Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными.

Файлы: 1 файл

25_Problema_bednosti_i_sotsialnaya_zaschita_naselenia.docx

— 129.25 Кб (Скачать файл)

В 2013 г. за счет средств государственного социального страхования выплачено 8,4 млн. пособий (в 2012 г. – 9,7). В общей сумме расходов на выплату пособий плательщиками (13,2 трлн. руб.) преобладали расходы на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и по временной нетрудоспособности (5,3 трлн. руб. и 5,1 трлн. руб. соответственно).

За отчетный период количество страхователей, уплачивающих взносы на ППС, уменьшилось на 895 и составило 11 687. Количество застрахованных лиц, в лицевых счетах которых открыта профессиональная часть, увеличилось на 40 014 и составило 718 074 человека.

Назначены 7 064 дополнительные профессиональные пенсии (далее – пенсии). Из общего количества назначенных пенсий 37,7 % – пенсии педагогическим работникам, 22,4 % – медицинским работникам, 20,4 % – работникам сельского хозяйства. Расходы на выплату пенсий по сравнению с 2012 годом увеличились на 5,1 млрд. руб. и составили 9,9 млрд. руб. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б.5).

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что Фонд социальной защиты населения представляет собой финансовый институт, который аккумулирует средства населения и выплачивает их в виде пособий и пенсий при наступлении страхового случая. Последним может быть рождение ребенка, потеря трудоспособности, потеря кормильца, старость.

Республика Беларусь – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих своим гражданам достойную жизнь и свободное развитие. Всем гражданам страны гарантирована охрана здоровья, выплата заработной платы, государственных пенсий и пособий. В социальной сфере приоритетом является сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан — обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

  • инвалидам, одиноким пенсионерам — различные социальные услуги, обслуживание на дому;
  • многодетным, неполным семьям — приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи. Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

Средний размер пенсии по возрасту в апреле 2012 года – 1255,2 тыс. р., минимум выплаты суммарно с пенсией по возрасту – 920,1 тыс. р., максимальная пенсия у неработающих пенсионеров – 1879,3 тыс. р. При этом показатель, характеризующий степень отклонения фактического распределения доходов от равномерного, по зарплатам составляет 0,34 по пенсиям – 0,11 [10].

Ожидаемая продолжительность жизни в Беларуси в настоящее время составляет 70,5 лет: у мужчин — 64,7 года, у женщин — 75,6 года. Согласно прогнозам, эти показатели составят к 2040 году около 73 лет: у мужчин около 67 — 68 лет, у женщин примерно 79 лет. При этом действующая пенсионная система не содержит стимулов для молодых поколений, вступающих в трудовую жизнь, в создании материальных предпосылок обеспечения своей жизни в пожилом возрасте.

В рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» продолжалась работа по предоставлению малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации семьям (гражданам) государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП).

За 9 месяцев 2014 года ГАСП назначена 164,6 тыс. человек на сумму 300,9 млрд. рублей, из них:

  • ежемесячное социальное пособие – 43,7 тыс. человек на сумму 69,9 млрд. рублей;
  • единовременное социальное пособие – 24,4 тыс. человек на сумму 19,7 млрд. рублей;
  • социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников – 55,6 тыс. человек на сумму 92,4 млрд. рублей;
  • социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставлено 15,7 тыс. человек для оплаты 21,4 тыс. средств реабилитации на сумму 30,1 млрд. рублей;
  • обеспечено продуктами питания 25,2 тыс. детей на сумму 88,8 млрд. рублей [16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Понятие уровня жизни однозначно определить трудно и даже невозможно. Нет таких универсальных показателей, которые бы одним значением характеризовали это состояние. Обычно используется система показателей, важнейшими среди которых выступают: заработная плата, уровень пенсионного обеспечения, жилье, развитие здравоохранения, уровень культуры и т.д. Комплексное рассмотрение этих показателей может дать представление об уровне жизни людей.

Бедность  — это состояние длительного  вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Основным инструментом ее измерения служит граница (черта) бедности. В нашей стране в качестве таковой выступает бюджет прожиточного минимума. Крайним проявлением бедности является нищета.

Под социальной защитой понимается защита человека либо определенных групп населения от социальных рисков, связанных с утратой трудоспособности и/или потери дохода, необходимого для обеспечения средств к существованию. К таким рискам относятся: беременность и роды, содержание детей, болезнь и инвалидность, старость, смерть человека, потеря кормильца, безработица, трудовое увечье.         

Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.

В настоящее время основными компонентами системы социальной защиты в странах с рыночной экономикой являются: социальное страхование, общественное вспомоществование (социальная помощь) и социальное обслуживание.

Так же нельзя забывать о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий населения могло бы оказаться создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.

