрд. руб. (20,4 %). Удельный вес расходов в ВВП составил 12,3 %.

Информация о работе Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия