Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 00:38, курсовая работа
Данная тема весьма актуальна в наше время, поскольку занятость и безработица представляют собой весьма важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения. Сейчас безработица представлена в таких масштабах, что смело можно утверждать, что она перерастает в опасное для всего общества социально-экономическое явление. Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы в сегодняшних условиях, объяснить их взаимную обусловленность.
Введение………………………………………………………………………….
Теоретические аспекты занятости и безработицы
Сущность, причины и основные формы безработицы…………..
Занятость и её виды. Естественный уровень безработицы……..
Социально-экономические последствия безработицы………….
Способы регулирования занятости……………………………….
Динамика занятости и безработицы в России.
Особенности безработицы в России и в Вологодской области в 1990-2010гг………………………………………………………..
Направления политики занятости в РФ………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложение 1…………………………………………………………………...
Приложение 2…………………………………………………………………...
В период с 1991 по 2006 г. численность
населения области сократилась
на 10% (в целом по РФ - на 4%). Это произошло
за счет снижения количества населения
моложе и старше трудоспособного возраста
- на 40 и 11% соответственно. Численность
населения трудоспособного возраста,
напротив, возросла на 5% Коэффициент демографической
нагрузки, отражающий количество лиц нетрудоспособных
возрастов на одного трудоспособного,
в течение этого периода снизился с 0,84
до 0,58.
Доля жителей региона в трудоспособном
возрасте в общей численности населения
на протяжении последних полутора десятилетий
выросла. Этот процесс связан с расширением
данной категории за счет представителей
молодого поколения, родившихся в 1980-х
гг. В настоящее время в трудоспособном
возрасте находится наибольшая часть
населения региона. Устойчивая тенденция
к увеличению удельного веса этой категории
в общей численности населения наблюдается
с 1992 г. К 2008 г. доля населения трудоспособного
возраста достигла 64% .[11]
Исходя из текущих тенденций, можно
предполагать, что в ближайшие
годы процесс увеличения удельного веса
когорт трудоспособного возраста будет
продолжаться. Этому способствуют невысокие
темпы воспроизводства населения в связи
со снижением уровня рождаемости. В настоящее
время это создает возможности для привлечения
большего объема трудовых ресурсов в целях
решения задач региональной экономики,
однако в ближайшее десятилетие грозит
постепенным ростом слоев населения старше
трудоспособного возраста, жизнеобеспечение
которых будет связано с расходованием
ощутимых объемов материальных ресурсов
на оказание соответствующей социальной
помощи. Сокращение численности детей
и подростков ведет к возникновению проблемы
формирования трудовых ресурсов, способных
воспроизводить и развивать материальный
и, самое главное, интеллектуальный потенциал.
Так, к 2025 г. прогнозируемая численность
трудоспособного населения снизится на
26% и будет составлять 587 тыс. человек против
795 тыс. человек в 2003 г. Население моложе
трудоспособного возраста также будет
сокращаться, но меньшими темпами. К 2015 г.
ожидается рост числа лиц пенсионного
возраста и в дальнейшем - его уменьшение
к 2025 г. Уровень демографической нагрузки
на трудоспособное население в 2025 г. возрастет
до 0,71 по сравнению с 0,58 в 2005 г. Необходимо
создать качественный задел для минимизации
последствий увеличения численности лиц
старше трудоспособного возраста.
Протекающие в регионе демографические
процессы (общее "старение" населения,
сокращение численности детей и подростков,
снижение ожидаемой продолжительности
жизни) в ближайшие десятилетия могут
стать предпосылками возникновения проблемы
формирования трудовых ресурсов.
В динамике занятости населения региона
в 1993 - 2007 гг. можно выделить два основных
этапа. В течение первого этапа (с 1993 по
1998 г. включительно) количество жителей
региона, занятых в экономике, существенно
сократилось (с 85 до 69% от общей численности
населения, по РФ в целом - с 80 до 66%). Причиной
этого явилось распространение безработицы
и увеличение численности экономически
неактивного населения. Второй этап, начавшийся
в 1999 г., характеризовался повышением уровня
занятости (до 76% в 2000 г., по РФ в целом -
до 71%) и его последующей стабилизацией.
Данные тенденции повторяются и в изменении
доли занятых в численности экономически
активного населения: если в 1992 г. уровень
занятости составлял 97%, то в 1998 г. он снизился
на 10%. В течение последних 6 лет уровень
занятости, при некоторых колебаниях,
существенным образом не изменялся. Однако
сегодня он заметно ниже, чем в начале
1990-х гг. (примерно на 10 процентных пунктов).
Распределение занятого населения по
отраслям экономики обусловливается прежде
всего пропорциями, складывавшимися в
народнохозяйственном комплексе региона
в начале 90-х гг. Но на протяжении 1995 - 2004
гг. структура занятого населения претерпевала
определенные изменения, связанные с постепенным
переходом экономики на рыночные принципы
хозяйствования. Это вылилось в сокращение
удельного веса населения, занятого в
отраслях материального производства.
Так, в промышленном секторе традиционно
занята наиболее значительная часть населения
.
Однако эта доля по отношению к общей численности занятого населения в период с 1991 по 2001 г. сократилась с 33 до 30%. Затем, в связи с оживлением промышленного производства после финансово-экономического кризиса, она вновь начала повышаться, однако в 2002 г. последовал очередной спад, и в 2004 г. в промышленности оказалось занято менее трети населения. В наибольшей степени свою роль в обеспечении занятости населения утратили сферы сельского и лесного хозяйства, строительства.[12]
Одновременно происходило
Ранжирование отраслей народнохозяйственного
комплекса по численности занятых
позволяет рассмотреть
Таблица 3 - Положение в ранжированном ряде первых пяти отраслей экономики Вологодской области
|
| |||||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Распределение трудовых ресурсов по отраслям экономики в перспективе будет в значительной степени зависеть от степени интенсивности вовлечения региона в мировые хозяйственные связи, которая вследствие ускоряющейся глобализации, очевидно, еще больше возрастет. При сохранении современных тенденций социально-экономического развития, выражающихся в постепенном укреплении материального благосостояния жителей, можно ожидать повышения уровня их потребностей, и роста объема денежных средств, направляемых на их удовлетворение, а вследствие этого, расширения структуры и увеличения ассортимента предоставляемых на территории области услуг. В этой связи можно ожидать дальнейшего отвлечения части занятых из отраслей материального производства с низкой эффективностью и пополнения ими сферы рыночных услуг (уровень занятости в ней возрастет до 65 - 70%).[13]
Одним из важнейших институциональных
преобразований 1990-х гг. в России
явилось выделение частного сектора
в самостоятельный сегмент
Положительным следствием экономического
роста в Вологодской области явилось снижение
масштабов безработицы, что совпадало
с общероссийской тенденцией. Этап быстрого
роста безработицы, завершившийся пиком
в 1998 - 1999 гг., сменился этапом ее сокращения.
В период с 1998 по 2005 г. количество безработных
сократилось с 77 до 34 тыс. чел., или с 12 до
5% от численности экономически активного
населения. При этом среди городского
населения уровень безработицы сократился
с 14 до 4%, жителей села - с 10 до 8%; мужчин
- с 12 до 6%, женщин - с 11 до 5%.
Рис. 1 - Удельный вес безработных в общей численности экономически активного
населения Вологодской области и России
(в %)
Численность экономически активного
населения области в 2009 году возросла
по сравнению с 2008 годом на 14,3 тысячи
человек и составила 673,1 тысячи
человек (к 2010 году 681,7 тысяч), или 55,3% от
общей численности населения области,
которая на 1 января 2009 года составляла
1 миллион 218 тысяч человек. Численность
занятого населения области снизилась
на 3,3 тысяч человек и составила 616,9 тысячи
человек (к 2010 году снизилась до 612,4 тысяч).
Численность граждан, которые не имели
занятия, но активно его искали (в соответствии
с методологией Международной Организацией
Труда они классифицируются как безработные)
возросла на 17,6 тысячи человек и составила
56,2 тыс. человек, а к 2010 году показатели
увеличились до 59,3 тыс. человек.(табл.4)
Таблица 4 - Справочная (информация Росстата,
основанная на данных выборочного обследования
населения по проблемам занятости, в среднем за
IV кв. 2009 г. и 1 кв. 2010 г.):
|
|
| |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
За 2009 год в органы службы занятости населения области за содействием в поиске подходящей работы обратилось 92587 человек, что например по сравнению с 2008 годом, на 46738 человек, или в 2,1 раза больше. Из числа обратившихся граждан 87,6%, или 81069 человек, - незанятые трудовой деятельностью граждане. В составе обратившихся граждан доля мужчин составляет 53,5%, или 49555 человек, доля молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет – 45,3%, или 41930 человек. Число инвалидов, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы, возросло на 67,7% по сравнению с 2008 годом и составило 4819 человек, или 5,2 % от общей численности обратившихся граждан. Численность граждан, уволенных из организаций в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников, возросла в 3,3 раза по сравнению 2008 годом и составила 10487 человека, или 11,3 % от общей численности обратившихся граждан.
Основной группой риска с
точки зрения угрозы безработицы
являются жители области в возрасте
от 15 до 19 лет: среди них уровень
безработицы, несмотря на снижение в 1,2
раза в период с 1998 по 2005 г., остается
высоким (29,5% численности экономически
активного населения данной возрастной
категории). Среди остальных возрастных
групп он составляет примерно 3 - 6%.Показатель
общей безработицы в области в 2005 г. (5,2%)
был ниже уровня, зафиксированного в развитых
странах и государствах-членах ЕС (7,1%),
а также в странах Центральной, Восточной
Европы и СНГ (9,5%).
В целом анализ состояния трудовых ресурсов
и занятости населения позволяет говорить
о системных изменениях в этой сфере. Они
происходят под воздействием двух основных
факторов - демографического и экономико-институционального.[
Негативное влияние
Структурные изменения в сфере
занятости были обусловлены, с одной
стороны, переходом от аграрно-индустриального
к постиндустриальному укладу, а
с другой стороны, являлись следствием
разгосударствления экономики и
распространения рыночных принципов
хозяйствования. Этому способствовало
повышение открытости общества и мобильности
экономически активного населения. В дальнейшем
следует ожидать усиления концентрации
трудовых ресурсов в негосударственной
сфере и в отраслях третьего сектора -
сферы услуг (в ее широком понимании). [16]
От степени ее развития будут зависеть
и возможности решения проблемы безработицы,
поскольку прогнозируемый рост удельного
веса трудоспособного населения в ближайшие
годы может вновь привести к усилению
напряженности на рынке труда, высвобождению
работающих и, соответственно, к росту
числа безработных. С этой же точки зрения
важнейшей задачей социально-экономического
развития региона является опережающее
развитие обрабатывающих отраслей (прежде
всего машиностроения), сопровождаемое
повышением качества трудового потенциала.[17]
2.2. Политика занятости в РФ
Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Она направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.
- унитарная, проводимая на
- активная по отношению к
условиям занятости (рабочим и
учебным местам), высвобождаемым
работникам и незанятому
- пассивная по отношению к открытому рынку труда и движению рабочей силы;
- самодостаточная по отношению к
социально-трудовой сфере;
- финансируемая за счет внебюджетных
фондов занятости, формируемых на принципах
«социального налога» на занятость и перераспределяемых
в соответствии с приоритетами государственной
политики занятости;
- регулируемая законом о занятости населения
РФ как частью социального законодательства,
который является законом прямого действия;
осуществляемая под контролем службы
- региональная на уровне субъекта РФ,
учитывающая особенности локальных рынков
труда;
- активная по отношению к структурам рынков
труда и системе экономической активности
населения;
- избирательная по отношению к условиям
занятости;
- интегрированная с социально-трудовыми
отношениями;
- финансируемая за счет системы социального
страхования от безработицы и инвестиционных
программ, реализуемых па региональном
уровне;
- регулируемая основами законодательства
РФ о труде и занятости, законами прямого
действия, принимаемыми на уровне субъекта
Федерации;
- осуществляемая на принципах социального
партнерства и в пределах компетенции
региональных органов труда и занятости;