Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 18:54, курсовая работа
Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными.
В 2013 г. за счет средств государственного социального страхования выплачено 8,4 млн. пособий (в 2012 г. – 9,7). В общей сумме расходов на выплату пособий плательщиками (13,2 трлн. руб.) преобладали расходы на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и по временной нетрудоспособности (5,3 трлн. руб. и 5,1 трлн. руб. соответственно).
За отчетный период количество страхователей, уплачивающих взносы на ППС, уменьшилось на 895 и составило 11 687. Количество застрахованных лиц, в лицевых счетах которых открыта профессиональная часть, увеличилось на 40 014 и составило 718 074 человека.
Назначены 7 064 дополнительные профессиональные пенсии (далее – пенсии). Из общего количества назначенных пенсий 37,7 % – пенсии педагогическим работникам, 22,4 % – медицинским работникам, 20,4 % – работникам сельского хозяйства. Расходы на выплату пенсий по сравнению с 2012 годом увеличились на 5,1 млрд. руб. и составили 9,9 млрд. руб. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б.5).
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что Фонд социальной защиты населения представляет собой финансовый институт, который аккумулирует средства населения и выплачивает их в виде пособий и пенсий при наступлении страхового случая. Последним может быть рождение ребенка, потеря трудоспособности, потеря кормильца, старость.
Республика Беларусь – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих своим гражданам достойную жизнь и свободное развитие. Всем гражданам страны гарантирована охрана здоровья, выплата заработной платы, государственных пенсий и пособий. В социальной сфере приоритетом является сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта.
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан — обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.
Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:
Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.
Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи. Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.
Средний размер пенсии по возрасту в апреле 2012 года – 1255,2 тыс. р., минимум выплаты суммарно с пенсией по возрасту – 920,1 тыс. р., максимальная пенсия у неработающих пенсионеров – 1879,3 тыс. р. При этом показатель, характеризующий степень отклонения фактического распределения доходов от равномерного, по зарплатам составляет 0,34 по пенсиям – 0,11 [10].
Ожидаемая продолжительность жизни в Беларуси в настоящее время составляет 70,5 лет: у мужчин — 64,7 года, у женщин — 75,6 года. Согласно прогнозам, эти показатели составят к 2040 году около 73 лет: у мужчин около 67 — 68 лет, у женщин примерно 79 лет. При этом действующая пенсионная система не содержит стимулов для молодых поколений, вступающих в трудовую жизнь, в создании материальных предпосылок обеспечения своей жизни в пожилом возрасте.
В рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» продолжалась работа по предоставлению малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации семьям (гражданам) государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП).
За 9 месяцев 2014 года ГАСП назначена 164,6 тыс. человек на сумму 300,9 млрд. рублей, из них:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие уровня жизни однозначно определить трудно и даже невозможно. Нет таких универсальных показателей, которые бы одним значением характеризовали это состояние. Обычно используется система показателей, важнейшими среди которых выступают: заработная плата, уровень пенсионного обеспечения, жилье, развитие здравоохранения, уровень культуры и т.д. Комплексное рассмотрение этих показателей может дать представление об уровне жизни людей.
Бедность — это состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Основным инструментом ее измерения служит граница (черта) бедности. В нашей стране в качестве таковой выступает бюджет прожиточного минимума. Крайним проявлением бедности является нищета.
Под социальной защитой понимается защита человека либо определенных групп населения от социальных рисков, связанных с утратой трудоспособности и/или потери дохода, необходимого для обеспечения средств к существованию. К таким рискам относятся: беременность и роды, содержание детей, болезнь и инвалидность, старость, смерть человека, потеря кормильца, безработица, трудовое увечье.
Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.
В настоящее время основными компонентами системы социальной защиты в странах с рыночной экономикой являются: социальное страхование, общественное вспомоществование (социальная помощь) и социальное обслуживание.
Так же нельзя забывать о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий населения могло бы оказаться создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.
Занятость остается одним из ключевых факторов, снижающих риск бедности. Соответственно, домохозяйства, состоящие из одного человека либо имеющие одного кормильца подвергаются потенциальному риску попадания за черту бедности в случае потери им работы.
Бедность по-прежнему остается важной проблемой как в Республике Беларусь, так во всем мире.
Исходя из всего вышеизложенного, становиться ясно, что только грамотная политика государства может вывести страну на достойный уровень и соответственно решить проблему бедности.
Информация о работе Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия