Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными.

Файлы: 1 файл

25_Problema_bednosti_i_sotsialnaya_zaschita_naselenia.docx

— 129.25 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать вывод, что бедность не однородна и имеет свою сложную структуру.

 

 

1.2 Показатели бедности

Основные показатели бедности определяются формулой, предложенной Джеймсом Фостером (James Foster), Джоэлом Гриером (Joel Greer) и Эриком Торбеке (Erik Thorbecke):

,

где P — общий показатель бедности; a — параметр, показывающий о каком именно показателе бедности идет речь; Zh — черта бедности отдельного домохозяйства h, которая зависит от его состава; Yh — уровень дохода отдельного домохозяйства h;  q— количество бедных домохозяйств; H — общее количество домохозяйств.

На основе формулы Фостера-Гриера-Торбеке определяются основные показатели бедности:

  • коэффициент бедности и уровень бедности (a=0);
  • индекс глубины бедности (a=1);
  • индекс остроты бедности (a=2).

Коэффициент бедности (доля бедных домохозяйств в общем количестве домохозяйств):

 

Коэффициент бедности характеризует только степень распространенности бедности и не позволяют оценить, насколько доходы бедных домохозяйств ниже границы бедности.

Индекс глубины бедности:

 

Индекс глубины бедности позволяет оценить насколько ниже относительно черты бедности расположены доходы бедных домохозяйств.

Индекс остроты бедности:

 

Амартья Сен предложил свой индекс, синтетический индикатор бедности, объединяющий три фактора: распространённость этого явления, материальная недостаточность бедных людей, степень их расслоения по доходам. Он рассчитывается по формуле:

,

где S — индекс Сена, L — доля бедного населения, N — отношение среднего дефицита дохода к черте бедности, d — средний доход бедных домохозяйств, P — черта бедности, Gp — коэффициент Джини для бедных домохозяйств [7].

 

 

1.3 Определение уровня бедности

 

При определении удельного веса «бедного населения» используются следующие расчеты:

1) по  норме потребления, когда внимание  концентрируется на степени достижения  физиологического минимума существования (пороговое значение бедности). Все  те слои общества, которые по  уровню потребления находятся  ниже черты физиологического  прожиточного минимума, объявляются  состоящими в бедности. Превышение отметки в 10% считается недопустимым для любой цивилизованной страны;

2) по  относительному доходу, когда определяется  пороговое значение располагаемого  личного дохода в процентах  от среднего уровня по стране (относительная концепция бедности). Все слои общества, доход которых ниже порогового значения, автоматически относятся к беднякам;

3) статистический  прием, когда сравнивается уровень  потребления, например, 10% богатого  и 10% бедного населения, а затем  с учетом принятого критерия  соотношения данных уровней делается  вывод о наличии благополучной или неблагополучной социальной ситуации;

4) стратификационный прием, когда к бедным относят те слои населения, для которых характерна низкая эластичность функции занятости и слабые организационные возможности самообеспечения (старики, инвалиды, беженцы и т.д.);

5) субъективная  концепция бедности исходит из  того, что люди, участвующие в социологическом опросе, сами в состоянии квалифицированно определить, относятся они к бедным или нет [14, с. 166-167].

Для измерения бедности применяются как индикаторы общего характера (например, уровень жизни), так и частного (различные показатели бедности - уровень душевого дохода, потребительская корзина, индексы материального благосостояния и т.д.).

Основным инструментом определения численности бедных в стране является черта, или граница, бедности — минимальный уровень жизни, по которому устанавливается граница бедности. Население, не располагающее таким минимумом, относится к бедным слоям. Граница бедности позволяет разделить население на бедных и небедных. Данный показатель зависит не только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и от экономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровня жизни населения, его менталитета. То, что является бедностью в одной стране, не является таковой в другой. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: в развитых государствах она выше, чем в развивающихся (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В.1).

В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.

Прожиточный минимум — это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Таблица 1 - Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в Республике Беларусь

с 01.11.2013 по 31.01.2014

1 047 530 руб.

с 01.02.2014 по 30.04.2014

1 128 070 руб.

с 01.05.2014 по 31.07.2014

1 212 470 руб.

с 01.08.2014 по 31.10.2014

1 343 420 руб.

с 01.11.2014 по 31.01.2015

1 396 020 руб.


Примечание – Источник: [17].

 

Прожиточный минимум определяется размером дохода, позволяющим удовлетворить минимум потребительских запросов средней семьи. Размер прожиточного минимума подвижен и зависит главным образом от состояния экономики и политики государства в области распределения доходов.

Бюджет прожиточного минимума — стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для различных социально-демографических групп населения.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина — это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. Он включает блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

 

 

 

 

1.4 Дифференциация  доходов населения

Дифференциация доходов населения - это выделение различных слоёв и групп населения в зависимости от уровня доходов. В качестве показателя характеризует степень неравномерности распределения доходов.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели.

  • коэффициент Джини;
  • кривая Лоренца;
  • децильный коэффициент;
  • квинтильный коэффициент.

Коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини – G) характеризует степень отклонения фактического распределения доходов (располагаемых ресурсов) среди населения от линии их равномерного распределения. Его величина может варьироваться от 0 до1. При этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы (располагаемые ресурсы) в обществе.

Математически коэффициент Джини рассчитывается следующим образом:

 

где Xi – доля населения, принадлежащая к i-й (i=1÷n) группе, в общей численности населения; n – число групп; Yi – доля доходов, сосредоточенная у i-й группы населения; cumYi – кумулятивная доля дохода (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В.2).

Для графического изображения дифференциации населения по уровню душевого дохода используют кривую Лоренца, которая отражает кумулятивное распределение численности населения (ось абсцисс) и соответствующих этой численности располагаемых ресурсов (ось ординат). Таким образом, она показывает соотношение процентов всех располагаемых ресурсов и процентов всех получателей или населения.

Рисунок 1.4 – Кривая Лоренца

Если бы располагаемые ресурсы распределились равномерно, т.е. 10% населения имели бы десятую часть располагаемых ресурсов, 20% - пятую часть располагаемых ресурсов, 50% - половину и т.д., но такое распределение имело бы вид линии равномерного распределения (по диагонали квадрата со сторонами от 0 до 100%). Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца (линией фактического распределения), отстоящей от прямой тем дальше, чем выше дифференциация (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б.1).

Децильный коэффициент дифференциации доходов (Кдец) характеризует соотношение душевых доходов самых бедных из 10% самых богатых домашних хозяйств к уровню душевых доходов самых богатых из 10% самых бедных домашних хозяйств, показывает соотношение уровней верхнего и нижнего децилей вариационного ряда соответствующих показателей..

Дециль – варианта, ранжированного ряда, отсекающая десятую часть совокупности:

 

,,

где x1,x9 – нижняя граница первого и девятого децилей соответственно; i – величина интервала по душевому доходу; cumSd1-1,Sd9-1 – накопленная частота интервала, предшествующего децильному, для нижнего и верхнего дециля соответственно; fd1,fd9 – частота децильного интервала; ∑f -  сумма частот (100 – const).

Квинтильный коэффициент дифференциации (Кквин) рассчитывается аналогично децильному коэффициенту, но с учетом того, что характеризует соотношение душевых доходов 20% наиболее и наименее обеспеченных групп населения [25, с. 274-276].

Основными факторами, влияющими на дифференциацию доходов, являются различия:

• в размерах оплаты труда работников, занятых в общественном производстве;

• в величине денежных выплат из общественных фондов потребления;

• в объемах поступления от личного подсобного хозяйства, индивидуальной деятельности, новых форм кооперации;

• в размерах и составе семей;

• в возможности поступления доходов от неконтролируемого их перераспределения.

Дифференциация населения на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

• бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума или равен ему;

• малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;

• обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами

• в богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.

 

2. Модели социальной защиты, применяемые в разных странах

 

В своем развитии человечество достигло огромных успехов, но не смогло преодолеть извечную проблему – проблему бедности, расслоения общества на богатых и бедных. В XXI веке на фоне колоссальных достижений современной цивилизации эта проблема не потеряла своей остроты, более того – приобрела новые черты и проявления как глобальный процесс. В мире, несмотря на изобилие, существует глубокая бедность: около четверти мирового населения живет ниже официальной черты бедности, установленной Всемирным банком (2 долл. США в сутки), а 1,2 млрд человек (пятая часть населения) –менее чем на 1 долл. США в день, большая часть из них проживает в Южной Азии и Африке (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г.1)

Борьба с бедностью в разных странах охватывает все аспекты социальной политики государства и включает в себя системы социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования. Национальные системы соцзащиты многообразны, и, на первый взгляд, сходства трудно выделить. Тем не менее, возможна их типологизация. В данном случае говорят о «моделях социальной защиты».

Модели социальной защиты, применяемые в разных странах мира

1. Континентальная (бисмарковская) модель (Германия, Нидерланды, Австралия, Швейцария, Франция) предусматривает взаимозависимость между уровнем соцзащиты и продолжительностью трудовой деятельности. В ее основе лежит мощнейшее обязательное социальное страхование, услуги, направляемые на различные формы страхования: медицинское, пенсионное и страхование по безработице.

Государство выступает гарантом выполнения обязательств органами социального страхования при возникновении у последних финансовых затруднений. Кроме того, государство принимает меры против засилья дешевой рабочей силы на рынке труда. В Нидерландах, Дании, Германии и Бельгии, Франции в основе системы профилактики бедности лежит установление обязательной для всех работодателей минимальной ставки заработной платы, достаточной для удовлетворения основных потребностей работающего. В результате минимальная заработная плата во Франции составляет почти 60%, в остальных странах − около 50% от среднего уровня.

Информация о работе Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия