Безработица и её проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Данная тема весьма актуальна в наше время, поскольку занятость и безработица представляют собой весьма важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения. Сейчас безработица представлена в таких масштабах, что смело можно утверждать, что она перерастает в опасное для всего общества социально-экономическое явление. Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы в сегодняшних условиях, объяснить их взаимную обусловленность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
Теоретические аспекты занятости и безработицы
Сущность, причины и основные формы безработицы…………..
Занятость и её виды. Естественный уровень безработицы……..
Социально-экономические последствия безработицы………….
Способы регулирования занятости……………………………….
Динамика занятости и безработицы в России.
Особенности безработицы в России и в Вологодской области в 1990-2010гг………………………………………………………..
Направления политики занятости в РФ………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложение 1…………………………………………………………………...
Приложение 2…………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

ЭУП-12 Игнашева АА.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

 Полная занятость — это  состояние наибольшей вовлеченности  трудоспособного населения в  общественно полезную деятельность. Она характеризуется состоянием, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Продуктивная (эффективная) занятость  характеризуется с двух позиций. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и т.п. Во-вторых, продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. Частный случаи последней — содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы.

Свободно избранная занятость  предполагает, что право распоряжаться  собственной способностью к труду  принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.

Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которой общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения.

Скрытая занятость населения характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей, предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.

Сезонная занятость представляет собой периодическое (как правило, в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических особенностей.

Маятниковая занятость — это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость —  это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха.

В последние годы появились такие  формы занятости, как частичная и эпизодическая. К таким гибким (нетипичным) формам занятости относится широкий набор форм трудоустройства, отличающихся от стандартной полной занятости. Работа на дому, временная работа являются наиболее распространенными формами нетипичной занятости лиц наемного труда.

К нетипичной относится временная занятость, которая всегда сосуществовала с другими вилами трудоустройства, но использовалась лишь при определенных обстоятельствах.

Полная занятость – это состояние, при котором совокупная занятость  является неэластичной, то есть не реагирует на увеличение эффективного спроса. Теоретически и практически наличие свободной рабочей силы на рынке труда является необходимым условием расширения и развития производства, предъявляющего дополнительный спрос на рабочую силу. Экономика не может функционировать при 100 процентном использовании ресурсов, и в первую очередь, труда. Она должна располагать резервами капитала, труда, земли. Имея резерв, общество способно к манёвру, решению вновь возникающих проблем. Достижение полной занятости не означает, что все трудоспособные члены общества имеют хорошо оплачиваемую работу.

Считается, что полная занятость достигается, когда могут найти работу все те, кто расположены работать в экономических и других условиях, существующих на рынке труда. под полной занятостью понимается не 100%-ная занятость, а занятость при естественном уровне безработицы.[5]

Концепцию естественного уровня (нормы) безработицы обосновал М. Фридман. Она представляет собой устойчивый на протяжении длительного периода уровень фрикционной и структурной безработицы при отсутствии циклической, или, иначе говоря, равновесное состояние рынка труда, когда количество ищущих работу совпадает с количеством вакансий.

Объединение в одну категорию фрикционной  и структурной безработицы здесь  объясняется тем, что обе они не зависят от таких макроэкономических факторов, как платежеспособный спрос, объем производства, инфляция, ставка процента, а представляют собой объективные процессы, отражающие структурные диспропорции на рынке труда. Поэтому естественная безработица характеризует наилучший для экономики запас рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний.

Естественный уровень безработицы  соответствует потенциальному ВНП  — максимально возможному реальному объему валового национального продукта в условиях полной занятости всех пригодных для производства ресурсов, в том числе ресурса труда.

Итак, любая политика, направленная на снижение естественного уровня безработицы, должна способствовать либо уменьшению уровня увольнения, либо повышению уровня трудоустройства.[6]

 

1.3. Социально-экономические последствия  безработицы

Суждения о социально-экономических  последствиях безработицы неоднозначны и зависят, преимущественно от того, о каком уровне безработицы идет речь. Некоторые исследователи, в основном неоклассического направления, отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий: формирует мобильный резерв рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства: сдерживает требования профсоюзов в части повышения заработной платы, а значит, снижает предполагаемый уровень инфляции; усиливает трудовую мотивацию занятых, так как гарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

Вместе с тем несомненны и  негативные последствия безработицы, прежде всего циклической. Главный  негативный экономический эффект —  недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального. Отрицательная зависимость между уровнем безработицы и объемом ВНП названа законом Оукена, по имени американского экономиста Артура Оукена, которой первым исследовал эту связь в начале 60-х годов XX века.

По Оукену, при неизменном уровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реального ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и техническим прогрессом, составляет порядка 2,7%—3%, Именно такой ежегодный прирост реального ВНП необходим, чтобы уровень безработицы не возрастал.

Хочется отметить, что социально-экономические  последствия безработицы - это самая  животрепещущая проблема. К экономическим  последствиям роста безработицы  следует отнести изменение требований к нанимаемым работникам, структурные сдвиги на рынке труда, усиление нагрузки на социальную инфраструктуру и др.[7]

Для социальных последствий роста  безработицы характерным является утрата работниками квалификации, обострение криминогенной обстановки в стране. Также это депрессия, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре.

Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и  их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мириться с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия  безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Таким образом, высокий уровень безработицы влечёт за собой в большинстве случаев негативные последствия, поэтому государство вынуждено принимать меры по увеличению занятости населения, а, следовательно, сокращению не задействованного в общественном производстве экономически активного населения.[8]

 

1.4. Способы регулирования занятости 

В правовом государстве действует  система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые применяются  для обеспечения экономической  безопасности трудящихся. Первым элементом  такой системы является регулирование занятости. Сущность задачи достижения полной занятости в масштабе макроэкономики состоит в обеспечении сбалансированности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется принимать комплекс мер по снижению уровня безработицы.

Так как безработица в современной  экономике вызвана не только несовершенством  рынка труда, но и макроэкономическими  факторами, государство должно разрабатывать  комплекс мер, включающих элементы микроэкономической и макроэкономической политики.

Макроэкономические меры позволяют  снизить безработицу, вызванную  дефицитом агрегированного спроса (кейнсианскую безработицу). Так, целенаправленная фиксированная политика может увеличить  агрегированный спрос в экономике посредством увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно сократить банковский процент, что приведёт к росту склонности к потреблению, а значит, и агрегированного спроса и занятости.

Микроэкономические меры – это  те государственные мероприятия, которые  касаются непосредственно рынка  труда. С их помощью можно уменьшить  уровень как циклической, так  и естественной безработицы. Государственная политика на рынке труда делится на активную и пассивную. Меры активной политики занятости нацелены на снижение уровня безработицы, а меры пассивной политики ориентированы на смягчение ее негативных последствий.

К активным мерам относятся:

а) Информационная и организационная  помощь в поиске работы. Создание специальных  государственных структур для этих целей, использование единых информационных технологий, охватывающих все регионы  и аккумулирующих данные о безработице  и об имеющихся вакансиях.

б) Субсидирование образования путём  проведения государственных программ, целью которых является сокращение платы за обучение с тем, чтобы  будущие работники приобретали  необходимые знания и навыки для  работы в развивающихся отраслях экономики.

в) Государственное законодательство, дающее всем индивидам равные права  быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и т.д.

г) Обучение и переобучение для  тех, кто не может найти работу по причине отсутствия необходимой  квалификации.

д) Прямое субсидирование заработной платы и снижение налогов для  фирм, принимающих на работу представителей ущемлённых групп населения, испытывающих особенно острую структурную безработицу.

е) Помощь в открытии собственного бизнеса для безработных (консультации, безвозвратные ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение, создание специальных «бизнес-инкубаторов»).

Информационная и организационная  помощь нацелена на уменьшение уровня фрикционной безработицы. Все остальные  названные выше меры – прежде всего на борьбу со структурной безработицей.

Активные меры призваны помочь человеку вернуться или вновь войти  в состав рабочей силы. Найти работу и дать возможность самому зарабатывать на жизнь себе и своей семье (а  также платить налоги государству). Эти меры экономически эффективны - растёт заработная плата, ВНП, доходы госбюджета и благосостояние общества.

Кроме того, государство всегда помогает безработным с помощью пассивных  мер. К ним относятся:

а) Выплата пособий по безработице  и дополнительных пособий на содержание семьи.

б) Досрочные  пенсии, которые позволяют сократить  численность экономически активного  населения, не задействованного в общественном производстве.

в) Популярная в  последние годы мера, названная «work-sharing», буквально - «разделение работ». Государство создаёт стимулы к работе в режиме неполной занятости (полдня вместо полного или 2-3 дня в неделю). Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет нанять больше людей.

Это - меры социальной защиты. Но с точки зрения чисто  экономической, они неэффективны. Они не побуждают людей больше трудиться – наоборот, часть из них выходят из состава рабочей силы, становятся иждивенцами работающих членов общества.[9]

Другим элементом  системы социальных амортизаторов  служат биржи труда, созданные ещё в первой половине XIX века. Биржи труда – это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах.

Существуют и  другие формы коммерческих структур в области организации занятости населения на негосударственном уровне. На конец 2005 г. в России насчитывалось около 160 негосударственных структур занятости и подбора персонала, которые располагались в различных городах России, но большая их часть сосредоточена в Москве.[10]

  • 2. Динамика занятости и безработицы в России

2.1. Особенности безработицы в  России и в Вологодской области  в 1990-2010 гг

Безработица занимает четвёртое место  в списке самых значимых угроз  для россиян (36% респондентов).

Системные изменения  в состоянии трудовых ресурсов и  занятости населения происходят под воздействием двух основных факторов - демографического и экономико-институционального. Негативное влияние демографических  процессов на данном этапе выражается в повышенном уровне преждевременной смертности. В то же время группа населения трудоспособного возраста интенсивно пополняется за счет вступления в период активной трудовой жизни представителей поколения 1980-х годов рождения. Этот позитивный процесс позволяет поддерживать экономический рост во многом благодаря снижению демографической нагрузки на трудоспособное население и соответствующей минимизации социальных расходов. Однако с точки зрения долгосрочных перспектив сложившаяся ситуация представляет большую проблему, т.к. произошедшее после 1992 г. снижение рождаемости начнет сказываться на процессе воспроизводства трудовых ресурсов с начала следующего десятилетия. 
Потенциальную численность рабочей силы и ее половозрастной состав определяют прежде всего демографические процессы. С позиции воспроизводства трудовых ресурсов общепринято деление населения по трем основным группам: моложе трудоспособного, трудоспособного и пенсионного возрастов. Количественное соотношение этих групп имеет важное значение для экономики страны или отдельного ее региона. В качестве показателя обеспеченности общества трудовыми ресурсами могут быть использованы удельные веса каждой из этих трех укрупненных возрастных групп населения. 

Информация о работе Безработица и её проблемы