Безработица и её проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Данная тема весьма актуальна в наше время, поскольку занятость и безработица представляют собой весьма важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения. Сейчас безработица представлена в таких масштабах, что смело можно утверждать, что она перерастает в опасное для всего общества социально-экономическое явление. Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы в сегодняшних условиях, объяснить их взаимную обусловленность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
Теоретические аспекты занятости и безработицы
Сущность, причины и основные формы безработицы…………..
Занятость и её виды. Естественный уровень безработицы……..
Социально-экономические последствия безработицы………….
Способы регулирования занятости……………………………….
Динамика занятости и безработицы в России.
Особенности безработицы в России и в Вологодской области в 1990-2010гг………………………………………………………..
Направления политики занятости в РФ………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложение 1…………………………………………………………………...
Приложение 2…………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

ЭУП-12 Игнашева АА.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

 
занятости как части системы органов  исполнительной власти РФ; 
 
- соответствующая этапу становления цивилизованного рынка труда с системой гарантий при безработице. 
 
- соответствующая этапу федерализации социально-экономических отношений и формированию автономных рынков труда в регионах.[18]

Основой расширения занятости и  совершенствования ее структуры, а  также ликвидации диспропорций на рынке труда является развитие системы рабочих мест. В этой связи в качестве действенного инструмента государственного управления сферой занятости и процессами на рынке труда может выступить Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест, разрабатываемая Министерством труда и Институтом макроэкономических исследований при Министерстве экономики РФ. Она призвана определить перспективные направления развития системы рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезе с учетом возможности обеспечения эффективной занятости.

Впервые делается попытка совместить принципы и приоритеты политики занятости  с приоритетами инвестиционной и  структурной политики. Это включает выявление отраслевых и региональных приоритетов в создании новых и сохранении существующих перспективных рабочих мест, разработку нормативно-правовой базы, ориентированный на формирование условий для создания и сохранения рабочих мест, стимулирование эффективной структуры занятости, сохранение уникальных передовых производств и накопленного интеллектуального потенциала.[19]

Если рассматривать региональный аспект формирования Генеральной схемы  создания и сохранения рабочих мест, то следует отметить резкое усиление неравномерности развития отдельных  регионов и обострение в ряде из них социально-экономических проблем, в первую очередь занятости и доходов населения. Предпринимавшиеся до сих пор меры по их решению совершенно недостаточны. Остро ощущается необходимость в специальных программах поддержки депрессивных регионов и городов, и главное - в организации их эффективного выполнения.

Политика занятости подчинена  ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному члену  общества не просто любой работы, а  возможности в наибольшей степени  развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд. Политика помощи безработным является органической частью общей стратегии и это определяет ее основные направления. Особое внимание уделяется, во-первых, длительно безработным, поскольку речь идет о возможной утрате накопленного человеческого капитала (ведущей составляющей национального богатства любой страны), во-вторых, молодежи, так как здесь потенциал приобретения и эффективного использования человеческого капитала может быть не реализован, в-третьих, специалистам-профессионалам как наиболее дорогостоящей и ценной категории работников.[20]

Что касается России, то для нее реальную опасность представляет деградация структуры рабочих мест и человеческого потенциала в результате сокращения занятости в отраслях, требующих труда высокого качества, и роста занятости в торговле и посреднической деятельности преимущественно в рамках неформального сектора. Кроме того, происходит нарастание длительной застойной безработицы.

Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях. Это направление представляется перспективным для России, хотя требует не только финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб, бизнес-инкубаторов и т.д. Принципиальным моментом является избирательный характер поддержки. Объектом программ должны стать в первую очередь те потенциальные предприниматели и микропредприятия, которые ориентированы на производство необходимой продукции и услуг, требующее труда высокого качества.[21]

В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается усиление и пассивной  политики занятости. Для России представляют интерес два вида программ: 
 
• увязка получения пособия с профессиональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования; 
 
• использование в целях получения дополнительного образования и переподготовки вынужденных отпусков. 
 
В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиции на рынке труда работников с высоким уровнем образования. Для решения их специфических проблем во многих европейских странах (в Великобритании, Франции, Дании и др.) действуют специальные подразделения национальных служб занятости.

Итак, в политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют  меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.[22]

  • Заключение

Безработица, как показало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночной экономики. В работе были детально рассмотрены концепции анализа безработицы различными экономическими школами, что помогло сделать вывод о том, что она вызывается не только микроэкономическими причинами, (несовершенство рынка труда) но и макроэкономическими (дефицит агрегированного спроса).

Рассмотрение причин безработицы  позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической  ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы.

К сожалению, безработица приводит не только к сокращению объёмов национального  производства, но и влечёт негативные социально-экономические последствия. Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим последствием. К тому же, увеличивается преступность, растёт число психологических и эмоциональных стрессов, что отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотя невысокий уровень естественной безработицы даже положительно сказывается на экономике страны.

Работа широко раскрывает меры по сокращению численности экономически активного населения, не занятого в  общественном производстве.

Использование материалов периодической прессы позволило выявить определённую динамику занятости и безработицы в России.

К сожалению только сейчас наше правительство  оценило остроту этой проблемы и  принялось за осуществление программ обеспечения полной занятости. Но уже  сейчас практически в каждом городе России созданы Службы занятости, позволяющие найти работу, а также различные коммерческие и некоммерческие организации по проблемам занятости, что является существенным шагом на пути к повышению экономического благосостояния страны.

Исследование позволило сделать  вывод о том, что без познания теоретических основ проблемы невозможно принятие каких бы то ни было мер  по её ликвидации.

  • Список использованной литературы
  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: учебник для вузов по экономическим специальностям. - Москва: ЮНИТИ, 2004.- 112 с.
  2. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. -М.:Наука, 2007.- 79 с.
  3. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебное пособие. –М.: Юристъ, 2001.- 168 с.
  4. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Г.М. Гукасьян. -2-е изд. – С –Пб.: ПИТЕР, 2004.- 125 с.
  5. Завельский М.Г. Экономика и социология труда: курс лекций. -Москва: Палиолит: Логос, 2006.- 210 с.
  6. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. В кн.: Антология экономической классики.Пер. с англ. В 2-х томах. – М.: ИНФРА-М, 2004.-28 с.
  7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Финансы и статистика, 2005.- 136 с.
  8. Российский статистический ежегодник 2004. - М.: ИНФРА-М, 2004.-95 с. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика- М.: Дело ЛТД, 1993.-98 с.
  9. Брошюра Молодёжь на рынке труда, издана Модельным центром занятости населения.-Калуга, 2005.-67 с.  
  10. Брошюра Рынок труда 2004, издана Модельным центром занятости населения.- Калуга, 2005.-55 с.
  11. Вологодская область в 1997 г.: Стат. сборник. - Вологда, 1998. – 34 с. 
  12. Демографический ежегодник Вологодской области 2008. - Вологда, 2008. -61 с.
  13. Занятость и безработица в Вологодской области в 2005 году: Бюллетень. - Вологда, 2006. -84 с.
  14. Статистический ежегодник Вологодской области 1995 - 2004: Сборник. - Вологда, 2005. -62 с.

 

  1. Статистический ежегодник Вологодской области 2008: Сборник. - Вологда, 2009. -52 с.
  2. Справочно–информация статистика департамента занятости насления Вологодской области 2009-2010: Сборник. – Вологда, 2010.-41 с.
  3. Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы.- М.: Человек и труд, 2009.- 115 с.
  4. Костин Л.А. Занятость, заработная плата и инфляция.- М.: Человек и труд, 2009.- 73 с.
  5. Ржаницына Л.К. Безработица в России: причины, особенности, пути сокращения.- М.: Экономист, 2008.- 115 с.
  6. Румянцева Е.Г. Безработица как глобальная проблема. М.: Экономик, 2004.- 224 с.
  7. Иванов В.П. Социально-экономические последствия безработицы.- М.: Экономика и жизнь,2008.- 136 с.
  8. www.gks.ru
  9. www.economika.info
  10. www.demoscope.ru
  • Приложения

    Приложение 1

    Распределение населения по критериям  активности-неактивности, занятости-незанятости


     

     

     

     

    Приложение 2

    Стимулирование создания рабочих  мест

     

    Сфера

    Государственный сектор экономики

    Частное предпринимательство

    Временные рабочие места

    На федеральном уровне

    1.Установление системы  кредитования для отраслей, где  желательно увеличение спроса на рабочую силу

    2.Устранение юридических  ограничений роста занятости  (возможность индивидуального регулирования  рабочего времени, снятие ограничений  на численность работников)

    3.Создание условий  экономи-ческой заинтересованности  предприятий в обеспечении занятости молодёжи, инвали-дов и других групп населения с низкой конкурентоспособ-ностью на рынке труда

    1.Установление минимума  рентабельности, при кото-ром прибыль  не облагается налогом.

    2.Снижение размера  налога на прибыль при расширении производства и увеличении числа рабочих мест

    3.Предоставление государственных  субсидий вновь организующимся  МП. Обеспечение приемлемых условий  кредитования МП

    1.Снижение бюджетных  пла-тежей и взносов на социальное  страхование для временных и  час-тично занятых работников

    На уровне регионов и  муни- ципаль-ных образований

    1.Возмещение предприятиям  затрат, связанных с поиском, обучением  и приёмом на работу работников

    2.Содействие предприятиям  в обеспечении материальными  ресурсами, гарантирование сбыта  продукции при условии создания новых рабочих мест

    1. Создание региональных  фондов развития МП за счёт  средств фонда занятости

    2.Разработка методики  отбора предпочтительных бизнес-планов

    1.Облегчение приёма  на работу временных работников


     

     

     


    Информация о работе Безработица и её проблемы