Занятость остается одним из ключевых факторов, снижающих риск бедности. Соответственно, домохозяйства, состоящие из одного человека либо имеющие одного кормильца подвергаются потенциальному риску попадания за черту бедности в случае потери им работы.

Бедность по-прежнему остается важной проблемой как в Республике Беларусь, так  во всем мире.

Исходя из всего вышеизложенного, становиться ясно, что только грамотная политика государства может вывести страну на достойный уровень и соответственно решить проблему бедности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. United States Census [Электронный ресурс]: Income, Poverty, and Health. Insurance Coverage: 2012. – Режим доступа: http://www.census.gov/newsroom/releases/pdf/20130917_ip_slides_with_plotpoints.pdf. Дата доступа: 21.12.2014
  2. Акулова М., Кирхнер Р., Шиманович Г. (2013). Текущие тенденции и вызовы на рынке труда Беларуси, аналитическая записка PP/02/13, Исследовательский центр ИПМ.
  3. Базылев, Н. И. Макроэкономика/ Н. И. Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2007.-288с.
  4. Беглова Е.И. Опыт преодоления бедности в странах с различным уровнем экономического развития // Российское предпринимательство. — 2012. — № 11 (209). — c. 4-9. — http://www.creativeconomy.ru/articles/23956/.
  5. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
  6. Борнукова К., Чубрик А., Шиманович Г. (2012). Оценка шкалы эквивалентности для белорусских домохозяйств и ее влияния на определение социально-уязвимых групп населения, рабочий материал Исследовательского центра ИПМ WP/12/01.
  7. Википедия [Электронный ресурс]: Бедность. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C. Дата доступа: 13.11.2014
  8. Википедия [Электронный ресурс]: Коэффициент Джини. Коэффициент Джини по распределению национального дохода стран мира в 2009 году. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%FD%F4%F4%E8%F6%E8%E5%ED%F2_%C4%E6%E8%ED%E8. Дата доступа: 13.11.2014
  9. Грушник, П. Забота о человеке/П.Грушник//Экономика Беларуси. 2010, №3.- С.40, 45
  10. Ежегодник (2013). Бедность и социально уязвимые группы Беларуси. Исследовательский центр Института приватизации и менеджмента. – 2013.
  11. Исследовательский центр ИПМ (2012). Бедность и социальная интеграция в Беларуси, 2012.
  12. Коломейко, М.В. Общая характеристика понятия «бедности» в мире/ М. В. Коломейко // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2012. - № 2 (31).
  13. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь / Х. Ламперт. – Москва: Изд-во Дело, 1993. – 224.
  14. Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс / И.М. Лемешевский, В.И. Донцова. — Минск: Изд-во МИУ, 2014. — 266 с.

 

 

  1. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Численность инвалидов, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, по состоянию за август 2014 года. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/chislinv Дата доступа: 13.11.2014.
  2. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Система государственной адресной социальной помощи. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/v-i-kvartale-2013-g-summa-naznachennoj-gosudarstvennoj-socialnoj-pomoshhi-sostavila-95-3-mlrd-rublej. Дата доступа: 13.11.2014
  3. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения: – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/dannye2. Дата доступа: 13.11.2014.
  4. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Беларусь и страны мира, 2014: - Режим доступа: http://belstat.gov.by/bgd/public_compilation/index_576/. Дата доступа: 21.12.2014
  5. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь, 2014: - Режим доступа: http://belstat.gov.by/bgd/public_compilation/index_435/. Дата доступа: 21.12.2014
  6. Николаева И.П/ Экономическая теория: словарь-справочник - М.: Проспект, КНОРУС, 2011 г.-160 с.
  7. Потапова, И.С. История экономических учений - М: МГИУ, 2008 г.-с. 224.
  8. Прус, Е. Баланс социальной устойчивости/Е.Прус//Экономика Беларуси. – 2012. - №2. – С.36-41.
  9. Разумов А.А., Ягодкина М.А. Бедность в современной России - М.: Формула права, 2007 с. С. 172. - 336 с.
  10. Снопков, Н. Фундамент для либерализации//Директива №4 о предпринимательстве/Н.Снопков// Экономика Беларуси. 2011, №1, С.50-54
  11. Социально-экономическая статистика. Практикум: учеб. пособие / Л. И. Василевская [и др.]; под ред. С. Р. Нестерович, Л. И. Карпенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2011. – 365 с.
  12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/bednost/tabl/2-03.htm. Дата доступа: 13.11.2014
  13. Хамидуллин Н.Р. Международные аспекты формирования социальной защиты населения, опыт зарубежных стран.// ВЕСТНИК ОГУ.- 2012. - №3 (139).
  14. Чубрик А., Шиманович Г. (2013). Отдача на образование и оценка человеческого капитала в Беларуси, рабочий материал WP/13/02, Исследовательский центр ИПМ.

Информация о работе Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия