Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:52, доклад
Бедность для российского народа – достаточно новый феномен. При социализме общий уровень жизни, конечно, был невысоким, но откровенно бедных было сравнительно немного. При рынке пока далеко не все слои населения получили в материальном плане то, на что они надеялись. В начале рыночных реформ людям предлагают потерпеть «6-8 месяцев». Очевидно, что этот период для многих затянулся. Также очевидно и то, что потенциал рыночной экономики для обеспечения высокого уровня жизни для большинства населения пока не задействован в полной мере. Более того, вызывают беспокойство рост социального неравенства и высокая дифференциация населения по доходам.
Основным источником дохода трудоспособного населения в России является заработная плата. На долю оплаты труда в денежных доходах населения в 2004 году пришлось, по данным Росстата, 63%. Поэтому закономерно, что очень высокая дифференциация населения по доходам в целом в большей мере обусловлена значительными различиями в оплате труда. Если посчитать соотношение максимальной среднемесячной начисленной заработной платы среди отраслей и минимальной, то уровень межотраслевой дифференциации средних начисленных заработных плат в 2004 году был более чем 12-тикратный. Традиционно для России наиболее высокие заработки концентрируются в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии, сфере финансов, кредитования и страхования, а минимальная оплата труда характерна для бюджетной сферы, легкой промышленности и сельского хозяйства. По данным Росстата, самая низкая среднемесячная заработная плата в 2004 году была зафиксирована в сельском хозяйстве - в среднем 2 787 руб. и легкой промышленности –3 373 руб. Сельское хозяйство также является абсолютным «лидером» среди отраслей экономики по доле работников с начисленной заработной платой ниже прожиточного минимума (в 2003 году - 74% занятых в сельском хозяйстве).
Самую высокую среднемесячную заработную плату в 2004 году получали работники газовой (33 760 руб.) и нефтедобывающей (23 755 руб.) отраслей. При этом интересно отметить, что даже среди работников топливной промышленности есть такие, которые получают зарплату ниже прожиточного минимума (в 2003 году - 3,8%).
Для оценки неравенства распределения заработных плат между работниками бюджетных и небюджетных отраслей к бюджетным отраслям экономики отнесем здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство, науку и научное обслуживание, управление. Все прочие отрасли будем считать небюджетными.
Поскольку традиционно для России большинство предприятий и организаций из вышеперечисленных отраслей состоят на бюджетном финансировании, то для оценочных расчетов подобная разбивка отраслей на бюджетные и небюджетные может быть принята за основу.
В 2003 году, по данным Росстата, соотношение между совокупной начисленной заработной платой работников отраслей, выделенных нами в качестве бюджетных, и всех работников прочих отраслей составляло 20/80. При этом, в бюджетных отраслях было занято примерно 25% от среднегодовой численности занятых во всей экономике.
Тот факт, что доля зарплат бюджетников составляет всего 20% от общих «зарплатных» доходов населения страны, заставляет по иному взглянуть на традиционные правительственные аргументы: резко повышать зарплату бюджетникам нельзя, потому что это спровоцирует инфляцию. Если принять такие аргументы, то получается, что повышение зарплаты для одних – это инфляция, а для других – нет. Понятно, что так не бывает, и доводы в пользу ограничения повышения зарплат бюджетникам в качестве антиинфляционной меры становятся не совсем убедительными.
Кроме высокой межотраслевой дифференциации в оплате труда в настоящее время сложился существенный разрыв в зарплатах работников внутри большинства отраслей. Например, по данным выборочного обследования организаций Росстатом в апреле 2003 года, самое высокое соотношение размеров средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников было в банковском секторе – 33,6 раз. Самый низкий показатель – в электроэнергетике – «всего» 10,2 раза.
Помимо безусловного влияния на уровень внутриотраслевой дифференциации заработных плат объективных факторов, таких как общее состояние отрасли и отдельных предприятий, уровень производства, рентабельность и прибыльность, ориентированность на экспорт, инвестиционная привлекательность и пр., некоторую связь можно проследить между уровнем зарплат и активностью профсоюзных организаций.
В отличие от западных государств, в России взаимоотношения по поводу оплаты труда между государством, объединениями работодателей и профсоюзами являются достаточно формальными. Заключаемые коллективные договора и соглашения во многих случаях носят рекомендательный характер и зачастую так и остаются лишь на бумаге, в то время как в западных странах они считаются нормативными документами едва ли не на уровне закона. Создается впечатление, что трехсторонняя процедура согласования интересов социальных партнеров в России (государство, работодатели, профсоюзы) носит необязательный и формальный характер, поскольку стороны не несут какой-либо ответственности за неисполнение рекомендаций, изложенных в соглашениях.
Например, в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы содержалась четкая формулировка обязательства о повышении в 2002 году тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в 1,5 раза. В Генеральном соглашении на 2005-2007 годы в формулировках превалируют слова «рекомендовать», «ориентироваться», «рассмотреть». Четких мероприятий, конкретных шагов в этом соглашении не обозначено.
Выход из сложившейся
ситуации видится в необходимости принят
Всего, по данным Росстата, на начало 2004 года было зарегистрировано 58 431 профсоюзов. Это на 4% больше, чем в 2003 году. Однако, несмотря на количественный рост числа профорганизаций, активность и качество их деятельности по защите прав работников в большинстве отраслей экономики нельзя считать удовлетворительной.
В состав Федерации независимых профсоюзов России входят 48 отраслевых профсоюзов, в которых состоят около 38 млн. членов. Всего это составляет примерно 96% всех членов профсоюза в Российской Федерации.
Крупнейшими общероссийскими профессиональными союзами, входящими в Федерацию, являются профсоюзы железнодорожников и транспортных строителей, местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, государственных учреждений и общественного обслуживания, горно-металлургический, нефтяной и др.
Отрасли с высоким уровнем заработной платы имеют и сильные профсоюзы. Напротив, в отраслях с наименьшим уровнем зарплаты профсоюзов или нет, или почти нет. Яркий пример таких отраслей – текстильная и легкая промышленность, сельское хозяйство.
Изменение структуры денежных доходов населения также может быть одним из факторов, оказывающих влияние на усиление или, наоборот, ослабление дифференциации населения по доходам.
Основным источником дохода для большинства россиян, как и 15 лет назад, является заработная плата. Ее доля в структуре доходов населения существенно сократилась уже к середине 90-ых годов – с 76,4% до 62,8% (таб. 8). В настоящее время доля зарплаты в структуре доходов населения осталась практически на том же уровне – 63%.
Таблица 8
Состав денежных доходов населения, в % к итогу
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Денежные доходы, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе: |
|||||||||||
Доходы от предпринимательской деятельности |
3,7 |
16,4 |
13,1 |
12,5 |
14,4 |
12,4 |
15,4 |
12,6 |
11,9 |
12,0 |
11,8 |
Оплата труда |
76,4 |
62,8 |
66,5 |
66,4 |
64,9 |
66,5 |
62,8 |
64,6 |
65,8 |
63,9 |
63,0 |
Социальные выплаты |
14,7 |
13,1 |
14,0 |
14,8 |
13,4 |
13,1 |
13,8 |
15,2 |
15,2 |
14,1 |
13,8 |
Доходы от собственности |
2,5 |
6,5 |
5,3 |
5,7 |
5,5 |
7,1 |
6,8 |
5,7 |
5,2 |
7,8 |
9,2 |
Другие доходы |
2,7 |
1,2 |
1,1 |
0.6 |
1,8 |
0,9 |
1,2 |
1,9 |
1,9 |
2,2 |
2,2 |
Источник: Росстат
Принципиальное значение имеет то, какова в структуре доходов населения доля доходов от собственности. Если до приватизации, в 1990 году, соответствующий показатель составлял 2,5%, то к 2002 году (после всей приватизации!) он составил всего лишь 5,2%. Однако в последние годы этот показатель стал резко увеличиваться и значение 9,2% в 2004 году представляется вполне приемлемым (рисунок 7).
1 – доля доходов от собственност
2 – доля доходов от предпринимат
Источник: Росстат
Рисунок 7. Динамика доли доходов от собственности и от предпринимательской деятельности
Резкий рост доли доходов от собственности нуждается в объяснении. Безусловно, на это повлияла ситуация в экономике. Появилась прибыль, которую стало возможно направлять и на выплату дивидендов. При этом появились не просто деньги на дивиденды, а сформировались стимулы для большего перераспределения средств на дивиденды, а не на развитие, потому что отношения между государством и бизнесом испортились именно в этот период и бизнес подобным образом стал подстраховываться. Увеличились и располагаемые денежные доходы населения, а, следовательно, – банковские депозиты и прочие финансовые активы. Соответственно, возросли процентные доходы по ним.
Естественным является наличие значимой положительной статистической взаимосвязи между динамикой доли доходов от собственности и степенью дифференциации населения по доходам, поскольку собственностью и, соответственно, доходами от нее владеют наиболее обеспеченные слои населения. Коэффициент корреляции между этими показателями составляет 77%.
С 2000 года также проявилась тенденция к сокращению доли доходов от предпринимательской деятельности – с 15,4% в 2000 году до 11,8% в 2004 (рисунок 7).
Сокращение доли доходов от предпринимательской деятельности, безусловно, является негативной тенденцией. Ведь малые и средние предприниматели – это, в основном, представители среднего класса – самого важного слоя для гармоничного развития общества. Предпринимательство – это активная форма проявления стремлений граждан к повышению своей самостоятельности и материальной независимости от государства и работодателей. Если государство даст населению возможность самостоятельно зарабатывать, это будет не только эффективной мерой по повышению общего уровня благосостояния общества и по борьбе с бедностью, но и снизит степень социальной напряженности.
Необходимо обратить внимание на следующие негативные моменты, связанные со структурой доходов. Во-первых, общество, в структуре доходов которого увеличивается доля доходов от собственности на фоне сокращения доли доходов от предпринимательской деятельности, превращается в «общество – рантье». Во-вторых, если оценивать относительную материальную независимость населения от государства как сумму долей доходов от собственности и от предпринимательской деятельности в совокупных доходах, то мы сейчас не достигли «уровня самостоятельности» 1995 года. Наименее обеспеченные граждане по-прежнему практически не имеют возможности получать доходы из иных источников, чем зарплата и социальные выплаты, и поэтому их благополучие напрямую зависит от государства и работодателя.
Структура денежных доходов населения в России не соответствует полностью ни аналогичной структуре в странах с развитыми рыночными отношениями, ни структуре денежных доходов населения в странах с переходной экономикой (таб. 9). По доле заработной платы Россия наиболее приближена к Японии, а по доле социальных трансфертов – к Финляндии и США. Доля доходов от собственности в России практически совпадает с норвежским показателем. Неудивительным является и то, что в США на доходы от собственности приходится практически четверть совокупных доходов населения. Вывод из сравнений напрашивается следующий: структура денежных доходов населения может различаться существенным образом, однако это не является серьезным препятствием для проведения эффективной социальной политики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения.
Таблица 9
Состав денежных доходов населения в различных странах, 2003, в % к итогу
США |
Норвегия |
Япония |
Болгария |
Финляндия |
Чехия |
Россия | |
Денежные доходы, всего В том числе: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доходы от предпринимательской деятельности |
63,3 |
71,2 |
15,3 |
5,4 |
29,4* |
8,8 |
12,0 |
Оплата труда |
65,9 |
56,3 |
56,5 |
66,4 |
63,9 | ||
Социальные выплаты |
13,4 |
21,3 |
12,4 |
29,2 |
14,1 |
20,6 |
14,1 |
Доходы от собственности |
23,2 |
7,5 |
6,3 |
4,4** |
4,2 |
7,8 | |
Другие доходы |
0,1 |
4,7 |
2,2 |
* включая доходы от собственности
** включая доходы от подсобного хозяйства
Источник: Росстат, Statistics Norway (SSB), Economic Planning Agency of Japan, US Bureau of Economic Analysis, National Statistical Institute of the Republic of Bulgaria (BULSTAT), Czech Statistical Office, Statistics Finland